Современные концепции воспитания

Воспит.– пр-сс систематич и целенаправл возд на дух и физич разв л в целях подготовки ее к обществ, культ и произв д-ти. Категории: нрав принципы, идеал, смысл жизни, назнач ч, добро и зло, свобода и т.п. Направления В: разв самосозн, к-ры общения, физк-ры, мышления, к-ры труда. Научн опыт- обуч; общечел опыт - этич, эстетич, физич, производств –воспит. Закономерности усвоения: 1) ч/з д-ть у 2) ч/з внеш материал д-ть, этапы ООД (этап мотивац, схема ООД, фиксац в материал и материализов виде выделен содержания, выполн внеш действ, внешнереч действ, внеш речь про себя, умст действ).

ООД поведения д им личностный смысл – добровол (т е схема ООД д стать ООД в голове). Нравственность/ нравст оп –ядро л ч. Л –хар-ка ч в целом, проявляется в его д-ти. Х-ся социализацией. Положит и отриц разв л: «+ « – мера ответств перед др, ОС, св д-ю, собой. Честное слово- слово совести. Кодекс чести –свод нравст норм данного сообщества. Достоинство л –умение отстоять св нрав нормы. Отступл от норм не всегда отриц. Л устойчива: постоянство моральн основы. Ребенок: соц и/ эгоистич направленность. У создает усл: атмосф в классе, единство обуч и разв (отнош к у), помощь в реализ ответств поведения (реш задач на ответ-ть). Динамика мотивов: одобрение взросл –радует его –чувство долга.

Важн роль в проц восп играет понятие идеала, определ обществ заказом (свой у разл народов в разн эпохи).Социализация = проц интеграции чел в обществ систему, усвоения им норм, ценностей, моделей повед-я à проц формир личности.Сущ разл тзр на проц соц-и, его нач, традиц концепция: соц-я нач-ся с момента освоения речи. Петровский: в осн соц-и лежит взаимод-е чел с наиб значимой для него на данный период группой/группамиЭтапы: адаптация, индивидуализация, (дез)ориентация.Соц-я лежит в осн формир базовой к-ры личности (= ядро личности, позвол челу сущ-ть и развив-ся в данном общ-ве). Факторы, влияющ на формир личности: дух к-ра (литература, музеи), школа, Вуз, семья, сми, ТВ, друзья,…Направления В: разв самосозн, к-ры общения, физк-ры, мышления, к-ры труда. Научн опыт- обуч; общечел опыт - этич, эстетич, физич, производств –воспит. Законом-ти усвоения: 1) ч/з д-ть у 2) ч/з внеш материал д-ть, этапы ООД (этап мотивац, схема ООД, фиксац в материал и материализов виде выделен содержания, выполн внеш действ, внешнереч действ, внеш речь про себя, умст действ).ООД поведения д им личностный смысл – добровол (т е схема ООД д стать ООД в голове). Нравственность/ нравст оп –ядро л ч. Л –хар-ка ч в целом, проявляется в его д-ти. Х-ся социализацией. Положит и отриц разв л: «+ « – мера ответств перед др, ОС, св д-ю, собой. Честное слово- слово совести. Кодекс чести –свод нравст норм данного сообщества. Достоинство л –умение отстоять св нрав нормы. Отступл от норм не всегда отриц. Л устойчива: постоянство моральн основы. Ребенок: соц и/ эгоистич направленность. У создает усл: атмосф в классе, единство обуч и разв (отнош к у), помощь в реализ ответств поведения (реш задач на ответ-ть). Динамика мотивов: одобрение взросл –радует его –чувство долга.

Соврем дидакт концепции

Принц обуч – наиб общие руководящие положения, в кот выражены требования к содерж-ю, организ-и, технологии и методике обуч. ПО подразумевает те положения общеметодич хар-ра, на кот опирается обуч и учение вообще. Различ дидактич (общие) принципы и методич (частные). Впервые дид пр сформулир Яном Амосом Каменским в его книге «Великая дидактика»:1) пр сознательности и активности; 2) наглядности; 3) постепенности и систематичности знаний;4) упражнений и прочного овлад-я знания и навыками.+ п-п научности+ п-п доступности+ п-п индивидуального подхода+ п-п развив-его обуч . сознательности и активности заключ в целенаправл активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Вытекает из целей и задач средней школы, призванной готовить активных и самост членов общ-ва, а также из ос-тей процесса обуч, требующего осмысленного и творч подхода к изучаемому материалу. Сознат усвоение хар-ся: пониманием изученного, осознанием путей получения нового знания, умением применять знания. Активность - деятельное сост уч-ся, кот хар-ся стремлением к учению, умствен напряжением и проявл-ем волевых усилий в проц овлад-я знаниями. Такую активность уч-ся в обуч наз познавательной активностью. П-п наглядности усвоение уч-ся знаний путем непосредств наблюдений над предметами и явл-ями, путем их чувственного восприятия. Хар-р и степень исп-я наглядности различны на разных этапах обуч. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей). П-п постепенности и систематичности знаний Излагать знания систематически - значит при изуч-и нового опираться на ранее пройденное, выделять в нем главное, вскрывать общую идею, формир-ть у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изуч явл-я и факты. П-п упражнений и прочного овладения знания и навыками Прочность усвоения мб обеспечена четким выдел-ем главного в уч материале, выявлением внутр и внешн связей изуч материала П-п научности Образоват материал, составляющий содержание шк обуч, должен в определ мере соответствовать ур-ню совр науки. П-п доступности объем и содерж-е учебного материала по силам учащимся, соответств ур-ню их умств разв-я и запасу знаний, умений и навыков.
П-п индивид подхода. адаптация обучения к содержанию и уровню знаний, умений и навыков каждого учащегося, к хар-ным для него ос-тям проц усвоения, к устойчивым ос-тям его личности. Принцип развив-го обуч Выгодский: обуч определ разв-е, - обуч обеспеч овлад-е не только содержанием знаний, но и методами, спос-ми их приобрет-я.

25.Коррекц. педаг.

В итоге оценивания уч-ся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Это ситуация, в кот. поведение и результаты обуч-я не соответ. воспитат. и дидактич. требованиям шк. Систематическая неуспеваемость ведет к пед. запущенности, под. Кот. понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям шк, общества. Это явл. Крайне нежелательно и опасно с моральной, соц., экономич. позиций.

3 группы причин:

1. Соц.-экон. – материальная необеспеченность семьи, общ. неблагополучная обстановка в семье, пед. безграмотность родителей.

2. Причины бисихического х-ра – наследственные особенности, способности, черты х-ра.

3. Пед. причины. Пед. запущенность чаще всего явл. результатом ошибок, низкого уровня работы шк. Грубые ошибки педагога ведут к психогниям, дидактогениям.

Средства устранения:

1. Пед. профилактика – поиски оптимальных пед. сист., в том числе применение акт. методов и форм обучения, новых пед. технологий,. Компьютеризация.

2. Пед. диагностика – систематич. контроль, оценка результатов обуч-я, своевременное выявление пробелов. Для этого им. беседы уч-ля с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником.

3. Пед. терапия – меры по устранению отставания в учебе. В Рос. это дополнительные занятия, на Западе – группы выравнивания, преимущества кот. втом, что занятия в них проводятся по рез. серьезной диагностики, с подбором груп. И индивид. средств обуч-я.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, кот. включ. и работу с семьей школьника.

26 Теор воспит личности в кол-ве.Макаренко.

Теория коллектива была разработана А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка - смерть.

Определил этапы его развития:

1 стадия – становление коллектива. В ее заключении выделяется актив, общая цель, общая деятельность и общая организация.

2 стадия:

- усиливается влияние актива.

- стабилизируется структура коллектива. Оформляются нормы поведения, круг требований.

- теперь педагог его использует в целях индивидуального развития каждого ученика, личности.

- Разрешаются различные противоречия: между коллективом и отдельными учениками, или отдельными группировками.

3 стадия – расцвет коллектива: предъявляются более высокие требования к себе, чем к товарищам. Формируется целостная, нравственная личность. Общий опыт, одинаковые оценки события.

4 стадия и последующие – каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту предъявляет к себе определенные требования, процесс воспитания переходит в самовоспитание.

На всех стадиях коллектива возникают и крепнут традиции – устойчивые формы коллективной жизни (большие и малые).

Большие традиции – яркие, массовые события.

Малые традиции – повседневные, но не менее важные, они не требуют особых усилий.

А.С. Макаренко – о перспективах – это практическая цель, способная увлечь и сплотить коллектив. Перспектива бывает: близкая, средняя, далекая.

Близкая перспектива – поход в цирк, кинотеатр, игра, соревнование. Высший уровень – радость от ожидания, осуществления.

Средняя перспектива – проект коллективного события несколько отодвинутого во времени. Нужны усилия, определенные затраты. Пример: подготовка к проведению соревнования, школьного праздника и т.д. Она выдвигается, когда уже оформлен коллектив.

Далекая перспектива – отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий. Пример: успешное окончание школы.

Непрерывная смена перспектив – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

А.С. Макаренко – принцип параллельного действия - это требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Каждый член коллектива оказывается под параллельным воздействием 3-х сил: воспитатель, актива и всего коллектива. Воспитатель – непосредственно и опосредованно через актив и коллектив. Постепенно с укреплением коллектива непосредственное воздействие воспитателя снижается, а воздействие коллектива повышается. Этот принцип применим уже на 2-ой стадии коллектива.

Макаренко советовал этим принципом пользоваться очень осторожно, т.к. коллектив может наказать провинившихся очень сурово (свой пример: в студенческой группе, стипендия…)

Долгие годы авторитет Макаренко был непоколебим. Но процессы демократизации и гуманизации воспитания подтолкнули педагогов переосмыслить эти ценности. Появились альтернативные взгляды. 1-й – доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Азаров – осуждал диктатуру коллектива, снижение роли личности; Сухомлинский

27 Педаг как наука об воспит.искусстве

Педагогика – наука о воспитании – уходит корнями в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с 1-ыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука педагогика появилась позже геометрии, астрономии, как потребность общества. Обнаружилось, что общество прогрессирует – быстро или медленно, в зависимости от того, как в нем появляется воспитание. Появилась потребность в:

-обобщении знаний о воспитании,

-в создании специальных учебных воспитательных учреждений.

В Китае, Индии, Египте, Греции – развитие философии (науки о природе, человеке, обществе) – 1-ые педагогические обобщения.

В Европе – древнегреческие философы Демокрит (460 – 370 г. до н.э.), Сократ (469 – 399 г. до н.э.), Платон (427 – 347 г. до н.э.), Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) – о формировании личности (хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы). Марк Квинтиман – “Образование оратора” – основная книга по педагогике, с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала духовная педагогика – о духовном и физическом развитии людей, нравственном и трудовом воспитании. В древней Греции совершеннолетним считался тот, кто посадил и вырастил маслиновое дерево – маслиновые рощи.

В период средневековья – господство церкви – все воспитание в религиозное русло. Образование потеряло прогрессивность античных времен. Догматическое обучение существовало 2 века. Философы этого времени Тертуман (160 – 222), Августин (354 – 430), Аквипат (1225 – 1274) – создали обширные педагогические трактаты, но педагогическая наука далеко вперед не ушла.

Эпоха Возрождения – педагоги гуманисты.

В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку – с именем Я. А. Каменского (1592 – 1670) – “Великая дидактика” – 1654 г. (см. методичку, табл.).

Джон Локк (1632 – 1704) – теорию воспитания – “Мысли о воспитании” – взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, широкое образование, деловые качества, изящество манер, твердость правовых убеждений.

Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо (см. методичку, табл.).

Иоганн Фридрих Герберт (1776 – 1841) – крупная противоречивая фигура в истории педагогики – по дидактике (четырехзвенная модель урока, понятивно – воспитывающее обучение, система развивающих упражнений), но и теоретическая база для дискриминационного ограничения в образовании широких масс трудящихся.

Мировую славу русской педагогики принесли Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Толстой, но особенно К.Д. Ушинский “О камеральном образовании” 1848 г.

В 1855г. Ушинского назначают инспектором классов. В жизни каждого крупного ученого непременно найдется счастливая случайность. Была она и в судьбе Ушинского. Однажды он обратил внимание на 2-а больших шкафа, – уже 20 лет они стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть их. Перед ним было целое сокровище – полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Пестелоцци – Е. Гугеля. По свежим следам он пишет лучшую свою статью “О пользе педагогической литературы” – сделать учебную работу интересной для ребенка, не превращая ее в развлечение. 187! Переиздано – “Родное слово”. Более 10 млн. книг его вышло до революции. Главное его сочинение “Педагогическая антропология” 1867г. – 2-а тома, 3-й не завершил;

-учение о целях, принципах, сущности воспитания,

-о руководящей роли школы, учителя,

-о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций,

-пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прогностичности,

-концепция развивающего обучения,

-трудовое воспитание – полноценное воспитательное средство – труд.

В конце XIX – начале XX в. – центр педагогической мысли США Джон Дьюи (1859 – 1952), Эдвард Торндайк (1874 – 1949) - вывели закономерности человеческого воспитания, эффективные технологии образования.

Советские педагоги Н.К. Крупская (1869 – 1939) – проблемы новой советской школы, организация внеклассной работы, пионерского движения. А.С. Макаренко (1888 – 1939) – о детском коллективе, трудовом воспитании, сознательная дисциплина, воспитание в семье. В.А. Сухомлинский (1918 – 1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, о личности.

28.Развитие отечественного образования

в системе образования России идет перебор вариантов тенденций, на примере различных школ можно увидеть реализацию различных моделей образования. Возможно, в скором времени возникнут и новые модели, в которых мы увидим слияние элементов уже известных нам моделей образования.

Изменения в обществе влекут за собой изменения в её основных системах. Школа как социальная система тоже подвержена изменениям, то есть реформированию. К положительным сдвигам можно отнести появление важных документов, определяющих концепцию развития образования и школы: Закон РФ «Об образовании» (июль 1992), Конституция РФ (декабрь 1993). Конституция предоставляет право на образование; гарантирует общедоступность и бесплатность основных уровней образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты; гарантируется поддержка различных форм образования и самообразования. В Законе «Об образовании», принятом в 1992 году, определяются принципы государственной политики в области образования; гарантируется возможность получения образования всем гражданам РФ; определяются языки обучения на всех уровнях образования; устанавливаются государственные образовательные стандарты всех уровней образования. Обозначились тенденции демократизации и гуманизации школы. Родители и дети получили возможность свободного выбора школьного образования. Меняется характер взаимоотношений между учащимися и учителями, школа и педагоги обретают право на самостоятельность в организации учебно-воспитательного процесса и управления школой.

Таковы законодательно оформленные замыслы в отношении настоящего и ближайшего будущего школы России.

Виды обучения.

Виды обучения различ. по х-ру обуч-я и уч. деят-ти, по построения содержания, методов и средств обуч. В дидактике различ. 3 вида обуч.

1. Объяснит.-илл. Самый распространенный, характеризуется тем, что У излагает З в готовом виде, а у воспринимает и воспроизводит его.

1. Информир. о новых З – Воспринимает инф-ию

2. Организ. осмысление уч. информации – Осмысливает, углубляет понимание уч. материала.

3. Организ. обобщение З – Обобщает усвоенный материал

4. Организ. закрепление уч. материала – Закрепляет, путем повторения.

5. Организ. примен знаний, оцен. степень усвоения – Примен. на практике

Достоинства: 1. систематичность, 2.малая затрата времени

Недостатки: 1. слабо реализ развив ф-ия, 2.деят-ть у репродуктивна

2. Проблемное (вопрос 10)

3. Программированное

Учение осущ. как четко управляемый проц., т.к. изуч. материал разбивается на мелкие легкоусвояемые порции, кот. последовательно предъявл. ученику при изучении. После изуч каждого фрагмента следует проверка усвоения, только после кот. переход. к след. фрагменту.

Цель – улучшение управления учебным процессом. Возникло в начале 60-х.

Основные принципы:

1. контроль каждого шага

2. своевременная помощь

3. избежание неуспеваемости и отбивания интереса от учёбы.

Занимались в США: Пресси, Краудер, Скиннер

Занимались в СССР: Талызина, Ланда, Матюшкин

Особенности:

1. Учебный материал делят на отдельные порции.

2. Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению.

3. Каждый шаг завершается контролем.

4. Если всё сделанное верно, то идёшь дальше.

5. Если есть ошибки, то ученик получает помощь и выполняет дополнительное задание.

6. Как следствие – ученик сам осваивает материал в нужном темпе.

7. Преподаватель выступает в роли организатора, помощника и консультанта.

1. Предъявляет 1 дозу материала – Воспринимает инф-ию

2. Объясняет 1 дозу и действия с ним – Выполняет операцию по усвоению 1 дозы

3. Ставит контр. вопросы – Отвечает на ?

4.если у правильео отвечает, предъявл. 2 дозу, если нет, объясняет ошибку, возвращает к работе в 1 дозой – Переходит к след дозе или или возвращ. к изучению 1.

Достоинства: 1.мелкие дозы хорошо усваиваются, 2. темп выбирается у, 3. обеспеч. высок. рез. Недостатки: 1. не всякий материал поддается пошаговой обработке, 2. ограничение умств. Развития у репродуктивными операциями, 3. дефицит общения и эмоций.

29 Формы воспит. работы

1) определить уровень воспит-ти класса. (что хор., что плохо) 2) разработка внеклассных мероприятий. (беседы, экскурс., вечера) 3) разработка мероприятий по решению ведущей воспит-й задачи. (как повысить кач-во самост.раб) 4) офрм-ние плана воспит-й работы (по датам)

Ф-ции - формы: освобожденная, кл.рук. нескольких кл.,совмсщ.с ф-цией учителя, Авторские - история пед.насчитывает мн-во. Макаренко - теория коллектива. Сухомлинский. Пед-новаторы:80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвили младшие шк. Иванов - с использованием методов коллективной творческой деятельности. Гуманистическое направление - Бондаревская. Каждый кл.рук.создает собственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект; объект, результаты.

33.Методология педагогики.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми фактами, для накопления и интерпретации кот. нужны научно обоснованные методы исслед.

Методология – наука о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. В педагогике – совокупность теоретических положений о пед. познании и преобразовании действительности.

Под пед. исслед. понимается проц. и результат науч. деят-ти, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и мех-мах, содержании, принципах и технологиях.

Пед. исслед.: 1. Фундаментальные своим результатом им. обобщающие концепции, кот. подводят итоги теоретич. и практич. достижений педагогики.

2. Прикладные направлены на углубленное изучение отдельных сторон пед. проц.

2. Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретич. положения.

Программа исслед. им. 2 раздела: методологический и процедурный. Первый включает обоснование актуальности темы, формулировку проблемы, определение объекта и предмета, целей и задач, формулировку осн. понятий, предварительный систем, анализ и выдвижение рабочей гипотезы. Во втором разделе раскрывается стратегический план исслед.

Методы пед. исслед.: 1. Методы изучения пед. опыта (методы эмпирического познания пед. явл.) служат средством сбора научно-пед. фактов: наблюдение, методы опроса (беседа интервью, анкетирование), изучение продуктов деятельности учащихся, изучение шк. документации.

Эксперимент – спец. организованная проверка метода, приема работы для выявления его пед. эффективности.

Этапы: 1. теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта. предмета, задач, гипотез)

2. методич. (разработка методики исслед.)

3. собственно эксперимент (проведение серии опытов)

4. аналитический (колич. и кач. анализ).

2. Методы теоретического исслед.: теоретич анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Теоретич методы связ. с изучение лит-ры: составление библиографии, рефератирование, конспектирование, цитирование.

3. Математические и статистические методы применяются для обработки получ. Данных методами опроса, эксперимента, для установления колич. Зависимостей (регистрация, ранжирование, шкалирование)

34 ТРУДОВАЯ ШКОЛА - направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. - 1-й половины 20 в. В трудах педагогов 17-18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой деятельности в соответствии с физическими и интеллектуальными возможностями детей. И.Г. Песталоцци впервые связал мотивацию труда с природой ребёнка, а сам труд рассматривал как важнейший элемент обучающего воспитания и педагогически организованной среды. В России проблемой взаимосвязи труда и воспитания начал заниматься К.Д. Ушинский, ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В начале 20 в. ручной труд был введён в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой, идеи Т.ш. пропагандировали сторонники свободного воспитания, Однако в условиях тяжёлого положения страны были снижены возрастные ограничения для получения профессионального образования до 15 лет, В 20-е гг была также разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 20-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы.

35Воспитание патриотизма.

Патриотизм как кач-во личности проявл. в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить Родине. Проявлением высокого ур-ня культуры межнациональных отношений выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. С содержат. т. з. патриотич. воспит. осущ. в проц. включения у в акт. созидательный труд на благо своей Родины, формир-я бережного отношения к истории отечетва, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, воспитания готовности к установлению дружеских отношений с другими народами, изучению обычаев и культуры этносов. Важную роль в патриотич воспит. играет организация работы по изучению гос. символов РФ. Форимир. культуры межнац. общения способ. изучение ин. яз.

36 Традиц. Обучение

Основные идеи педагогики сотрудничества. Новаторство в педагогике.

А. Ильина, Т. Гончарова, М. Шаталов, М. Щетинин.

Основные принципы новой модели.

1. Человек находится в активно-деятельном отношении к миру и самому себе.

2. Активность субъекта выступает в высшем своем творческом проявлении, когда субъект поднимается до становления самого себя.

3. Идея деятельного становления призвания человека.

Изменилась структура образовательного процесса в новой модели образования. Если структура традиционного образования сводилась к следующей логической схеме: предмет – учитель – воспитанник, то в новой модели образовательного процесса стала иной: воспитанник – призвание – предмет – урок – воспитанник.

В традиционной схеме образования предмет для воспитанника задается внешними целями, не затрагивающими интерес и его мотивацию. Новая модель образования сначала связывает воспитанника с призванием, а затем мотивировано, под призвание вводится предмет, специально адресованный воспитаннику в качестве урока.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов. Название технологии было дано группой педагогов – новаторов.

Педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели. Она вся “рассыпана” по сотням книг, статей. Поэтому она считается “проникающей технологией” входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Ее характеристики:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательная.

По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая.

По категории обучаемых: массовая (все категории).

Целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений; гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

В концепции среднего образования Российской Федерации сотрудничество практикуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Учитель – ученик.

Традиционное обучение: учитель – субъект, а ученик – объект педагогического процесса.

В педагогике сотрудничества: ученик субъект учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.

Ученик – ученик.

Сотрудничество в отношениях “ученик – ученик” - принимает различные формы – содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества.

В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями.

Принципы сотрудничества распространяются и на окружающую среду – родителей, семью, общественные и трудовые организации.

37 Содержание образования.

Одним из осн. средств развития личности и формирования ее базовой к-ры выступает содержание образ-я.

Содержание образования – педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, способной к воспроизводству (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

Содержание образ-я определяется целями и задачами образ-я.

Факторы, влияющие на формирование содержания образования:

1. Заказ общества.

2. Степень удовлетворенности содержанием образования, принципы научности.

3.Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их оптимальные возможности.

4. Потребности личности в образовании.

Принципы отбора содержания:

1. Принцип соответствия содержание образ-я требованиям развития общества, науки, культуры.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения при отборе содержания общ. образ-я отвергает одностороннюю, предметно-научную его ориентацию (необходимо учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения).

3. Принцип структурного единства содержания образ-я на разных ур-нях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, уч. предмет, уч. материал, пед. деят-ть, личность у.

4. Принцип гуманитаризации связан с созданием условий для акт. творч. и практич. освоения у общечеловееской к-ры.

5. Принцип фундаментализации содержания требует интеграции гуманитарного и естественонауч. знаний, установления преемственности и междисциплинарных связей.

Содержание образов: 1) научные ЗУН 2)мировоззренческие, нравств-эстетич идеи. 3)элементы соц, познават и творческого опыта.

Носители содержания образования:

1. Учебный план. 2. Учебный предмет. 3. Учебная программа.

4. Учеб. лит-ра.

Учебный план – нормативные документы, которые направляют деятельность школы. Имеется базисный учебный план, типовой учебный план, уч. план школы.

Единица учебного плана – учебный предмет (2).

Учебная программа – документ, характеризующий определённый предмет. Утверждается в министерстве образования. Содержит перечень тем, пояснительную записку (задачи, методика, порядок изучения), указывает на практические, лабораторные работы, предъявляет основные требования к знаниям и умениям.

38ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы П.с. имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик. Осн. положения П.с.: отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.), самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями. Ряд положений П.с. опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому П.с. вызвала большую полемику. П.с. дала импульс творческой деятельности мн. педагогов, инициировала деятельность авторских школ.

Наши рекомендации