Педагогические характеристики классного коллектива
1. Характеристика школы как коллектива. Общественный статус школы, еѐ специфика, внутренние особенности детского и преподавательского коллектива. Влияние школы на классный коллектив.
2. Структура классного коллектива: состав класса, его актив, краткая характеристика учащихся,
пользующихся коллективными симпатиями и антипатиями.
3. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива.
4. Участие классного коллектива в школьных мероприятиях и общественно-полезной работе
5. Состояние дисциплины в классе, навыки и привычки социального поведения.
6. Сплочѐнность членов коллектива. Общественное мнение в коллективе.
7. Межличностные взаимоотношения в коллективе (на основе социометрических исследований).
8. Анализ престижа социальных ролей учащихся (ученик-общественник, участник художественной самодеятельности, спортсмен и т. п.).
9. Анализ конкретных фактов воспитывающего влияния коллектива на личность учащегося, а также отдельных школьников на коллектив.
10. Возрастные психологические особенности коллектива класса (указать, какие
психологические моменты, поведенческие проявления вы относите к возрастным особенностям).
11. Специфические черты данного коллектива, которые вы можете выделить на основе ваших наблюдений и исследований.
12. Какая работа по привитию коллективистских черт проведена в классе лично Вами.
13. Ваши рекомендации по содержанию и организации воспитательной работы с этим коллективо
ТЕСТ «СОВА»? «ЖАВОРОНОК»? «ГОЛУБЬ»?
Принадлежность человека к «совам», «жаворонкам» или «голубям» характеризует биохимические свойства его организма. Предлагаемый тест поможет определить, к какой именно категории вы относитесь.
Отметьте один из имеющихся к каждому вопросу вариантов ответа, в наибольшей степени вас характеризующий.
ВОПРОСЫ.
1. Трудно ли вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда;
б) иногда в) редко;
г) крайне редко?
2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:
а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут г) до 22 часов?
3. Какой завтрак вы предпочитаете в течении первого часа после пробуждения:
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе?
|
время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения?
7. Если ранним утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на два часа;
б) на 1-2 часа;
в) меньше чем на 1 час;
г) как обычно?
8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:
а) меньше минуты;
б) больше минуты?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.
КЛЮЧ.
Варианты ответов | Количество баллов за ответы на вопросы | |||||||
А | ||||||||
Б | ||||||||
В | - | - | - | |||||
Г | - | - | - |
ВЫВОД.
Если в сумме вы набрали от 0 до 7 баллов, вы - «жаворонок».
От 8 до 13 баллов – аритмик, «голубь»
От 14 до 20 баллов - «сова»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА.
Внутри каждого из нас есть «биологические часы», по которым живет не только человеческий организм, но и все живые организмы - от растений до человека, Основной биоритм человека - двадцатичетырехчасовой. В течение дня подвергаются изменениям все функции нашего организма. К примеру, температура тела ночью самая низкая, самой высокой она становиться к 6 часам утра. Меняются и пульс, и работа эндокринной системы... Одновременно в течение дня меняются настроение и деловая активность человека.
Именно поэтому все мы подразделяемся на тех, кто придерживается правила «утро вечера мудренее», и тех, кто наоборот, старается не откладывать дела на утро. Первые - это «жаворонки», рано встающие с постели и сразу же берущиеся за дела, вторые - это «совы», пик работоспособности которых приходится на вторую половину дня, порой, даже на ночные часы. Специалисты, проверяя разные группы людей, пришли к выводу, что расклад примерно такой:
«жаворонков» - 20-25 процентов, «сов» - 30-40 процентов, остальные «голуби», или аритмики, т.е. не подчиняющиеся тому или иному ритму.
«Жаворонкам» стоит ложиться спать не позже 11 часов вечера, иначе они могут нарушить свой биоритм и в итоге будут чувствовать себя не выспавшимися, усталыми.
Любопытен биоритм «сов». Мы часто удивляемся, почему некоторые утором долго спят. Да
просто потому, что они не могут иначе. Их биоритм «подавлен» до 8 часов утра. У них есть несколько вершин работоспособности во второй половине дня. - в 5 часов после полудня и в 10 часов вечера, а еще один «пик» случается в два часа ночи. Так, в ночные часы плодотворно работали Бальзак, Моцарт, Менделеев. Наполеон же и Лев Толстой были «жаворонками».
Немецкий ученый Ламперт пришел к выводу, что «совы» отличаются спокойным, уравновешенным характером, стремлением к логическому мышлению; по некоторым другим данным - они менее других подвержены дезориентации и панике. Доктор медицинских наук Б. Алякринский установил, что «сове» присущи качества, необходимые людям «критических» профессий - космонавтам, летчикам, пожарным, саперам... Тем же кто активен в первой половине дня, т.е.
«жаворонки», больше предрасположены к восприятию новых идей.
«Совы» гораздо чаще страдают язвой желудка, гипертонией, стенокардией. Средний суточный выброс гормонов у «сов» в 1,5 раза выше, чем у «жаворонков». Это тот «допинг», за счет которого обеспечивается вечерняя и ночная активность человека. Как любой допинг, он не проходит бесследно для организма.
Деловому человеку важно знать и помнить, что биоритмы имеют прямое отношение и к
конфликтам на работе и вообще к повседневной жизни. Как полагает словацкий ученый Эмил Штафф, наибольшая вероятность конфликтных ситуаций приходится на 14-15 часов. Именно тогда биоритмы «сов» и «жаворонков» пересекаются. В это время не рекомендуется обращаться с
какими-либо просьбами к шефу, а шеф, в свою очередь, также должен это учитывать в своей
работе с подчиненными. Следует добавить, что руководитель может получить немало плюсов, если обратит внимание на особенности биоритмов своих подчиненных, комплектуя группы работников, решая вопросы, связанные с дневными и ночными сменами, и т.д: