Подгрупповой принцип в обучении.

Как мы отметили в п.5, одной из основных задач групповой работы является “показ” переживания Целостности. Как это сделать, если у каждого учащегося в группе своя ДА, подчас совсем непохожая на других, а значит те действия и практики, которые для одних учащихся будут гармонизирующими, для других могут наоборот внести дисбаланс? Если взять условный пример – стойка на голове может оказаться полезной тому, у кого в данный момент устали ноги, но отнюдь не всегда она будет полезна для того, у кого болит голова.

Выход из данного положения дает следующий принцип организации учебного процесса – подгрупповой.

На каждом групповом занятии, как правило, можно выделить несколько подгрупп для людей с более менее похожей ситуационной и глубинной ДА. (На первых этапах работы группы это будут подгруппы, выделенные, скорее всего, по принципу похожей ситуационной ДА; позже, когда учащиеся уже умеют самостоятельно снимать ситуационные перегрузки, на занятиях могут выделяться подгруппы с “тенденциями”, т.е. в данный момент ситуационная перегрузка отсутствует, но человек знает свое обычное “слабое место”).

Итак, допустим, что мы решили выделить в группе подгруппы по локализации внимания (“перегрузке”) в физическом теле: рассмотрим тогда подгруппы с “перегрузкой верха” (преобладание ощущений сжатия, тепла, тяжести, наполненности, боли и др. в области головы и шеи), “перегрузкой середины”, “перегрузкой низа” и комбинированные варианты. Теперь, опираясь на более менее похожую ДА у членов каждой подгруппы (но и с учетом их индивидуальных особенностей на данный момент), мы предложим каждой подгруппе свою последовательность практик и действий (неповторимую от раза к разу даже для одних и тех же участников), позволяющих выровнять состояние организма, проявить его в осознании целиком. Работая с такими подгруппами, мы не рискуем уже, что на кого-то предложенные действия окажут одно влияние, а на кого-то противоположное.

В каждой подгруппе наиболее выпукло проявляются некоторые особенности Мира вообще и некоторые формы искажения восприятия. Это дает возможность наглядной иллюстрации принципов работы с такими особенностями и искажениями.

Задачи, которые решает подгрупповая практика:

а) Осознание переживания Целостности и потребности в ней;

б) Обучение самостоятельной регуляции своего состояния на основе осознания закономерностей работы с той или иной ДА:

в) Обучение “языку состояний”. Учащийся постепенно начинает ориентироваться в различных состояниях организма, через постепенное “утончение” чувствительности и формирование навыка к более глубокой ДА.

И наконец: подгрупповая практика является важнейшим фактором во всем процессе обучения, благодаря тому, что она наиболее наглядно моделирует идею дополнения себя до целого (начиная из разных исходных состояний). По сути дела, подгрупповая практика – это модель того, как Жить, ориентируясь на процесс. Участвуя в подгрупповых занятиях, учащийся начинает постепенно осознавать, что существуют действия, которые “достраивают” его до целого и существуют действия, которые Целостность разрушают. Для учащегося становится все более очевидной разница между такими действиями и он научается их распознавать. Постепенно этот подход ученик расширяет на всю свою жизнь. Он начинает понимать, что любое его действие (и даже эмоция, мысль, внимание) в повседневной жизни – либо ведет его в сторону большей Целостности, либо в обратную сторону. Жизнь перестает для него казаться сочетанием случайных факторов и незначительных мелочей. Любое, самое малое действие, любой поступок становятся позицией для осознанного выбора. Умение такой выбор делать и нарабатывается в подгрупповых занятиях. В какой-то момент необходимость делать выбор исчезает...

Подгрупповая практика не ориентирована на результат. Она не обязательно снимает какие-то проблемы раз и навсегда (хотя иногда может и снять). И как раз в этом заключается одна из ее сильных сторон. Многократно проходя различные импровизационные вариации в ситуациях с различной ДА, человек обучается главному – самостоятельному искусству творить Жизнь. Вся жизнь такого человека становится непрерывным творческим актом. Вообще творчество является важным диагностическим фактором Целостности, требующим отдельного исследования.

Теперь, опираясь на рассуждения п.п.1-6, можно увидеть, что учебный процесс, ориентированный на реализацию Целостности, представляет из себя комбинацию индивидуального, группового и подгруппового обучения, где каждая из этих трех форм обучения незаменима и дополняет две другие.

Наши рекомендации