Педагогические технологии и их классификация1
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий – В. Г. Гульчевской, В. П. Беспалько, В. Т. Фо-менко и др. В наиболее обобщенном виде технологии были система-тизированы Г. К. Селевко. Рассмотри краткое описание классификационных групп, составленной автором системы.
• По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
• По философской основе – материаластические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие.
• По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии.
• По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие, технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
• По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН); технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СУД).
• По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитар-ные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
• По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтро-лем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных тестов). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько – дидактических систем):
1) классическое лекционное обучение (управление – разомкнутое, рассеянное, ручное);
2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) – самостоятельная работа;
5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) – групповые, дифференцированные способы обучения;
6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автома-тизированное);
7) система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) – индивидуальное обучение;
8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автомати-зированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
– традиционная классическая классно–урочная система Я. А. Ко-менского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
– современное традиционное обучение, использующееся дидахографию в сочетании с техническими средствами;
– групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
– программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов;
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.
а) Авторитарные технологии. Отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.
б) Дидактоцентрические (технократические) технологии. Отлича-ются высокой степенью невнимания к личности ребенка, господствуют субъект–объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.
в) Личностно–ориентированные (антропоцентрические) технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой–либо отвлеченной цели.
Таким образом, личностно–ориентированные технологии характери-зуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках личностно–ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно–личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
г) Гуманно–личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей.
д) Технологиисотрудничества реализуют демократизм, равенства, партнерство в субъект–субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со–трудничества, со-творчества.
е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании.
• Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технология: догматические, репродуктивные, объясни-тельно–иллюстративные, программированного обучения, проблемного обу-чения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалоги-ческие, коммуникативные, игровые, творческие и др.
• По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:
– массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
– технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др);
– технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
– различные виктимологические технологии (сурдо–, орто–, тифло–, олигофренопедагогика);
– технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
• Названия большого класса современных технологий определяется содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой–либо приоритетной оригинальной авторской идеи.
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:
а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.
К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно–личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.
б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др.
в) Педагогические технологии на основе эффективности органи-зации и управления процессом обучения: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шад-риков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компью-терные (информационные) технологии и др.
г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, технология «Диалог культур» В. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др.
д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и др.
е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, техно-логия свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.
ж) Примерами комплексных политехнологий являются многие из дей-ствующих систем авторских школ («Школа самоопределения» А. Н. Ту-бельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ям-бурга и др.)