С ограниченными возможностями здоровья. Специальному психологу в ходе трудового обучения и профессиональной ориентации необходимо корректировать работу педагогов

Специальному психологу в ходе трудового обучения и профессиональной ориентации необходимо корректировать работу педагогов, родителей, а также тщательно наблюдать за самим ребенком, чтобы в случае необходимости вовремя оказать ему квалифицированную помощь. На каждом этапе трудового обучения и профориентации специальный психолог имеет ряд задач.

Первый этап охватывает обучение в 1 – 3 классах, когда у учащихся формируется первоначальный трудовой опыт. Психологу необходимо изучить индивидуальные трудовые возможности школьников и сформировать у них готовность к деятельности в условиях мастерских профессионального обучения. Для решения этой задачи он может использовать различные диагностические методики: наблюдение, беседы с родителями, учителями, ребенком. В процессе изучения определяется динамика формирования индивидуальных трудовых способностей и делается предварительный вывод о возможности дальнейшего трудового обучения ребенка в мастерской определенного профиля.

На данном этапе психолог также составляет психологический портрет образовательного пространства: профессиональный уровень педагогического коллектива, индивидуальные особенности детей, их потенциальные возможности, мотивационные факторы обучения, характер необходимой психологической помощи.

В школе проводится комплекс диагностических исследований, лекционно-практические занятия для педагогов, консультации для родителей. Затем психолог составляет психологические портреты учебных групп и подбирает коррекционные программы.

Второй этап – общетехническое трудовое обучение в 4 классе на базе профессиональных учебных мастерских. Здесь формируются некоторые новые организационные умения и навыки, связанные с профессиональной мастерской. Учащиеся должны знать и строго соблюдать порядок использования станков, инструментов. Дисциплинарные требования должны быть разумными и не действовать угнетающе. На этом этапе возможно проведение тренингов, упражнений, направленных на выработку и формирование необходимых трудовых умений.

Специальный психолог на этом этапе должен сделать окончательный вывод о трудовых возможностях каждого ребенка, прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии. В тех случаях, когда выясняется, что способности учащегося 4 класса не соответствуют требованиям изучаемой профессии, он переводится в мастерскую другого профиля.

Третий этап – переход к профессиональному обучению. С пятого класса учащиеся приступают к овладению знаниями, умениями, навыками по определенной профессии. Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем учебных упражнений. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения, а также по развитию качеств личности учащихся, необходимых в совместном труде (взаимопомощь, ответственность за решение общей задачи, корректность в деловых контактах с товарищами, правдивость и объективность во взаимооценке работы).

На четвертом этапе осуществляется переход от общего курса профессионального обучения к овладению знаниями, навыками, умениями, характерными для работников определенного предприятия (учреждения).

По окончании 9-го класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению. Квалификационное испытание состоит из устного экзамена по специальности и практической контрольной работы (изготовление какого-либо изделия).

Пятый этап – завершение на первоначальном уровне профессионального образования (9 или 10 классы). Задачей специального психолога на этом этапе является адаптация учащихся к работе в производственном коллективе, помощь в овладении установленными на предприятии требованиями к качеству и производительности труда.

Психологическое сопровождение учащихся с нарушениями психофизического развития включает в себя диагностическую, психокоррекционную и консультативную работу.

Диагностическая работа предполагает углубленную динамическую психодиагностику, т.е. изучение познавательных возможностей, личностных особенностей, внутрисемейных отношений, профессиональных способностей и возможности адаптации ребенка в социуме.

Психокоррекционная работа в начальных классах проводится с использованием сказкотерапии и всех видов арттерапии, в среднем и старшем звене обучения – на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях по развитию психических функций.

Консультирование должно охватывать учащихся, родителей, педагогов и воспитателей, представителей трудового коллектива, в котором предстоит работать выпускнику.

Систематическая работа с учащимися, семьей и педагогическим коллективом, осуществление диспетчерских, воспитательных функций позволяют специальному психологу создавать индивидуальные программы развития, включающие медицинские, педагогические, психологические, профессиональные рекомендации.

Усилия специального психолога должны быть направлены на преодоление разрыва профориентационного плана между педагогами и родителями. Лишь совместная деятельность позволит создать адекватные условия для трудового обучения ребенка, профессионального самоопределения, а в последующем и для его самостоятельной жизни.

Специальный психолог на каждом этапе обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение трудового воспитания и обучения, профориентацию с целью последующей социальной реабилитации и интеграции по окончании школы, в период взрослой жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные задачи трудовой реабилитации.

2. Раскройте основные этапы трудового воспитания и обучения дошкольников с нарушениями развития.

3. Каковы особенности трудового обучения и профессиональной ориентации в СКОУ VIII вида?

4. Что понимается под профессиональным самоопределением? В чем вы видите основные проблемы выбора профессии детьми с ОВЗ?

5. Охарактеризуйте особенности профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

6. В чем заключается роль специального психолога в профориентационной работе. Раскройте основные функции на каждом этапе.

Литература

1. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2003.

2. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1990.

3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Просвещение, 1988.

4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М., 2005.

5. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов (пособие для социальных работников). / Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». – М., 1997.

6. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для педвузов / Под ред Е.А. Стребелевой. – М.: «Академия», 2001.

7. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

8. Трошин О.В., Жулина Е.В. Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

9. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: «Образование», 1996.

Литература

1. Айшервуд И.М. Полноценная жизнь инвалида. – М.: Педагогика, 1991.

2. Алексеева С.А., Будакова Л.Б. Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе-комплексе «Детская личность». – М., 1997.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980.

4. Антология социальной работы: в 3 т. / Составитель М.В. Фирсов. – М.: Союз, 1994 – 1995. Т.1: История социальной помощи в России. – 1994. Т.3: Социальная политика и законодательство в социальной работе. – 1995.

5. Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. Размышления о вальдорфской школе. – Казань: Дом печати, 1997.

6. Аслаева Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии: Учеб. пособие. – М.: Социально-гуманитарные знания, 2007.

7. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Издательство МГУ, 1984.

8. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1995. – № 6.

9. Бейкер Б.Л., Брайтман А.Д. Путь к независимости / Под ред. А.Л.Битовой – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.

10. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. – М.: Наука, 1994. – 398 с.

11. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. – 2-е изд. перераб. – М.: Международная пед. академия, 1995.

12. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – С. 45-53.

13. Большая советская энциклопедия в 30 т. – 3 изд. Т. 10, 21. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 591 с.

14. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном - Пресс», 2000.

15. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: Учебно-методическое пособие для вузов. – М.: SVR – Аргус, 1994. – 208 с.

16. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Социальная работа в XXI веке: проблемы и перспективы развития // Материалы международной конференции, Москва, 13-17 мая 1996г. // ЦСП РАО. – М., 1996.

17. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988.

18. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. – М.: ИФ «Филантроп», 1995.

19. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: «Лань», 2003.

20. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». – М., 1998.

21. Гусева Л.Я. и др. Показатели инвалидности с детства в РСФСР, их динамика, особенности в отдельных областях (краях, АССР) Российской Федерации / Л.Я. Гусева, З.Г. Гурьянова, М.И. Сологубова // Социальное обеспечение. Серия: Врачебно-трудовая экспертиза. Социально-трудовая реабилитация инвалидов: Обзорная информация. / ЦИЭТИН. – М., 1990.

22. Гуслякова Л.Г. Социальная работа как научная теория, деятельность и учебная дисциплина: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора пед. наук. / Алтайский госуниверситет. – Барнаул, 1995.

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986.

24. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. – М.: ВЛАДОС, 2003.

25. Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушениями зрения. – Уфа: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2004.

26. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.

27. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.

28. Деятельность Волжского городского реабилитационного центра детей-инвалидов «Изий» по организации медицинской и социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями: (Из опыта работы). – Волжск, 1997.

29. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ИНФРА – М, 2000.

30. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. – М.: Педагогика, 1986. – Т 1. , Т 2.

31. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – 2 изд. – М.: изд-во МГУ, 1986.

32. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

33. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М.: Знание, 1997.

34. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984.

35. Концепция социокультурной политики в отношении инвалидов в РФ. / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии. – М.: 1997.

36. Краткая медицинская энциклопедия в 3-х т. / АМН СССР; гл. ред. Б.В.Петровский. – 2-е изд., т. 2. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

37. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. – 2003.

38. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. – М.: «Академия», 2000. – 232 с.

39. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Наука, 1977.

40. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. – 1996. – № 2.

41. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М.: Педагогика, 1989.

42. Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ. Серия Психология. –1987. – №2.

43. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 1 – 8 / Под общ. ред. М. Питерси / Пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

44. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: Просвещение, 1990.

45. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Просвещение, 1988.

46. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореферат дисс. на соискание уч. степени доктора педагогических наук / Российская Академия образования. – М.: 1996.

47. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. – М., 1982.

48. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Квартальный научно-практический журнал. – М.: «Медицина», 2004.

49. Методологические и организационные вопросы реабилитации инвалидов: Сб. науч. тр. / ЦИЭТИН / Под ред. В.П. Белова. – М., 1973.

50. Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Российская Академия образования. – М.: 1998.

51. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. Ч. 1. / Под ред. В.А. Сластенина. – Пенза: Изд-во ИПК и ПРО, 1994.

52. Мясоед П.А. Проблема ненормального психического развития //Вопросы психологии. – 1994. – № 6.

53. О реализации президентской программы «Дети России». Целевая программа «Дети-инвалиды». Справочно-информационный отчет за 1996 год: Информационный бюллетень № 2 / Министерство общего и профессионального образования РФ. – М., 1996.

54. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон. – 3-е изд. – М.: Ось – 89, 2004.

55. Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. // Серия: «Образование и здоровье». – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000.

56. Основные положения концепции социализации личности ребенка // Выбираем свой путь / Авт.-сост. Волохов А.В. – М., 1992.

57. Основы социальной работы: Учебник для студентов вузов по направлению и специальности «Социальная работа» /отв. Ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА, 1997.

58. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова. – М.: «Академия», 2001.

59. Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. – 1997. – №3.

60. По реализации Федеральной программы «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»): Информ. бюл. Вып. 1. / Министерство образования РФ; ИКП РАО; Ред. кол.: Н.Н. Малафеев и др. – М., 1995.

61. Проблемы развития реабилитации инвалидов в Республике Башкортостан: Сборник материалов научно-практической конференции, Уфа, 25-26 октября 2001г. – Уфа, 2001.

62. Проблемы социальной адаптации воспитанников коррекционных школ-интернатов 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Научно-методические материалы Всероссийского совещания 26-28 сентября 2000 года. – М. – Боровичи, 2000.

63. Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Материалы международной конференции. – М.: Издательство творческого объединения «Радуга», 1992.

64. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии / Л.М. Шипицына, Е.С. Иванов, Л.А. Данилова, И.А. Смирнов. – СПб: Образование, 1995.

65. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.

66. Сарычева С.Я. Основные медико-социальные проблемы инвалидности в детском возрасте // Педиатрия. – 1990. – № 12.

67. Семаго М.М. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. психологических наук. – М., 1992.

68. Силласте Г.Г. Кто поможет детям с ограниченными возможностями: (Социологический анализ деятельности неправительственных организаций России). // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.

69. Симоно К.К. К вопросу о терминологии // Реабилитация детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. – М., 1992.

70. Словарь иностранных слов. – 15-е изд. испр. – М.: Русский язык, 1988.

71. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 1. – М.: Русский язык, 1981.

72. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1980.

73. Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. // Серия: «Образование и здоровье». – М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2001.

74. Социальная защита человека: региональные модели / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой. – М.: Изд-во АСОПиР РФ, 1995.

75. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Холостовой Е.И. – М., Институт соц. работы Ассоциации работников соц. служб, 1996.

76. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов (пособие для социальных работников). / Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». – М., 1997.

77. Социально-педагогическая интеграция в России. Первые шаги / Под ред. А.А.Цыганок. – Центр лечебной педагогики. – М.: Теревинф, 2001.

78. Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2006.

79. Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для педвузов / Под ред Е.А. Стребелевой. – М.: «Академия», 2001.

80. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью: Метод. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

81. Танюхина Э.И., Свинцов А.А. Состояние и динамика инвалидности в детском возрасте в РФ // Проблемы социальной гигиены и истории медицины. – 1994. – № 6.

82. Тарасов О.Ф., Фонарев М.И. Реабилитация при детских болезнях. – М.: Медицина, 1980.

83. Теория и методика социальной работы: Краткий курс / МГСУ, Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1994.

84. Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. психолог. наук. – М., 1999.

85. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учеб. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

86. Холостова Е.И. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. – 1992. – № 5.

87. Хейссерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. – М., 1964.

88. Шипицына Л.М. От сегрегации к интеграции // Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инвалидов: Тез. докл. и сообщ. Международного конгресса по проблемам соц., мед. и псих.-пед. реабилитации инвалидов, 2-5 декабря 1996 г. – Тюмень, 1996.

89. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. – СПб.: «Образование», 1996.

90. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнов И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. – СПб.: Образование, 1995.

91. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика 1989.

92. Энциклопедический словарь. – Репр. воспр. изд. Ф.А. Брокгауз – И.А. Эфрон. 1890. т. 12. – М.: Терра, 1992.

93. Юмашев Г.С., Ренкер К. Основы реабилитации. – М.: Медицина, 1973.

94. Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1997.

95. Яркина Т.Ф. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: теоретико-методологический аспект (в контексте мирового опыта). – М., 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Наши рекомендации