Наблюдения за животным миром. Насекомые. Насекомые постепенно исчезают
Насекомые. Насекомые постепенно исчезают. Дети находят под камнями целые скопления жуков, а в щелях спрятавшихся бабочек. Мухи и комары исчезли. Соберите сухие листья и просейте их через сито. Дети увидят много живых существ.
Покажите сухие свернутые листья, которые висят на концах веток. Они опутаны паутиной, а внутри - белые коконы. В них зимуют маленькие гусеницы бабочки-боярышницы. Садовники уничтожают их. Это вредители, и если их не снять, то весной они будут объедать молодые побеги, а потом и листья.
После наблюдений спросите детей, почему прячутся насекомые. Дети ответят, что стало холодно, почва охладела, травы увяли. Питаться насекомым нечем - и они прячутся, засыпают на зиму, чтобы не замерзнуть.
Птицы. Птицы уже собираются в стаи. Первыми улетают те, кто прилетел последним: это стрижи, ласточки, мухоловки. В начале осени улетают журавли. Постарайтесь показать детям отлет журавлей. Осенью их видно лучше, так как они летят ниже, чем весной.
Старшие дети сами обращают внимание на подготовку птиц к отлету. Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом. Дети интересуются, почему улетают птицы, почему одни улетают раньше, другие - позже.
Вспомните, чем питались птицы летом, чем кормили своих птенцов. Осенью стало холодно и насекомые исчезли, а ведь они были основным кормом птиц.
Расскажите детям, что осенью птицы улетают в теплые края на зимовку. Они летят не спеша, делая большие остановки: видно, не хочется им расставаться с родиной! В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые задерживаются.
На прогулках отметьте, как пусто и тихо стало после отлета птиц. Только кое-где можно увидеть разноцветные перышки.
Покажите детям, как сделать из желудей или шишек фигурки людей, животных, забавных птичек, добавив некоторые детали и украсив их перьями. Детей будет интересовать, какой птице принадлежит найденное перо.
Предложите узнать, какие птицы у нас пока остались и чем они питаются. Понаблюдайте за жизнью скворцов, которые улетают позже. Осенью они оставляют лес и кочуют стаями по полям, лугам, вдоль рек. Там они кормятся луговыми насекомыми и слизнями.
Интересно наблюдать за согласованностью полета скворцов. При повороте или посадке вся стая, как по команде, меняет направление. Иногда перед дальней дорогой скворцы прилетают к скворечникам и проверяют свои жилища. Сидя на ветке, поют, как бы прощаясь с родным гнездом.
Грачи также долго не улетают. Объединившись с галками и воронами в большие стаи, грачи переселяются из лесов ближе к заливным лугам, где собирают на земле насекомых, их личинок и зерно.
Детей будет интересовать, почему одни грачи с черными носами, а другие с белыми. Предложите вспомнить, как грачи весной ходили за тракторами и доставали из земли личинок и червей. От постоянного копания в земле у старых грачей стираются и выпадают перышки у основания клюва, поэтому их и называют «грачи белоносые». А молодые грачи с черными надклювьями. Пока есть пища, грачи нас не покидают.
Во время прогулок к реке или другому водоему дети увидят водоплавающих птиц. Они достают себе пищу из воды. Пока реки не замерзнут, утки, гуси и лебеди не улетят.
Проводив в путь-дорогу перелетных птиц, посмотрите, кто же остается с нами на зиму. Прежде всего это воробьи. Они питаются разнообразной пищей. Своих птенцов воробьи кормили насекомыми. Осенью они переходят на другой корм: зерно, крошки. Обратите внимание, что среди обычных серых воробьев появились воробьи с другой расцветкой - с белой полоской на крыле. Эти воробьи живут в лесах и полях, но на зиму тоже прилетают кормиться к людям.
В парках, садах, на участке дети слышат стрекотание сорок, карканье галок и ворон. Эти птицы тоже прилетели поближе к жилью человека. Скажите детям, что птицы могут рассчитывать на нашу помощь. Зимой мы будем их подкармливать, а пока надо проверить, какой у нас запасен корм и хорошо ли он хранится.
В сентябре и октябре еще можно заготовить семена сорных трав: пастушьей сумки, подорожника, лебеды, репейника, просвирника, конского щавеля. Сорняки срезаются ножом и хранятся в виде веников. Зимой их вставляют в снег возле кормушек. Мелкие семена крапивы, лебеды любят синицы, чижи, чечетки. Репейник (лопух) - основной зимний корм щеглов и синиц. Снегири, синицы и поползни любят крупные подсолнухи. Пусть дети собирают тыквенные, арбузные и дынные семена: их любят синицы и поползни.
Чтобы привлечь побольше птиц, нужно поспешить с установкой кормушки. Кормушку лучше всего оставить на том же месте, где она была в прошлом году. Напомните детям, что корм нужно давать рано утром в одно и то же время. Если в определенный час корма не будет, птицы исчезнут и появятся только через несколько дней.
Зимой им холодно долго ждать на кормушке, поэтому дежурные должны подготовить корм с вечера, насыпать его в ведерко, подготовить совок, крупнозернистый песок.
На прогулках дети замечают появление новых птиц. Они похожи на воробьев, но немного крупнее, темнее воробьев, с белой грудкой и белыми полосками на крыльях. Они летают стайками по дорогам, но не чирикают, как воробьи, а посвистывают. Это пуночки. Они прилетели к нам с далекого севера.
А вот появились еще интересные гости: на голове хохолок, как будто птица зачесала его назад. Это свиристель, тоже прилетевший к нам с севера. Особенно много этих птиц там, где есть ягоды крушины, калины, рябины. Можно увидеть и поползней: они лазают по стволу головой вниз.
Домашние и дикие животные. На прогулках вам могут встретиться домашние животные: кошки, собаки, лошади. Обратите внимание детей на то, что шерсть у многих стала гуще. Летняя линяет, и животные покрываются более густой, она теплее. Дети вспоминают, что у некоторых диких животных меняется даже цвет шерсти: она становится светлее, например у зайца, белки.
Воспитатель рассказывает о том, как дикие звери готовятся к зиме. Рассказы должны быть эмоциональными, интересными.
В парках нередко можно увидеть белку. Она, как правило, ручная, позволяет кормить себя из рук. Воспитатель рассказывает, что медведь осенью отъедается, накапливая жир, который будет его согревать и питать всю зиму во время зимней спячки в берлоге. Сейчас он ест овес, мед, желуди.
Еж готовит себе на зиму теплую постель из листьев, соломы, мха. Волк и лиса зимой спать не будут и поэтому запасов не делают.
Расскажите детям о лосе. Это крупное животное, похожее на лошадь, можно встретить в лесу, в парке и даже на окраинах городских улиц. Шерсть у лося серо-бурого цвета, на голове рога. Лось быстро бегает: у него очень сильные ноги. Питается травой, ветками деревьев.
Труд осенью
На огороде. Однажды утром дети увидят на поверхности травы белый налет. Это иней. Ночью был мороз, но утром потеплело. Теперь нужно убирать овощи на огороде, а то они могут замерзнуть. После первого заморозка пойдите на пришкольный участок и покажите детям уборку овощей. (Предварительно договоритесь с учительницей или пионервожатой.)
Придите раньше школьников, рассмотрите общий вид огорода, скажите, что школьники сами все сеяли и сажали. Пусть дети, осмотрев грядки, узнают по ботве еще не выкопанные овощи: морковь, репу, редьку, свеклу. Покажите подготовленные ящики и корзины, инвентарь и место для складывания ботвы. Скажите, что ранние овощи: огурцы, помидоры, кабачки - убраны еще до заморозка. Покажите почерневшую от мороза ботву помидоров.
Когда придут школьники, обратите внимание детей на их дружную работу: одни выкапывают овощи лопатами, другие носят их в корзинах, третьи аккуратно обрезают ботву ножами и складывают овощи в ящики, пересыпая сухим песком, чтобы лучше сохранить. Затем ящики уносят в подвал. Все помогают друг другу.
Дети тоже могут предложить свою помощь: сортировать овощи по величине, складывать ботву и т.д. Придя в детский сад, вымойте подаренные школьниками овощи и угостите детей.
Когда будете убирать овощи со своего огорода, напомните ребятам, как работали школьники.
Несколько видов овощей оставьте для посадки в ящик зимой, когда, ближе к весене, будет больше солнечных дней. Лук на зеленое перо можно сажать и с осени.
С овощами проводятся игры, например «Найди овощи по описанию». Загадывают четверо: один называет форму, второй - цвет, третий - вкус, четвертый - листья. Остальные отгадывают. Еще игра «Найди к ботве овощ». Ботва и овощи лежат отдельно друг от друга. Игра «Отгадай». Дети загадывают загадки об овощах, а отгадкой будут служить овощи.
Предложите детям самим придумать загадки, выделяя характерные признаки овощей. Например, ребенок придумал такую загадку: «Длинная, красная, сладкая, ботва елочкой, растет в огороде метелочкой». (Морковь.) или: «Круглая, желтая, гладкая, кушать ее сладко, листья разложила на грядке». (Репа.)
Любят дети игру «Вершки и корешки». Если воспитатель назовет овощи, у которых едят вершки (например, помидор), дети поднимают руки вверх; если - корешки (например, морковь, репа), дети прячут руки за спину; если едят все части (например, петрушка), дети хлопают в ладоши.
В саду. Побывайте с детьми в саду, где они увидят на деревьях много яблок и груш. Рассмотрите яблоки, их форму, сравните разные сорта, и дети увидят, что каждый сорт имеет свой цвет и вкус. Покажите, как собирают яблоки: каждый сорт отдельно.
Зеленую антоновку будут снимать позже - это поздний сорт яблок. Посмотрите, как вырезают старые ветки малины, оставляя лишь молодые, с колючками. Их потом пригнут к земле и свяжут вместе, чтобы зимой они не замерзли.
Хорошо, если вы посмотрите, как сажают плодовые деревья. Скажите, что сады украшают нашу землю. Вспомните, какие плоды и ягоды выращивают в саду.
После наблюдений проведите с детьми игру для закрепления знаний о растениях. В игре «Поймай и назови» воспитатель бросает детям по очереди шишку или мяч и говорит: «Сад». Ребенок, поймавший предмет, называет все, что растет в саду. Далее: «Огород», «Лес», «Луг», «Цветник».
Во многих детских садах сотрудники заготавливают на зиму овощи и фрукты: солят огурцы, квасят капусту, маринуют помидоры, яблоки. Покажите детям коллективный труд взрослых и предложите им принять посильное участие в работе. Заготовьте на зиму немного овощей со своего огорода и фруктов из своего сада. Зимой во время празднования дней рождения детей им будет приятно открыть банку с продуктами, заготовленными своими руками.
Гуляя по улице, обратите внимание на машины, доверху нагруженные капустой, мешками с картофелем. Вспомните, как летом наблюдали за трудом колхозников. Сейчас они убирают последний урожай, чтобы успеть до заморозков срезать капусту, выкопать картофель, и обеспечить людей на всю зиму овощами.
Посмотрите витрину овощного магазина. Какое разнообразие овощей и плодов! Скажите, что овощи, фрукты привозят и из других республик. Например, сладкий виноград - из Грузии и Узбекистана; перец, баклажаны - с Украины. Обратите внимание детей на красоту убранства витрины, на сочетание красок. Хорошо поработали земледельцы, поэтому и вырастили такой обильный урожай.
В парке. Обратите внимание детей, какие работы проводят садовники осенью: сажают в грунт луковицы тюльпанов, нарциссов, перекапывают почву, вносят удобрение. Пусть дети видят, как много труда вкладывают люди для того, чтобы всем было приятно отдыхать. Если дети усвоят это, они никогда не пройдут по газону, не будут ломать деревья и рвать цветущие растения.
Работа с календарем
В начале зимы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки в осеннем календаре природы и рассказывают о своих наблюдениях на прогулках, вспоминая характерные признаки осени: похолодание, изменение расцветки листвы, листопад, опадание плодов и семян с деревьев, увядание травянистых растений, исчезновение насекомых, отлет птиц, подготовка животных к зиме, труд людей осенью. Эти признаки и являются содержанием детских рисунков для календаря. Воспитатель загадывает детям загадки об осени.
ЗИМА
Для того чтобы прогулки зимой были интересными и привлекательными, их нужно правильно организовать. В начале зимы вместе с детьми спланируйте свой участок. Наметьте место для горки. Для детей старшей и подготовительной к школе групп сделайте общую горку.
Вдоль забора, но не близко к деревьям наметьте лыжню. Прикрепите к забору стрелки с указанием направления. Больше всего места надо оставить для построек из снега. Заранее приготовьте дополнительные материалы: обрезки досок, чурбачки, палки. Подумайте, где все это можно хранить. На участке должны быть валы высотой 30 см (по ним дети любят бегать, прыгают с них), ледяные дорожки для скольжения.
Не забудьте подготовить к зиме кукол. Они должны иметь зимнюю одежду и обувь. Как только уляжется снеговой покров, начинайте с детьми собирать снег, делая стену вокруг своего участка (не выше 1 м). Снег будет уплотняться, и его можно брать для построек и других сооружений (ниш для игрушек, комнат для кукол) в течение всей зимы.
Когда участок будет спланирован, осмотрите с детьми все деревья и кустарники, проверьте, нет ли где обломанной веточки, не осталось ли сухого вьюнка. Напомните, что зимой надо беречь растения еще больше.
Проверьте, устойчива ли кормушка для птиц. Если она качается, укрепите ее: иначе птицы будут пугаться и неохотно ее посещать. Объясните, что там, где посажены многолетние растения, где находится огород, играть нельзя. Отмечайте погоду перед выходом на прогулку и в зависимости от этого предлагайте детям самим решать, что взять на участок.