Анкета по изучению количественных и качественных показателей при выполнении домашнего задания

Требования к компетентности

• Знать сущность понятия «форма организации обучения», «урок».

• Знать соотношение содержания понятий индивидуальной, групповой и фронтальной форм организации обучения в историческом аспекте.

• Знать и понимать возможности конкретных организационных форм обучения для формирования мотивов обучения и активизации познавательной деятельности учеников.

• Знать типологию уроков и структуру уроков различного типа.

• Знать и уметь обосновывать требования к современному уроку, пути повышения его эффективности.

• Уметь анализировать влияние конкретных организационных форм и типов уроков на мотивы и познавательную активность учащихся.

• Знать уметь раскрывать такие формы организации учебной работы как семинарские занятия, факультативные занятия, лабораторные практикумы.

Основные вопросы

1. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

2. Классификация форм обучения (общие и конкретные).

3. Типология и структура уроков.

4. Лекция как ведущая форма организации процесса обучения в вузе.

5. Другие формы организации обучения и их характеристика.

Проблемные вопросы:

1) Дайте определение понятия “форма организации обучения”. Какие признаки характеризуют форму учебной работы?

2) Чем отличается метод обучения от формы организации учебной работы?

3) Какими особенностями характеризуется классно-урочная система обучения?

4) Назовите достоинства и недостатки классно-урочной формы организации обучения.

5) Назовите основные типы уроков и их структуру. Чем определяется выбор типа урока?

6) Какие нестандартные формы учебных занятий практикуются в школе?

7) Назовите дополнительные формы организации обучения.

8) Какой урок можно назвать лучшим: самый эффективный или самый интересный? Почему?

9) Сформулируйте основные требования к современному уроку.

Учебно-исследовательские задания

1. Запишите определения основных понятий в ваш педагогический словарь.

2.Проанализируйте свою внеаудиторную (домашнюю) учебную работу с точки зрения дидактических правил и требований к ее организации.

3. Какие предложения Вы внесли бы преподавателю с целью повышения интереса студентов к изучению педагогики. Сообщите, в какой форме Вы хотели бы, чтобы Вас опрашивали. Напишите, на каком месте (по значимости) для Вас находится данный предмет и какую оценку Вы хотели бы и считаете возможным получить на экзамене?

4. Подготовьте письменные сообщения (индивидуальные задания) на темы:

1) Место и роль лекции в процессе обучения.

2) Белл-ланкастерская система взаимного обучения.

3) Батавская, мангеймская система избирательного обучения.

4) Дальтон-план, план Трампа как системы индивидуализированного обучения.

5) Требования и правила организации домашней работы.

(см. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы : уч. пос. / Р.С. Пионова. – Минск : Выш. шк., 2005; Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002; Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М. : ИЦ «Академия», 2003.):

Литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб : Питер, 2001. – С. 100–104.

2. Коцевич, С.С. педагогика современной школы: теоретический аспект / С.С. Коцевич. – Минск : Бизнесофсет, 2005. – 304 с.

3. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирноаа. – М. : ИЦ «Академия», 2003. – С. 202 – 227.

4. Прокопьев, И. И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002.

5. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская. – Минск: Экоперспектива, 2009.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ 13:

«ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Информация к размышлению

1. В одном из японских высказываний о школе говорится: “Когда слишком много правил – дети бунтуют. Когда правил нет – они тоже бунтуют”. В соответствии с этим порассуждайте о правилах взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

2. “В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим”. (Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. – М., 1978, С.23.). Почему учителя чаще используют фронтальную, а не групповую работу? Как Вы оцениваете коммуникативный потенциал фронтальной, индивидуальной и групповой работы?

3.“Одна из проблем урока – проблема рамки: начала и концовки… Первое слово обычно за учителем. Его спичка зажигает костер, и надо знать, с какой стороны поднести ее, чтобы немедленно получить огонь. А там уже от веточки к веточке пойдет пламя, подхваченное ветром всеобщего интереса. И, однако, не начало, а конец в наибольшей степени дает ощущение состоявшегося урока. “Угольки”, образно говоря, надо уметь собрать, сохранить тепло отполыхавшего огня, т.е. резюмировать поиск. Итог, даже если не все веточки успели сгореть и стать угольками, напомнит о школе, где мы не просто учимся, а общаемся, что-то ищем, открываем – и когда молчим, и когда разговариваем”. (Ильин Е. Н. Герой нашего урока – М., 1991, С.136). Опираясь на личные наблюдения, приведите примеры удачного и неудачного речевого поведения учителя в начале и конце урока.

4. “Гуманистическая педагогика “организационный момент” рассматривает как регулировку учителем своего эмоционального состояния и актуализацию гуманистических установок на учащихся, как их защиту от возможности спада творческой активности учителя. Смысл “организационного момента” – самонастройка себя и класса на стиль общения, в котором, вопреки внешним психологическим помехам, царит уважение человеческого достоинства, взаимная забота об интеллектуальном и нравственно-этическом “поле” урока”. (Гавриловец К. В. Гуманизация учебно-воспитательного процесса //Праблемы выхавання – Вып. 1. Мн., 1995, С.34). Смоделируйте речевое поведение учителя, приходящего на свой первый урок в незнакомый класс (предмет и возраст учащихся - по выбору).

Типология уроков

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков: по основной дидактической цели; по основному методу (форме) их проведения. При классификации по основной дидактической цели:

ЦЕЛЬ ТИП УРОКА ЛОГИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА
Восприятие и первичное осознание нового материала Изучение и первичное закрепление новых знаний (уроки изучения нового материала) Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление и первичное запоминание → проверка усвоения → закрепление, анализ
Закрепление знаний, выработка умений по их применению Закрепление новых знаний (уроки закрепления и повторения знаний) Мотивация → актуализация ведущих способов и действий → восприятие образца применения знаний → самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации → самоконтроль и контроль → коррекция
Выработка умений самостоятельного применения знаний, осуществление их переноса в новые условия Комплексное применение знаний (уроки практические: уроки формирования и усвоения умений и навыков) Мотивация → актуализация комплекса знаний → образец комплексного применения знаний → самостоятельное применение в сходной и новой ситуациях → самоконтроль и контроль → коррекция
Усвоение знаний и способов действий в комплексе и системе Обобщение и систематизация знаний (повторительно-обобщающие уроки) Мотивация → анализ содержания учебного материала → выделение главного → обобщение и систематизация → установление межпредметных и межкурсовых связей, мировоззренческих идей
Определение уровня овладения знаниями и способами деятельности Проверка, оценка и коррекция знаний (контрольно-проверочные уроки) Мотивация → самостоятельное выполнение контрольных заданий → самоконтроль → контроль → анализ → оценка → коррекция

Решение нескольких дидактических задач – комбинированный урок.

Анкета по изучению количественных и качественных показателей при выполнении домашнего задания

1. В течение какого времени вы выполняете домашнее задание?

· 30 мин; · 3 – 3,5 ч;

· 1 – 1,5 ч; · 3,5 – 4 ч;

· 1,5 – 2 ч; · 4 – 4,5 ч;

· 2 – 2,5 ч; · 4,5 – 5 ч;

· 2,5 – 3 ч; · 5 и более часов.

2. В какие дни уходит больше времени на подготовку домашнего задания?

· понедельник · пятница

· вторник · суббота

· среда · воскресенье

· четверг

3. Я с удовольствием готовлю домашнее задание по следующим предметам:

· литература · история

· русский язык · биология

· иностранный язык · химия

· математика · физика

· информатика · другие______________________

4. Какие формы домашнего задания для меня наиболее привлекательны ________________

5. Какая форма проверки домашнего задания для меня наиболее предпочтительна:

· конспектирование · переписывание текстов

· заучивание наизусть · ответ у доски

· решение задач · построение чертежей

· подготовка тезисов для устного ответа · рисование

· выполнение творческих работ · другое____________

· подготовка доклада

6. Для меня предпочтительнее

после уроков, пообедав и отдохнув дома, во второй половине дня выполнять домашнее задание:

· в школе вместе с учителем · вместе с родителями

· вместе с ребятами из класса · одному

· вдвоем с другом (подругой)

7. По каким предметам задают большие домашние задания:______________________

8. По каким предметам задают наиболее интересное домашнее задание:________

9. По каким предметам :

· я всегда знаю, как выполнять · я не всегда знаю, как делать домашнее задание

____________________________ __________________________

10. Причины невыполнения домашнего задания:

· не знаю, как делать · не нашел материала

· трудно · забывчивость

· непонятно · не записал домашнего

· пугает большой объем задания

· не хватает времени · не нравится предмет

· уверен, что не спросят · не понимаю объяснений

· не получается учителя

· лень · усталость

· плохое самочувствие

Наши рекомендации