Проблемы современной системы обучения
АСПЕКТЫ
АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА И ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Рекомендовано
Министерством образования и науки Украины для студентов высших учебных заведений
СОДЕРЖАНИЕ
Клятва педагога ......................................................................................................... 5
Обращение к студентам .......................................................................................... 6
Предисловие................................................................................................................. 8
Глава 1. Педагогическое образование и становление личности ...........10
1.1. Проблемы современной системы обучения............................................ 10
1.2. Становление личности в жизненном обучении ..................................... 27
1.3. Становление личности в традиционном обучении............................... 30
1.4. Становление личности в развивающем обучении................................ 33
1.5. Становление личности в творческом обучении..................................... 34
1.6. Становление личности в совместной деятельности ............................ 38
Вопросы для самоконтроля ................................................................................. 46
Библиографический список.................................................................................. 47
Глава 2. Системный подход к педагогике .....................................................50
2.1. Системный подход и его иерархия............................................................ 50
2.2. Функционально-содержательный принцип системного подхода ... 55
2.3. Функционально-структурный принцип системного подхода............ 60
2.4. Новые отрасли современной педагогики, основанные
на использовании концепции «8Э» ........................................................... 67
Вопросы для самоконтроля ................................................................................. 72
Библиографический список.................................................................................. 74
Глава 3. Массивы педагогической информации ........................................76
3.1. Общие понятия о массивах информации................................................. 76
3.2. Массив педагогической информации для активизации
познавательной деятельности и творчества обучаемых..................... 78
3.3. Массив педагогической информации для развития творчества
при проведении игровых практических занятий .................................. 82
3.4. Массив педагогической информации для активизации
психолого-педагогической подготовки студентов ............................... 87
3.5. Массив педагогической информации для реализации
деятельностного подхода к обучению ..................................................... 92
Вопросы для самоконтроля ................................................................................ 97
Библиографический список.................................................................................. 98
Глава 4. Оценка эффективности процесса обучения студентов ...........100
4.1. Экспертная оценка эффективности учебно-воспитательного
процесса ........................................................................................................... 100
4.2. Оценка эффективности процесса формирования знаний
обучаемых ...................................................................................................... 108
4.3. Системный анализ когнитивной карты процесса формирования
знаний................................................................................................................ 111
4.4. Статистическая обработка результатов прямого экспертного
опроса ............................................................................................................... 118
4.5. Энтропийная оценка показателей успеваемости и качества
обучения........................................................................................................... 123
Вопросы для самоконтроля................................................................................. 127
Библиографический список ................................................................................ 129
Глава 5. Готовность к профессиональной деятельности
и ее компоненты .......................................................................................................130
5.1. Психологические особенности педагогической деятельности
на современном этапе................................................................................... 130
5.2. Деятельность и развитие личности........................................................... 137
5.3. Содержание и структура психологической готовности будущих
специалистов к профессиональной деятельности................................ 142
Вопросы для самоконтроля................................................................................. 163
Библиографический список ................................................................................ 165
Словарь-справочник мудрых советов.............................................................. 167
Словарь психолого-педагогических терминов.............................................171
Темы рефератов ........................................................................................................184
КЛЯТВА ПЕДАГОГА
Во имя учащегося, во имя будущего культуры клянусь:
уважать личность учащегося, как если бы он был уже взрослым;
отвечать за его физическую и духовную неприкосновенность;
развивать его врожденные способности во благо его и окружающих его людей; не сломать, но укрепить волю учащегося, охранять его там, где он слаб, направлять его там, где он силен;
открыть ему путь к познанию мира;
не оставлю его в познании без надежды;
покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему;
буду учить его служению истине и терпимости к заблуждению.
Клянусь также:
X заботиться о том, чтобы оставить грядущим поколениям мир, в котором стоило бы жить;
X быть примером для учащегося и показать ему, как преодолевать собственные слабости, бороться с искушениями и трудностями;
X противостоять обстоятельствам — давлению общественного мнения, корпоративным интересам, служебным инструкциям, если они будут мешать мне честно выполнять эту клятву.
По мотивам «Клятвы Сократа». Перевод Л. Фураевой
Газета "Первое сентября-, 4 октября 1997г.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ
ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ
...Учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
Герберт Уэллс
Профессия, которую Вы избрали, определяет дальнейшие судьбы человечества. Педагог является самой важной фигурой в нашем обществе, потому что от того, чему он научит молодое поколение, зависит, каким будет будущее общество, в котором нам всем жить. Педагогу мы доверяем самое дорогое — наших детей. Мы хотим их видеть добрыми и умными, видеть в них нашу опору. Ответственность, накладываемая на педагога, — беспредельна, терпение его должно быть безгранично, мудрость — бесконечна. В педагоге высокая профессиональность должна сочетаться с высокой духовностью: нравственное начало должно быть определяющим.
«Какие требования предъявлялись ранее к благочестивому педагогу в Киевской Руси? Прежде всего, «быть честным», как говорили раньше, или иметь «правдивое сердце». Истинное обучение ведь вне слов и предметов.-Оно передается из сердца в сердце, из очей в очи. Дети прозорливы, они ясновидцы. В детской психике — тончайшие мембраны, которые улавливают как ложь, так и правду. Грубый, жестокий учитель уничтожает эти мембраны и лишает ребенка способности правильно оценивать добро и зло. Истинный учитель развивает эту способность, которая является не чем иным как совестью.
Каких еще правил придерживается благочестивый учитель? Не быть судьей ученику. Считать его умнее, тоньше, одареннее себя. Он знает, что не добьется уважения ученика, если не будет испытывать к нему беспредельного почтения, благоговеть перед ним, как перед запечатанной тайной, благоговеть перед путем, который ему предстоит пройти, — многострадальным и трудным.
Учитель должен быть терпеливым и смиренным. Наивысшая духовная добродетель учителя - умение раскаиваться, сокрушаться о своих ошибках перед учениками» [18, с. 3].
Данное учебное пособие составлено очень экономно. В его пяти главах Вы найдете основные психолого-педагогические положения, необходимые для понимания сущности, содержания, организации учебно-воспитательного процесса. В конце каждой главы приведены вопросы для самопроверки, тестовые задания, задачи, а также литература для дополнительного изучения.
Желаем Вам успеха!
Авторы
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время постоянно возрастает интерес к формированию творческой личности будущего специалиста. Это в полной мере относится не только к подготовке специалистов технических вузов и университетов, но и к подготовке учителей и педагогов высшей школы. Образовательная доктрина государства предусматривает внедрение в учебно-воспитательный процесс цикла психолого-педагогических дисциплин, что обусловлено необходимостью подготовки высококвалифицированных педагогов.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, гуманитарную и практическую подготовку специалистов на основе образовательно-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ. В государственной национальной программе «Осв1та» («Украша XXI сташття») ставится важнейшая задача — сделать высшее образование могучим фактором развития духовной культуры украинского народа, возрождения экономического потенциала Украины.
Формирование творческой личности студента, как показали исследования, достигается внедрением в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобретают такие новые отрасли современной педагогики, как ТРИЗ-педагогика, когнитивная педагогика, педагогическая информатика и др. Авторами настоящего учебного пособия были разработаны учебные программы для психолого-педагогического цикла дисциплин, которые преподаются в Севастопольском национальном техническом университете: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Основы педагогики и психологии», «Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Психология личности»,
«Психология», «Физиология и биологические основы развития и обучения». На протяжении ряда лет авторы проводили лекционные и практические занятия для студентов I-V курсов, магистров и аспирантов, что создало базу для подготовки данного учебного пособия.
Основное внимание в книге уделено таким аспектам, которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках и учебных пособиях в области педагогики и психологии. К ним можно отнести, например, следующие: основные проблемы современной системы обучения; становление личности в развивающем обучении и совместной деятельности педагога с обучаемыми; использование основных принципов системного подхода к педагогике и психологии; новые отрасли современной педагогики; массивы педагогической информации, предназначенные для активизации познавательной деятельности и творчества обучаемых; экспертную оценку эффективности учебно-воспитательного процесса, системный анализ когнитивной карты системы формирования знаний, энтропийную оценку показателей успеваемости и качества обучения, а также вопросы готовности специалистов к профессиональной деятельности и др.
Цель учебного пособия — ознакомить студентов, аспирантов и преподавателей технических вузов и университетов с новыми технологиями обучения, основанными на использовании методов технического и изобретательского творчества, а также на применении средств вычислительной техники для решения психолого-педагогических задач.
Предисловие, главы 2, 3, 4 написаны доктором технических наук, профессором, заслуженным работником образования Украины В. К. Маригодо-вым; обращение к студентам, главы 1 и 5 написаны кандидатом педагогических наук, доцентом С. Е. Моторной; словарь психолого-педагогических терминов и список рекомендуемых тем рефератов написаны авторами совместно.
Авторы выражают глубокую признательность рецензентам: доктору педагогических наук, профессору Н. В. Апатовой и доктору педагогических наук, профессору, академику Академии информатизации образования Российской Федерации И. И. Мархелю за доброжелательную критику, полезные советы и замечания, которые способствовали улучшению содержания книги.
Отзывы и предложения просьба направлять по адресу: Украина, 99053, г. Севастополь, Севастопольский национальный технический университет, Научно-методический центр.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Глава 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА
И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л. Н. Толстой
Проблемы современной системы обучения
Главной проблемой педагогики во все времена было решение триединой задачи: идеальное освоение опыта, накопленного предыдущими поколениями, приумножение его и передача последующему поколению, причем эта передача должна произойти с минимальными потерями, то есть наиболее эффективно — соизмеримо и целесообразно по отношению к эволюционному пути развития человечества. Как реализовать эту, казалось бы, простую формулу — вот краеугольный камень, над которым бьются лучшие умы человечества уже миллионы лет.
Формирование личности происходит в социуме, однако биологические основы она получает при рождении. В рамках психологии существует несколько теорий, отстаивающих главенство либо социального, либо биологического основания, но истина лежит посередине: важны наследственные предрасположенности, с которыми человек рождается, но равно важны и условия, в которые он попадет и в которых будет формироваться его личность. И это происходит в семье, в школе, в окружающем человека мире. Рожденный с большим талантом, может быть даже гениальностью, но попавший в не-
благоприятные социальные условия, индивид останется с нереализованным своим главным потенциалом, который мог бы принести наибольшую пользу людям, обществу, и, в конечном счете, и ему самому. Возможна и обратная картина: социальные условия являются наилучшими, и человек расцветает, сияя, как драгоценный камень, и этим сиянием освещает и одухотворяет все вокруг.
Мы все — звезды невидимого механизма, бесчисленные части целого. И если эти части проявятся в нас, то в эволюции не останется белых пятен: каждый будет трудиться на пределе своих возможностей, вырастет истинным творцом мира, вольется в слаженный механизм Вселенной. Вместе с тем, трудясь для Общего, сможет лучшим образом реализовать свой личностный рост, развитие, самосовершенствование.
Как же сделать так, чтобы в сердце каждой приходящей на землю личности зажглась звезда таланта? Какие условия должен создать педагог, чтобы в душе воспитанника царили добро, надежда и любовь? Современная педагогика медленно, но верно находит такой путь — путь реализации глубинных возможностей человека, его глубоко спрятанных способностей, личностного роста, самореализации и самосовершенствования, путь, возможный только в рамках гуманной педагогики.
Гуманизм означает человечность, любовь к людям, терпимо в отношениях, уважение к личности и ее достоинству. |
Известно, что педагогический процесс является неотделимым от решения социальных проблем современного общества (рис. 1.1). Именно общество закладывает программу: чему учить и как учить молодое поколение. В большинстве стран мира прогрессивные круги видят выход в реализации идеалов гуманизма, которые способствовали появлению уникальных человеческих личностей. Таким образом, чтобы идти путем эволюции, человечество должно выбирать основой воспитания и образования непреходящие идеи и ценности, выработанные и проверенные многовековой практикой принципы.
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Рисунок 1.1
Связь дидактики с другими науками
Поэтому образование как становление, формирование человека может протекать только в человечной обстановке, одухотворенной атмосфере гуманности. В конечном счете, понятие гуманизма предполагает существование системы ценностных ориентации, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности. При этом особенно важным считается целостное, универсальное становление человеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармоническое развитие ее интеллектуального и духовно-нравственного потенциала. В педагогическом процессе человек становится центром этого процесса, духом же учебного заведения должна стать человечность, создавая предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Если эти требования не соблюдаются, то образование в своей сущности перестает существовать.
Что же должно присутствовать в процессе обучения, чтобы он отвечал идеалам гуманизма? Прежде всего, педагог должен любить учащихся. И эта любовь должна быть такой, чтобы она позволила наставнику считать личность обучаемого высшей ценностью, кото-
рая помогла бы растущему духу раскрыть все свои способности, весь свой творческий потенциал и, возможно, стать одаренностью, талантом, гениальностью. И подарить своему Отечеству, всей планете то уникальное, неповторимое, необходимое для эволюции, что заложено только в нем.
Вот для этого педагог должен владеть не только профессиональными знаниями — он должен владеть процессом преподнесения этих знаний на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и социально-психологическом.
Если учащийся не усваивает материал, не успевает в учебном процессе, следует, прежде всего, выяснить причины, почему это происходит. И здесь педагогу следует начинать с самого себя: искать причины не в обучаемом, обвиняя его в неудовлетворительных интеллектуальных способностях, а в своих личных качествах. Ставя личность учащегося в центр образовательного процесса, мы должны опираться на индивидуальный подход к каждому растущему Человеку. В первую очередь, это означает опору на положительные стороны личности, на концентрацию ученика на положительных сторонах жизни. Не заострять внимание на отрицательном, негативном — его для растущего творца не должно существовать.
Таблица 1.1
Связь эмоций и успешности учебной деятельности
Мотив | Учебная деятельность | Эмоции | Отношение к учебе |
Овладевание знаниями | Успешная | Положительные | Положительная установка: неограниченное и радостное стремление к овладеванию |
Овладевание знаниями | Неуспешная | Отрицательные | Негативная установка: безразличие, рождающее скуку и отвращение к знаниям |
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Рисунок 1.2
Принципы современной дидактики
Не менее важно вызывать в обучаемом положительные эмоции. Механизм этого процесса лежит в глубинной психике человека. Как известно, современная педагогика рассматривает как один из главных принципов современного образования и воспитания принцип ведения учащегося «от успеха к успеху^ рис. 1.^ В его основе лежит деятельностное определение эмоций как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.
Из анализа табл. 1.1 следует, что, если, с точки зрения мотива, деятельность (рис. 1.3) проходит успешно, возникают положительные эмоции, приводящие к неограниченному и радостному стремлению личности кучебе. Каждая такая положительная эмоция становится сверкающим всеми цветами радуги бриллиантом в ожерелье счастья от процесса познания. Заметим, что в противоположном случае, если деятельность
в силу определенных причин проходит неуспешно, то возникают отрицательные эмоции. По 3. Фрейду происходит «работа печали»
Однако во всем этом процессе особенно важной является следующая деталь. Весь процесс сопровождается актуализацией личностных переживаний повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Поэтому если процесс накопления положительных эмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент, когда он превращается в мотив. Однако важно, что превращение цели в мотив может произойти только в том случае, если накапливаются положительные эмоции, «зажигаются» центры удовольствия. Действительно, одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к учебе привить невозможно. Предмет не может стать мотивом даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный процесс аккумуляции положительных эмоций. Последние выступают в виде своеобразных «серебряных ниточек» которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них.
Рисунок 1.3
Ведущая деятельность в различные возрастные периоды
8. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Таким образом, создавая пусть маленький, но успех, педагог способствует появлению положительных эмоций в психике учащегося, создает мышечный панцирь, удерживающий в душе радостное мироощущение, — появляется положительная установка на участие в процессе обучения. Накапливаясь, эти эмоции определяют желание учиться и преодолевать трудности в учебе. Вследствие чего раскрывается внутренний творческий и духовный потенциал ученика. Следовательно, реализуется состояние, когда не только результат, но и сам процесс обучения приносит удовольствие, становится учебой в радостном движении. И тогда растущий человек формируется как личность, которая уверена в себе, в своих способностях, душа которой наполнена равновесием, радостью, надеждой, силой для свершения самых грандиозных поступков во имя и для блага человечества.
Какие исключительно важные проблемы существуют еще сегодня в нашем образовании? Не следует забывать, что процесс обучения должен быть неотъемлемой частью окружающей нас Вселенной — природосообразным (рис. 1.2). Сохранение единой системы «Человек — Природа» является важнейшей обязанностью человечества. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям. Следствием же нарушения равновесия и игнорирования неотделимости человека от мира, от природы, от всего космоса являются геологические катастрофы и иные стихийные бедствия. Человечество всегда включено в глобальную связанность мира, всегда существует внутри цепи мировых событий.
Психика человека, чтобы выполнять функции психики органического тела, должна в свернутом виде содержать в себе природу. Эта связь с природой происходит на нескольких уровнях. Прежде всего, здесь выделяют глубинный пласт, представляющий собой связь человека со всеобщей жизнью природы, целостностью космической жизни: система «Человек — Природа». Вторая подсистема отражает жизнь Солнечной системы. Далее — подсистема «Человек — Земля». Гегель, подтверждая данную мысль, говорил, что душа чув-
ствует состояние природы, ибо она сама природа. Поэтому исключительно важно сделать образование слитым с природой. Воспитывать в личности чувство ощущения себя микрокосмосом Вселенной, вооружить его знанием законов развития ее и ответственности человека за нарушение этих законов. Ш. А. Амонашвили писал о том, что источник величайшей гуманности педагогического учения Я. А. Ко-менского находится в идее природосообразности, которую его гений открыл нам в качестве универсального закона Мироздания. Действительно, главным для нас является осознание того, зачем человек живет, каковы главные цели его жизни и каково его место в мире.
Давая учащемуся осознание таких основополагающих истин, педагог строит процесс обучения на основе уважения к личности учащегося, вступая с ним в диалог «на равных» (рис. 1.2). Исключительно важным является видение учителем в своем ученике Учителя — самого важного в данный момент человека, который учит его самого, вместе с которым он сам растет. При этом необходимо соблюдать принцип «обратной перспективы»: другой важнее, чем ты сам; каждый человек нам учитель. Другой — самый главный твой человек, прежде всего тогда, когда ты с ним общаешься, это — Дух, преходящий веками, и ты его должен любить больше себя, уделять ему максимум внимания и забот, учась и вырастая вместе с ним.
В этом замечательном процессе формирования личности сущест
вует очень тонкий момент, реализация которого определит в буду
щем судьбы человечества. Это рамки, в которых происходит процесс
обучения и воспитания. Создание лучших условий для реализации
внутреннего творческого потенциала личности, для индивидуально
го подхода помогает личности самореализоваться, самораскрыть
ся, самоактуализироваться. Но будет ли весь этот процесс являться
частью эволюционного развития нашего мира, зависит от того, ка
кую окраску он имеет: вырастили ли мы человека духовного, мило
сердного к людям, к животным, к растениям, заботящегося о них,
направляющего свое знание на созидание, на творчество во имя
любви и радости всех живущих надаанете?. ___
В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Духовность — целостностное переживание и осознание человеком своего единства с миром и всеми явлениями мира.,
Поэтому первоочередной задачей педагога является обучение и воспитание учащихся в пространстве любви, нравственности и духовности. Обучение знанию — сначала нравственному, неразруша-ющему, не приносящему боль и страдание людям, а потом уже конкретному, предметному. Это требование имеет идущие из глубины веков причины.
Весь исторический опыт развития общества подтверждает справедливость того, что нравственные формы не прививаются рациональным путем. Они лишь тогда являются действительностью и составляют основу внутренней сути человека, определяющей все его поступки, когда возникают как проявление высокого духовного развития индивида. Духовное становление личности является первостепенным, необходимым, основой для всестороннего развития личности, ее самореализации и самосовершенствования.
Когда духовность доминирует во внутреннем мире учащегося, тогда формируется социальный тип, ориентирующийся на социальное взаимодействие, которое становится не вынужденным внешними обстоятельствами, а является естественным продолжением его внутренних состояний.
Так, в современной гуманной педагогике человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации его внутреннего потенциала, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сферах жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
В этом отношении показательным является завещание-предупреждение, сделанное нашим замечательным предком Ярославом
Мудрым своим сыновьям: «Помните, что вы дети одного отца и одной матери и должны жить дружно, тогда бог победит ваших врагов и будете жить в мире; ежели же будете жить в ссорах и распрях, то потеряете все, что вашими отцами и дедами было создано» Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личностей всех других людей, любовь к ним, служение им; предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психологии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. И прежде всего, в идее соборности. В этом аспекте проявляется вся важность для народа придерживаться обычаев и традиций, устоявшихся веками. Духовность поступков героев ушедших веков, их подвиги во имя жизни рода становятся примерами для подражания последующих поколений: на образах преданий воспитывается молодое поколение, впитывая нравственные черты героев в процессе переживания событий, отраженных в предании, легенде, мифе. Суть предания в том, чтобы воплощать в конкретном человеке то, что для народа было совершено героями, при этом дух предков наследуется в человечности новых поколений [1].
С древних времен живущие на земле люди ценили мужество, благородство, честь, бесстрашие, любовь к Отечеству. Готовность к подвигу проявлялась в победе над чувством самосохранения нравственно-духовного начала человека. Смелость, героизм, жертвенность, культ героя глубоко переживались каждым членом человеческой сообщности, отличительной чертой которой являлась слитность с природой и следование ее законам.