Педагогические характеристики классного коллектива

1. Характеристика школы как коллектива. Общественный статус школы, еѐ специфика, внутренние особенности детского и преподавательского коллектива. Влияние школы на классный коллектив.

2. Структура классного коллектива: состав класса, его актив, краткая характеристика учащихся,

пользующихся коллективными симпатиями и антипатиями.

3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива.

4. Участие классного коллектива в школьных мероприятиях и общественно-полезной работе

5. Состояние дисциплины в классе, навыки и привычки социального поведения.

6. Сплочѐнность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.

7. Межличностные взаимоотношения в коллективе (на основе социометрических исследований).

8. Анализ престижа социальных ролей учащихся (ученик-общественник, участник художественной самодеятельности, спортсмен и т. п.).

9. Анализ конкретных фактов воспитывающего влияния коллектива на личность учащегося, а также отдельных школьников на коллектив.

10. Возрастные психологические особенности коллектива класса (указать, какие

психологические моменты, поведенческие проявления вы относите к возрастным особенностям).

11. Специфические черты данного коллектива, которые вы можете выделить на основе ваших наблюдений и исследований.

12. Какая работа по привитию коллективистских черт проведена в классе лично Вами.

13. Ваши рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с этим коллективо

ТЕСТ «СОВА»? «ЖАВОРОНОК»? «ГОЛУБЬ»?

Принадлежность человека к «совам», «жаворонкам» или «голубям» характеризует биохимические свойства его организма. Предлагаемый тест поможет определить, к какой именно категории вы относитесь.

Отметьте один из имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа, в наибольшей степени вас характеризующий.

ВОПРОСЫ.

1. Трудно ли вам вставать рано утром:

а) да, почти всегда;

б) иногда в) редко;

г) крайне редко?

2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:

а) после 1 часа ночи;

б) с 23 часов 30 минут до 1 часа;

в) с 22 часов до 23 часов 30 минут г) до 22 часов?

3. Какой завтрак вы предпочитаете в течении первого часа после пробуждения:

а) плотный;

б) менее плотный;

в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;

г) достаточно чашки чая или кофе?

а) в первой половине дня;  
б) во второй половине дня?  
5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:  
а) б) 6. от утреннего чая или кофе; от вечернего чая? Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием   пищи во
4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то преимущественно в какое время они происходили:

время каникул или отпуска:

а) очень легко;

б) достаточно легко;

в) трудно;

г) остаются без изменения?

7. Если ранним утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:

а) более чем на два часа;

б) на 1-2 часа;

в) меньше чем на 1 час;

г) как обычно?

8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:

а) меньше минуты;

б) больше минуты?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.

КЛЮЧ.

Варианты ответов Количество баллов за ответы на вопросы
А
Б
В - - -
Г - - -

ВЫВОД.

Если в сумме вы набрали от 0 до 7 баллов, вы - «жаворонок».

От 8 до 13 баллов – аритмик, «голубь»

От 14 до 20 баллов - «сова»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА.

Внутри каждого из нас есть «биологические часы», по которым живет не только человеческий организм, но и все живые организмы - от растений до человека, Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой. В течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становиться к 6 часам утра. Меняются и пульс, и работа эндокринной системы... Одновременно в течение дня меняются настроение и деловая активность человека.

Именно поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее», и тех, кто наоборот, старается не откладывать дела на утро. Первые - это «жаворонки», рано встающие с постели и сразу же берущиеся за дела, вторые - это «совы», пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня, порой, даже на ночные часы. Специалисты, проверяя разные группы людей, пришли к выводу, что расклад примерно такой:

«жаворонков» - 20-25 процентов, «сов» - 30-40 процентов, остальные «голуби», или аритмики, т.е. не подчиняющиеся тому или иному ритму.

«Жаворонкам» стоит ложиться спать не позже 11 часов вечера, иначе они могут нарушить свой биоритм и в итоге будут чувствовать себя не выспавшимися, усталыми.

Любопытен биоритм «сов». Мы часто удивляемся, почему некоторые утором долго спят. Да

просто потому, что они не могут иначе. Их биоритм «подавлен» до 8 часов утра. У них есть несколько вершин работоспособности во второй половине дня. - в 5 часов после полудня и в 10 часов вечера, а еще один «пик» случается в два часа ночи. Так, в ночные часы плодотворно работали Бальзак, Моцарт, Менделеев. Наполеон же и Лев Толстой были «жаворонками».

Немецкий ученый Ламперт пришел к выводу, что «совы» отличаются спокойным, уравновешенным характером, стремлением к логическому мышлению; по некоторым другим данным - они менее других подвержены дезориентации и панике. Доктор медицинских наук Б. Алякринский установил, что «сове» присущи качества, необходимые людям «критических» профессий - космонавтам, летчикам, пожарным, саперам... Тем же кто активен в первой половине дня, т.е.

«жаворонки», больше предрасположены к восприятию новых идей.

«Совы» гораздо чаще страдают язвой желудка, гипертонией, стенокардией. Средний суточный выброс гормонов у «сов» в 1,5 раза выше, чем у «жаворонков». Это тот «допинг», за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная активность человека. Как любой допинг, он не проходит бесследно для организма.

Деловому человеку важно знать и помнить, что биоритмы имеют прямое отношение и к

конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни. Как полагает словацкий ученый Эмил Штафф, наибольшая вероятность конфликтных ситуаций приходится на 14-15 часов. Именно тогда биоритмы «сов» и «жаворонков» пересекаются. В это время не рекомендуется обращаться с

какими-либо просьбами к шефу, а шеф, в свою очередь, также должен это учитывать в своей

работе с подчиненными. Следует добавить, что руководитель может получить немало плюсов, если обратит внимание на особенности биоритмов своих подчиненных, комплектуя группы работников, решая вопросы, связанные с дневными и ночными сменами, и т.д:

Наши рекомендации