Методическая деятельность педагога профессионального образовательного учреждения
Главная задача методической работы в учебном заведении профессионального образования – повышение методического и педагогического уровня инженерно- педагогических работников, приведение его в соответствие с требованиями задач. В педагогической литературе существует три точки зрения на определение методической деятельности.1. методическая деятельность сводится к методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с дидактическими средствами, повышением квалификации в предметной области. 2. к методической деятельности относят деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. 3.методическая деятельность представляют как совокупность относительно самостоятельных умений с четко выраженной спецификой в общей педагогической деятельности.
Цель методической деятельности – обслуживание практики обучения. Функции мд – аналитическая, проектировочная (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения), конструктивная (включает систему действий, связанных с планированием предстоящего занятия), нормативного определения и разработки средств обучения (выполнение образовательных стандартов, требований учебных программ), исследовательская. Объектом мд является процесс формирования ЗУН. Предметом мд являются различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Субъект мдявляется педагог или коллектив педагогов. Высшими формами представления методического творчества в практике обучения является его обобщение в различных публикациях, открытие собственных школ – семинаров преподавателей. Результат (продукт) мд – отобранный учебный материал в различных формах представления информации, алгоритм решения задач, листы рабочей тетради, приемы и методы обучения, учебные программы, методическое обеспечение учебной дисциплины. Методическая деятельность самостоятельный вид профессиональной деятельности преподавателя по проектированию, разработке и конструирования, исследование средств обучения, позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету и циклу учебных дисциплин. Вид мд это устойчивая процедура осуществления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету обуславливающие их развитие и совершенствование. Виды мд 1.анализ учебно – программой документации, 2.метадический анализ учебного материала, 3.планирование системы уроков теоретического и практического обучения, 4.моделирование и конструирование форм, предъявление учебной информации на уроке, 5.констуирование деятельности учащихся по формированию технических понятий и практических умений, 6.разработка методики обучения по предмету, 7.разработка видов и форм контроля ЗУН, 8.управление и оценка деятельности учащихся на уроке, 9.проведение рефлексии собственной деятельности при подготовке к уроку и при анализе его результатов. Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений. Умения это свойство личности будущего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее преобретенных знаниях.
Вопрос 26. Особенности педагогической деятельности в учебно-производственных комбинатах, на производстве, технических лицеях.
Особенности педагогической деятельности в учебно-производственных комбинатах.
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ (МУПК) — эффективная форма организации трудовой подготовки учащихся старших классов общеобразовательной школы.
В современных условиях сохранившиеся межшкольные УПК считают своей основной задачей – подготовку учащихся к трудовой деятельности. При этом большое внимание уделяется развитию социально значимых личностных качеств, позитивного отношения к труду, стремления к достижению значительных результатов в трудовой деятельности. Основные направления деятельности межшкольных УПК следующие:профильное обучение;трудовое воспитание;развитие общих и специальных способностей;развитие творческого потенциала;профессиональная ориентация и выбор профессии;психолого-педагогическое сопровождение профориентации;специальная адаптация к профессиональной деятельности;подготовка к семейной жизни;развитие технического мышления.
Профессиональная ориентированность в обучении и воспитании оказывает серьезное влияние на организацию и методику обучения в УПК. Акцент ставится на практическом (по возможности, производственном) обучении. Методика основана на использовании активных и практических методов обучения, позволяющих имитировать будущую профессиональную деятельность. Занятия организованы в форме производственного обучения, лабораторных работ, деловых игр в зависимости от профиля обучения. Главной воспитательной целью подобных занятий является формирование интереса к определенной профессии, развивающие цели предполагают развитие профессионального мышления, профессиональных умений и навыков, творческого подхода к профессиональной деятельности.