Место и роль государства в политической системе. Государство и политические партии. Проблемы многопартийной системы в современной России.

Политическая система общества это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны. Таким образом, политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятия «государство» и «политическая система общества» со­относятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления полити­ческой жизни через призму «общеобязательности». Государство является центральным звеном политической системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политических сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической системы в единое целое.

Государство занимает центральное, ведущее место в политичес­кой системе общества, так как оно:

1)выступает в качестве единственного официального представи­теля всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2)является единственным носителем суверенитета;

3)обладает специальным аппаратом (публичной властью), пред­назначенным для управления обществом;

4)обладает «силовыми» структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

5)обладает, как правило, монополией на правотворчество;

6)обладает специфическим набором материальных ценностей
(государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

Важными институтами политической системы являются политические партии. Без активно действующих партий невозможно ни проведение политики большинства, ни защиты позиций меньшинства. В настоящее время в Конституции России правовое положение политических партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стандартами: признаны политический плюрализм, конкуренция в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тоталитарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 Конституции РФ).

Партия организуется по инициативе учредителей и может начать легальную деятельность после регистрации её устава в Министерстве юстиции Российской Федерации. Её деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает требования конституции и закона, предъявляемые к политическим партиям.

Существует типология политических партий. Различают партии легальные и нелегальные, правящие и оппозиционные. Правящие партии могут быть правящими монопольно и правящими в составе коалиции. В зависимости от характера партийной идеологии выделяются либеральные, консервативные, социал-демократические, коммунистические и т. п. партии. Правящие политические партии, это те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механизму государственной власти, осуществляют власть главным образом через расстановку членов своих партий на важнейшие государственные посты, чтобы обеспечить реализацию своих программ.

Завершая краткий анализ вопроса о политической системе, следует отметить, что с точки зрения современных представлений, характеризуя государство как важнейший элемент её структуры, следует учитывать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее влияние на государство. А ведь политические партии являются одним из институтов гражданского общества. Отсюда с очевидностью явствует, что баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существующие ныне в Российской Федерации, развивающейся по пути демократии, - это особая система, требующая осмысления и глубокого исследования.

В 16.

Форма государстваэто способ организации политической власти, включающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма государства отвечает на вопрос кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов. Форма государства это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень общества. Элементы формы государства: Форма правления (монархии и республики) – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Форма государственного устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные) – отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. Политический режим (демократический и антидемократический) – система методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В 17.

Особенности формы Российского государства на современном этапе.Форма государства – это способ организации политической власти, включает: форму правления, форму госустройства, политический режим. Форма правления в РФ: Первое - сложная обстановка перехода к рыночной экономике и социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, которая обладает особенностями. Второе - эта республика имеет элементы парламентской республики и выражается в том, что парламент может выразить импичмент президенту и недоверие правительству. Существуют также разногласия между законодательной и президентской властью. Третьей особенностью является то, что в ряде республик РФ существует институт президента. В РФ политический режим находится в процессе становления демократического режима. Форма госустройства. РФ – уникальная федерация – механизмом регулирования федеральных отношений выступают двухсторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами федерации (с респ. Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий.

В 18.

Форма правления российского государства и тенденции её развития.Под формой правления понимается такая организация государственной власти, которая включает в себя порядок образования и функционирования высших органов государственной власти и порядок взаимоотношений между ними. Форма правления зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностями: 1. Наряду с признаками президентской республики (контроль Президента за деятельностью правительства) данная форма имеет незначительные элементы парламентарной республики (Госдума может выразить недоверие Правительству. 2. Налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. 3. Уникальность РФ как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

В 19.

Форма государственного устройства: понятие, виды.ФГУ - этоэлемент формы государства, характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления. Определяет определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Формы: 1. унитарное – простое государство, единое, его административно-территориальные единицы не обладают признаками госсуверенитета, в нем единая система законодательства, налогов, армия и т.д. Федерация – сложное, союзное государство, части которой обладают госсуверенитетом. Существуют высшие федеральные органы и органы субъектов федерации со своим законодательством. Конфедерация (Синегал и Гамбия, Сирия и Египет, др.) – временный союз государств, образованный для достижения определенных целей. Не обладает суверенитетом, так как отсутствует центральный госаппарат и единая система законодательства.

В 20.

Политический (государственный) режим — это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Признаки демократического режима:

1) население участвует в осуществлении государственной влас­ти посредством прямой (когда граждане, например, на референ­думе непосредственно принимают решения по важнейшим во­просам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им пред­ставительные органы);

2)решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3)выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, глас­ность;

4)доминируют методы убеждения, согласования, компромис­са;

5)во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6)провозглашаются и реально обеспечиваются права и свобо­ды человека и гражданина;

7)политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8)разделение властей и т.д.

Антидемократический режим, который в свою очередь может подразделяться на подвиды — на фашистский, тоталитарный, авторитарный Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие.

В 21.

Демократический политический режим складывается в правовом государстве и характеризуется такими методами осуществления госвласти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, защищенность ее законных прав и интересов. Признаки: 1. Свобода личности в сфере эк. Деятельности. 2. Гарантированность личных прав и свобод. 3. Наличие механизма прямого воздействия населения на характер госвласти. 4. Защищенность личности от произвола и бескорыстия. 5. Максимальный учет интересов меньшинства и индивидуальных особенностей населения. 6. Демократические методы госвластвования, позволяющие преодолеть социальные противоречия в обществе. 7. Плюрализм во взаимодействии госаппарата с другими элементами политсистемы. 8. Правовой характер деятельности всех госорганов, отражающих объективные потребности развития личности и общества, обеспечивающие стабильный правопорядок.

В 22.

Государство и церковь. Светские и теократические государства. В переводе с греческого церковь означает дом Бога. В узком смысле – это здание для отправления обрядов религии. В широком смысле – это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Признаки церкви: наличие разработанной догматической или культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви духовенство и мирян. Существует два вида взаимоотношения государства и церкви: 1. статус государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями (Русская Православная церковь в дореволюционной России; англиканская церковь в Великобритании; ислам – в мусульманских странах). 2. Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. Статус государственной церкви: 1. за церковью признается право собственности на широкий круг объектов. 2. Церковь получает от государства субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий. 4. Имеет право участвовать в политической жизни. Режим отделения церкви от государства(Россия, Франция, Германия): 1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность. 2. Не оказывает церкви материальную помощь. 3. Церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Статья 14 Конституции РФ: «РФ – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Государственно-конфессиональные отношения в РФ регламентируются Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому находящемуся на территории РФ, гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания. Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле это означает процесс обращения церковной собственности в светскую, к ХХ веку стала универсальным принципом организации политической жизни.

Теократия – это форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека – главы духовенства (Ватикан, Иран). Теократическая модель предполагает: 1. Обожествление фигуры единовластного правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты. 3. Примат государства над обществом, авторитарные политические режимы, отчуждение власти от общества. Религиозные нормы это и есть право (Оман, Ливия, Саудовская Аравия – Коран). 4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 5. Жесткая централизация государственного аппарата. 6. Деспотические и абсолютистские формы правления. 7. Неправовые способы разрешения споров.

В 23.

Цивилизационный подход к типологии государств — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. Цивилизация- (лат. civilis - гражданский, общественный), в словаре иностранных слов определяется как уровень общественного развития, материальной и духовной культуры. В рамках цивилизационного подхода основными критериями как раз выступают духовные признаки — культурные, религиоз­ные, национальные, психологические и пр. В частности, по мне­нию одного из представителей данного подхода А. Тойнби, ци­вилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, от­личающееся общностью религиозных, национальных, географи­ческих и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, пра­вославную и т.п. Достоинства данной типологии:

1) выделены факторы культуры как существенные в опреде­ленных условиях;

2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных циви­лизаций, получается более «заземленная» типология государств. Слабые стороны:

1) недооцениваются социально-экономические факторы;

2) по сути дела это типология не столько государства, сколько общества.

В 24.

Формационный подход к типологии государств. Типология государства — это его специфическая классифика­ция, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма­ция). Именно базис (тип производственных отношений) являет­ся, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгель­са), решающим фактором общественного развития, который де­терминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельчес­кий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства данной типологии: 1.продуктивна сама идея делить государства на основе соци­ально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; 2.она показывает поэтапность, естественно-исторический ха­рактер развития государства. Слабые стороны: 1. она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; 2.недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т.п.).

В 25.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве.Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Платон писал «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Аналогичных взглядов придерживался и Аристотель - «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-ли6о форме государства».

Европейские ученые: К. Ясперс - определяет правовое государство таким, в котором действует сво6ода, основанная на законах.

Философское обоснование учения о правовом госу­дарстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право, но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и др. стран содержатся положения, прямо или косвенно фик­сирующие, что данное государственное образование яв­ляется правовым. В планетарном масштабе распростра­нению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и между­народно-правовые акты.

В 26.

Понятие и признаки правового государства. Проблемы его становления в Российской Федерации. Правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последова­тельного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник, по сути дела, как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Основополагающими признаками являются:

1. ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина;

2. верховенство законов во всех сферах общественной жизни;

3. организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;

4. наличие развитого гражданского общества, которое можно определить как совокупность нравственных, религиозных, наци­ональных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы ин­дивидов и их групп. Структура гражданского общества: негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство); совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.); общественные объединения и организации; политические партии и движения; сфера воспитания и негосударственного образования; система негосударственных средств массовой информации; семья; церковь и т.п.

5. взаимные права и обязанности граждан и государства;

6. соответствие норм внутреннего законодательств общепризнанным нормам и принципам международного права;

7. прямое действие конституции;

8. становление судебных органов как самостоятельной ветви власти.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства, закреплены основные принципы. На этом пути много проблем реализации принципов правового государства.

В 27.

Гражданское общество: понятие и структура.Понятие «гражданское общество» формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими.

«Красной нитью» в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека. Гражданское обществоможно определить как совокупность нравственных, религиозных, наци­ональных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы ин­дивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

1. ®наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2.®самоуправляемость;

3.®конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

4.®свободно формирующееся общественное мнение и плюра­лизм;

5.®всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

6. ®жизнедеятельность в нем базируется на принципе коорди­нации (в отличие от государственного аппарата, который постро­ен на основе принципа субординации);

7. ®многоукладность экономики и другие.

8.

В 28.

Государство. Право. Личность.Взаимная ответственность государства и личности — само­стоятельный принцип правового государства. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государ­ством, как носителем политической власти, гражданином, как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не сво­бодно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими госу­дарствами.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или не­выполнение этих обязанностей. Обязательность закона для госу­дарственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная от­ветственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

3) импичмент и т.п. Формами контроля со стороны общественности за выполне­нием обязательств государственных структур могли бы быть ре­ферендумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

Личность – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

В 29.

Соотношение гражданского общества и государства.Общество- продукт взаимодействия людей, определённая организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Таким образом это сложная саморазвивающаяся система связей людей, объединённых экономическими, семейными, групповыми, этническими, религиозными, сословными, классовыми и иными отношениями и интересами.

Гражданское обществоможно определить как совокупность нравственных, религиозных, наци­ональных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы ин­дивидов и их групп. В современном понимании и значении гр. общество – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его в узде. Иными словами, гр. общество способно сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество борется с государством. В рамках принципа социальности гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Но оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе гражданского общества лежит частная собственность, которая позволяет его членам сохранять экономическое достоинство. Взаимоотношение гр. общества с государством: 1. Гр. общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме. 2. Гр. общество представляет собой систему, построенную на основе горизонтальных связей между субъектами и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость. 3. Гр. общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве. 4. С развитием гр. общества и становлением правового государства происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение. По существу правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма.

В 30.

Соотношение государства и права. Формы воздействия государства на право и права на государство. Прежде чем характеризовать единство, различия и взаимосвязь государства и права, необходимо сначала определить данные по­нятия. Государство — это организация политической власти, содейст­вующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется конкретными признаками. Право - есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, призванная регулировать социально значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов всех слоёв общества.

Единство состоит в том, что государство и право: возникают и развиваются совместно; имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; основаны на едином базисе, определяются социально-эко­номическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом: если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор; если государство выражает силу, то право — волю; если первичным элементом государства является государст­венный орган, то первичным элементом права — норма; они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права: с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (пра­вотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприме­нение); с другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов. Выделяют два основных типа взаимоотношения между госу­дарством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяю­щим фактором (характерно для антидемократических государств); когда право стоит над государством, выступая его ограни­чителем (характерно для правовых государств).

В 31.

Правопонимание: разные подходы. Признаки права. Правопонимание это процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Основные направления правопонимания :

естественно-правовая теория (связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и римских стоиков, Цицерона, Ульпиана, получила развитие в богословских сочинениях Фомы Аквинского, но как самостоятельная доктрина нашла выражение и обоснование в трудах Гуго Гроция, Т.Гоббса, Д.Локка, Вольтера, Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А.Н.Радищева. Трактовка естественного права в духе неотчуждаемых прав и свобод личности, правовой государственности нашли яркое выражение в работах Б.А.Кистяковского - см., например, Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. Под заметным влиянием естественного права находились правовые взгляды одного из выдающихся российских юристов П.И.Новгородцева -см., например, Лекции по истории философии права, где он пишет: «...нельзя не видеть, что так называемое естественное право как идеал для положительного, как требование его реформы есть исконное проявление философской мысли, есть сама философия права». Настойчивая пропаганда П.И.Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрождения естественного права сыграла большую плодотворную роль в развитии русской юриспруденции и её ориентации на философско-правовые исследования. В этом же духе он активно действовал и в годы эмиграции, организовав Русский юридический факультет в Праге.);

историческая школа права (Гроций Гуго, Ф.Савиньи, Г.Пухта). Завершённая форма – конец XVIII в. Основные идеи: право – историческое явление, возникает и развивается постепенно; право – это прежде всего правовые обычаи, законы производны от них; отрицаются права человека, что обусловлено периодом сословного феодализма.

психологическая теория права (Л.И.Петражицкий, Рейснер, Бирлинг, Тард.). Основные идеи:психика людей — фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство:

1) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономернос­ти — правовые эмоции людей, которые носят императивно-атрибу­тивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства пра­вомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сде­лать что-то (императивная норма);

2) все правовые переживания делятся на два вида — пережива­ния позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право в отличие от позитивного выступает подлинным регулятором поведения и поэтому должно рассматри­ваться как действительное право.

нормативистская теория берёт начало в философии И.Канта, под воздействием которой она выступала в Х1Х веке как либеральная нормативная теория, использующая идеи естественной школы права и выдвинувшая идею правового государства в смысле самоограничения власти законом - П.Н.Новгородцев, Е.Н.Трубецкой и др. К концу Х1Х в. главенствующее место в нормативистской теории заняло так называемое «чистое» учение о праве - Г.Кельзен; Основные идеи:исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законода­телем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы; в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации, ко­торые тоже включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

социологическая теория права (С.А.Муромцев, Дж.Дьюи) различные концепции социологии права в конце Х1Х - начале ХХ в. развивали Н.М.Коркунов, М.М.Ковалевский); Основные идеи: 1. разделяют право и закон, хотя и делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естествен­ных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право — в сфере сущего; 2. под правом, следовательно, понимаются юридические дейст­вия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право — это реальное поведение субъектов правоотноше­ний — физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины — теория живого права; 3. формулируют такое живое право прежде всего судьи в процес­се юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъек­тами правотворчества.

марксистская школа права ( К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса; классовая воля определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства; право это социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение.

нормативное понимание права в советской и постсоветской юридической науке (М.М.Агарков, М.С.Строгович, Н.Г.Александров, С.Н.Братусь, М.И.Байтин и др.). Право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

В 32.

Особенности нормативистского подхода к праву.завершенную форму получи­ла в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др. Основные идеи: исходным, в частности для концепции Кельзена, является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законода­телем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

1)по Кельзену, бытие права принадлежит сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими су­щими) оценками; 3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты — решения судов, договоры, предписания администрации,

Наши рекомендации