Принцип прочности в обучении.
Принцип сознательности, активности учащихся.
Это ведущий принцип, который определяет учебный процесс в рамках любого современного подхода к обучению.
Так, всё проблемное обучение построено на приобщении учащихся к активному процессу получения знаний.
Программированное обучение в школе – это подбор пошаговых заданий стремится к активному оперированию учащимися такими умственными операциями, как сравнение, анализ, синтез.
Дифференцированное обучение, ориентируясь на реальные возможности ученика в данный момент, в перспективе имеет постепенное передвижение слабых и средних учеников на уровни более высокого, сознательного усвоения знаний, активного оперирования приобретёнными умениями.
Реализация этого принципа в учебном процессе ставит перед учителем задачу осуществлять руководство мыслительными действиями учащихся, необходимыми для формирования научных понятий:
- учить вычленять, обобщать существенные признаки понятий;
- учить сравнению явлений, процессов по степени общности, различия; вырабатывать умение пользоваться сравнением в самостоятельном познании;
- обучать анализу изучаемых процессов и явлений и синтезу, обобщению их в единое целое;
- от обобщённого восприятия основного в знании пути к познанию их частных, отдельных сторон.
Сознательное усвоение материала предполагает умение учащихся свободно и гибко оперировать понятиями, мобилизовать их, когда это требуется, переводить и переключать из одного круга мыслей в другой, тесно с ним связанный. А между тем они не всегда видят, например. связь климата с растительностью, с режимом рек, почвы и т.д. Это говорит о том, как сложна работа над формированием и применением общих понятий.
Принцип наглядности.
Наглядность облегчает и оснащает познавательную деятельность: создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются памятью; она помогает воссоздающему воображению, следовательно, способствует творческой деятельности. Наглядный образ – вспомогательная основа для конкретизации отвлечённых понятий, абстрактных идей. Наглядность развивает также наблюдательность, мышление, воображение, способствует развитию интереса к учению. Наглядность повышает качество усвоения.
Учитель в то же время должен иметь в виду, что при невнимательном и неумелом использовании наглядности она может увести ученика от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями.
Предметная и образная наглядность: натуральные объекты или их заменители, муляжи, модели, учебные картины, портреты, произведения искусства, образцы скульптуры, живописи, архитектуры, музыки, пения.
Словесно-образная наглядность: средства языка, слова, словесное рисование литературных образов, использование крылатых выражений, метких эпитетов.
Условная изобразительная наглядность: схемы, чертежи, карты, таблицы, диаграммы, графики. Способствуют развитию абстракции, обобщения, теоретического мышления.
Динамическая наглядность - аудиовизуальные средства (экранно-звуковые): кино, телевидение, видеомагнитофон и т.д.
В осуществлении принципа наглядности очень важна апперцепция, т.е. опора на впечатления, которые уже были в опыте учащихся. В каждом учебном предмете учитель может обращаться к примерам, связанным с личным опытом учеников, который важно использовать как опору на ясные представления, помогающие переводить ограниченный опыт наблюдений на уровень научных обобщений.
Как видим, наглядность неоднородна. В зависимости от учебной задачи избирается тот или иной вид наглядности.
Требования к применению наглядности:
- не перегружать учебный предмет наглядностью – это снижает самостоятельность и активность учащихся в осмыслении материала. Калейдоскоп наглядных средств – помеха в усвоении знаний;
- необходима ясная цель использования наглядных средств в структуре урока (когда ввести, с какой целью, какой вывод последует);
- вывешивание заранее всех наглядных средств дезорганизует восприятие учащихся, рассеивает их внимание. В поле их зрения в необходимый момент должен находиться определённый объект, а остальные до показа должны быть закрыты;
- наглядный объект не должен содержать ничего лишнего, чтобы не создавать побочных ассоциаций учащихся (не следует, например, пользоваться картиной для создания представлений о смешанном лесе, на первом плане которой изображены дети, собирающие грибы;
- в применении наглядности следует учитывать возраст.
Принцип прочности в обучении.
Этот принцип характеризует особенности учения, которое направлено не на открытие новых истин, а на овладение уже открытыми истинами.
Психологической основой прочности считают память. Именно закономерности процессов памяти заставляют осуществлять функцию повторения, закрепления, возвращения к тому, что было усвоено ранее, чтобы не допустить забывания, либо возобновить в памяти учеников уже забытое.
Вместе с тем принцип прочности опирается не только на память, но и на мыслительные, эмоциональные, волевые процессы познавательной деятельности учащихся.
Память человека носит избирательный характер, запоминается в основном то, что существенно, интересно. Эмоционально окрашенный материал всегда запоминается лучше.
В процессе закрепления значительна роль таких умственных действий, как сравнение, анализ, синтез, обобщение; они содействуют интенсивному протеканию процесса запоминания.
Вырабатывается гибкость, подвижность ума, обобщённость знаний, которые помогают учащимся, когда они забыли материал, опираться не столько на память, сколько на мышление и чувства.
В процессе обучения память учащихся развивается. С возрастом эмоциональная память, опирающаяся на наглядно-образные процессы мышления, уступает место памяти, которая ищет основания в логических процессах мышления. Есть прямая сопряжённость развития памяти и успеваемости. В группах сильных учеников нет детей со слабым развитием памяти.
Чем старше учащиеся, тем больше можно ориентировать их на логическое запоминание, основанное на умении устанавливать связи, сопоставлять материал и т.д.
В практике обучения отработаны приёмы, обеспечивающие реализацию принципа прочности в процессе повторения, закрепления и применения знаний, умений, навыков:
1.Повторяемый материал полезно разбивать на структурные смысловые части, озаглавливать их, ставить к ним вопросы, формулировать в виде тезисов.
2.Запоминаемый материал важно связывать с прежними знаниями, опираться на сложившиеся у ребёнка представления, связывать главную мысль с имеющимися у ребёнка знаниями.
3.В процессе повторения постоянно следует активизировать мысль учащихся, ставить вопросы на сравнение. Сопоставление, предлагать анализировать материал, обобщать.
4.Включение изучаемых знаний в практическую деятельность.
5.Выделение для закрепления основных, стержневых идей, вопросов. Проблем даёт возможность и учащимся выделять существенное в повторяемом материале.
6.Повторение и закрепление требует разнообразия в подходах, методах, формах. Однообразие гасит интерес учащихся к учению, снижает эффект усвоения.