Воспитательная работа классного руководителя 2 страница
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чув-' ством вины.
Глава V. Основы методики воспитания
5.1. Педагогическая поддержка
В воспитании, инструментованном как педагогическая поддержка, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентации, психологический климат... Но главное — ребенок должен жить и развиваться в «пространстве ЛЮБВИ». И это пространство имеет как бы две стороны одной медали. Одна в том, чтобы:
«Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож...»
В, Берестов
Такую любовь он чувствует дома, нередко и в школе. Но есть и вторая сторона. О ней хорошо сказано у Э. Фромма: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли». Значит, надо дать растущему человеку шанс проявить любовь — к маме и папе, к сестренкам-братишкам, к педагогам и сверстникам, к вещам, книгам, растениям, животным, абстрактным этическим, эстетическим, правовым... категориям.
В современной гуманистической педагогике сформулированы необходимые нормы поддержки*, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:
1. Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное при
нятие его как личности и индивидуальности; душев
ная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать,
сопереживание, милосердие, терпимость и терпение,
умение прощать.
2. Приверженность диалоговым формам общения с деть
ми, умение с ними говорить по-товаришески, без «сю
сюканья» и без панибратства, умение слушать, слы
шать и услышать.
* Цит. по кн.: Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. С. 126-127.
3. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначе
ние каждого ребенка.
4. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность
оказать содействие и прямую помощь при решении
проблемы.
5. Признание права на свободу поступка, выбора, само
выражения; признание воли ребенка и его права на
собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не
хочу»).
6. Поощрение и одобрение самостоятельности, незави
симости и уверенности в его сильных сторонах, сти
мулирование самоанализа.
7. Умение быть ему товарищем, готовность и способность
быть на его стороне (выступая в качестве символичес
кого защитника и адвоката), готовность ничего не тре
бовать взамен.
8. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль
и способность изменить позицию и самооценку.
И тогда из уст воспитывающих педагогов и родителей, окружающих взрослых и детей вместо приказаний, требований, запретов, одергиваний, угроз (чаще с тормозящей частицей «НЕ»), требования послушания и беспрекословного подчинения, внушения, наказания, морального давления, унижающего достоинство растущего человека, высмеивания... ребенок или подросток (особенно) постоянно слышит:
— Ты же у меня умница — справишься!
- Подумай — и получится, а нет — подумаем вместе и
что-нибудь да придумаем!..
— Не волнуйся, это мелочи жизни! И у меня в детстве
так было! Но теперь-то ты видишь — все в порядке!
- Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!
— Ты, конечно, можешь поступать по-своему, но мне
кажется...
— Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек
всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему
самому.
— Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное
в том, как он выходит из ошибок. Я уверен(а), и ты
выйдешь из этой ситуации достойной.
— Я тебе доверяю!
Глава V. Основы методики воспитания
- Петр I говаривал: «Юность — прекрасная пора, но надо
умело ей пользоваться». Подумай, что это значит.
Гуманная педагогика, опирающаяся на принципы свободного воспитания, видит в поддержке ключ к построению глубокого общения, постоянным душевным контактам, доверительности и надежности, создания условий для решения проблем ребенка им самим и именно в тот момент, когда это для него жизненно важно. Приведем примеры.
...1944 год. Далекая забайкальская деревушка. Сюда из голодного и холодного города приезжает мать с тремя детьми, чтобы выжить. Отец, как у многих, на фронте. Семья бедствует. 1 сентября на девятом (!) году Никол-ка пошел в школу: мать сшила ему штаны из белой холстины (уж какая нашлась!). Мальчишки дразнили и смеялись. Хотелось убежать домой и больше никогда сюда не приходить. Но положение спасла учительница. Категорично и строго приказала мальчишкам прекратить насмешки. А Николе — потехонечку, на ушко: «Не горюй! Скажи маме, пусть вскипятит штаны в луковой чешуе -и все будет в порядке. Без учебы нельзя». На всю жизнь запомнил человек урок доброты, справедливости, жизненной мудрости.
...В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и.неуживчивым. Не вызывал симпатий учителей, повергал "в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб... расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствовавший при этом учитель физкультуры, обняв помужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял -ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие -позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут — не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже таким был в твоем возрасте. Гномиком звали: Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом зай-
. 1. Педагогическая поддержка^ |
мись». Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали — таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же.
Не пожалеешь!»
В обоих случаях воспитательное воздействие выступает как импульс к определенным взглядам, действиям, оценкам окружающей действительности, самого ребенка.
Аналогичная позиция выражена в «пяти глаголах» учителя-новатора Е.Н.Ильина: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».
ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАННИКА |
В реализации педагогической поддержки важно твердо знать, чему научить
1------------------- растущего человека, чтобы он(а) при-
нял(а) эту поддержку? Исподволь с раннего детства и до взрослости мы озабочены формированием умений и навыков:
>- Полагаться на собственное «Я сам...» (ем, мою руки и уши, делаю зарядку, тренирую волю, умею распределить время, решить трудную задачу, отстоять свое мнение...)*.
>• Учиться думать. Не только над решением школьных задач, но и над ре-шением житейско-обыденных ситуаций, коллизий, совершенными ошибками, своим поведением и жизненной позицией...
> Учиться выбирать. Не только кашу и суп, сладости и развлечения, друзей и любимых, предпочитаемые учебные предметы и занятия на досуге. Но и выбирать и отдавать предпочтение жизненным ценностям, оцениваемым с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Учить отдавать предпочтение высокому и противостоять злу, различать добро и зло, правильно формировать свою жизненную позицию. У Омара Хайяма есть совет:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
* Можно воспользоваться перечнем «Я сам...», данным в книге Г.К. Се-девко «Руководство по организации самовоспитания школьников». М., 1999.
Глава V. Основы методики воспитания
5.1. Педагогическая поддержка
>• Учиться психолого-педагогичесой рефлексии собственного развития.
Очень часто возникает вопрос: а где искать критерий правильности? Красоты? Истинности? Добра? Действительно, где? Ответ очень прост. Он естественно сложился во всех древних и современных этико-педагогических теориях и практиках. Основным критерием педагогической поддержки пусть будет наш постоянный внутренний вопрос к себе: «Хотим ли мы сами такого же именно действия и реакции по отношению к себе?» И еще. Как правило, критерием оценки является открытость педагога, исповедующего высокие нравственные принципы. Только тогда можно ожидать открытости от детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ КАК УСЛОВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ |
Осуществляя педагогическую поддержку очень важно соблюдать чувство меры, руководствовать соображениями педагогического такта. Еще Я. Кор-чак предупреждал, что воспитательные воздействия действуют как лечебные процедуры, и ребенок, «перекормленный морально, испытывает тощ-.ноту». В дневнике десятиклассницы Лены Б. читаем:
«...Я понимаю, что я единственный ребенок у них (родителей) и они любят меня и оберегают. Но надо же знать меру! Мне было приятно, когда они перестали провожать меня на курсы».
«...Гулять я не пошла (а там встреча с любимым мальчиком), так как мама решила проверить у меня уроки, а я ничего еще не делала вообще. Я лучше просижу до утра дома, чем она будет проверять у меня домашние задания. Когда она собирается делать это, я взбунтовываюсь. Не-навижу это. НЕ-НА-ВИ-ЖУ».
Подобное нередко встречается и в школе. Порой, изощренные приемы авторитарной педагогики родителей и педагогов выдаются за поддержку: выдвигаются жесткие требования и угрозы тихим спокойным голосом; вроде бы разумные советы требуют неукоснительного выполнения; унижающие достоинство ребенка (подростка) шутки, юмор, сарказм, высмеивания; вульгарное использование выражений из подросткового жаргона, неумелая трактовка явлений подростковой субкуль-
туры (моделей одежды, музыки, форм поведения, суждений об окружающих жизненных явлениях).
А напоследок хочется привести мудрое стихотворение Р. Тагора, который, разумеется, не подозревая, дал прекрасное описание ошибок педагогов и родителей, озабоченных педагогической поддержкой детей, которых воспитывают в любви.
Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник.
Отчего завял цветок?
Я прижал его к сердцу
С мучительной любовью;
вот отчего завял цветок. Отчего высох ручей? Я запрудил его плотиной, Чтобы воспользоваться им для себя; вот от его высох ручей.
Отчего лопнула струна арфы?
Я пытался исторгнуть из нее звук,
Который ей был не по силам,
вот отчего лопнула струна арфы.
Воистину мудр совет «Не навреди!», оказывая педагогическую поддержку любимому растущему человеку, искренне любимому.
Вопросы для самопроверки и размышления
1. Понятия «воспитание» и «воспитательная работа»: в чем их
сходство и в чем различие?
2. Понятие и сущность педагогической поддержки как осно
вы гуманистического воспитания.
3. Условия и принципы реализации педагогической поддерж
ки в учебно-воспитательном процессе.
4.-Специфика использования педагогической поддержки в воспитательной работе с разными категориями школьников.
5. Особенности педагогической поддержки по отношению к
детям (подросткам), проявляющим сопротивление воспи
танию.
6. Как начинающему педагогу овладеть методикой и техни
кой педагогической поддержки?
Глава V. Основы методики воспитания
Рекомендуемая литература
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
Бардовская И. В., Реан А.А. Педагогические ситуации // Кн. Педагогика, М., 2001.
Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. В кн.: Десять концепций и эссе / Ред. Н.Б. Крылова. М., 1995, Вып. 3.
Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.
Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. Вып. 10. Ч. 2 и 5.
Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование / Под ред. Н.Б. Крыловой. М., 1996. Вып. 6.
Петрова В.Н. Педагогическое сотрудничество. — М.: Библ. ж. «Директор школы», 1999. № 4.
Френе С. Антология гуманной педагогики. М., 1997.
Методы воспитания
Метод воспитания — это «инструмент прикосновения к личности».
А.С. Макаренко
Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами.
В. Лизинский
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ |
Центральным, основополагающим вопросом методики воспитания являются методы воспитания и воздействия, средства воспитания, приемы педагогического воздействия, современные технологии воспитания.
В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника (-ков). Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие,сколько взаимодействие,предполагающее ак-
5.2. Методы воспитания
тивную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.
В теории и методике воспитания выделяют два понятия,которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия.
Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика. Например, воспитание бережного, почтительного отношения к книге формируется постепенно, длительно, начиная с первых лет жизни ребенка: объяснением, что книги надо беречь; привитием любви к чтению; скрупулезным собиранием семейной библиотеки; красочными и увлекательными праздниками Недели детской книги; творческими уроками литературы. И лишь эпизодичным, сиюминутным в этой системе выступает метод воздействия: «В книге нельзя делать никаких пометок: сотри сейчас же свои пометки!» Или : «Не загибай углов страниц, пользуйся закладкой».
Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ |
Существует множество классификаций методов, произведенных по разным основаниям (цель и содержание воспитания, логика воспитательного процесса, характер действий субъектов — воспитателя и воспитанников, способы воздействия наличность...). У педагогов-практиков нередко возникает вопрос: зачем классифицировать методы? Ответ достаточно прост и лаконичен: чтобы выбирать! Чтобы разумно чередовать! Чтобы влиять на все стороны личности воспитанника!
Глава V. Основыметодики воспитания
В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания — формирование отношенийк окружающему миру (а отношение выступает в трех формах:
рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятель-ностной), мы выделяем три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
МЕТОДЫ УБЕЖДЕНИЯ |
Методы убежденияпрежде всего направлены на рациональную сферу отношения. Л.Н. Толстой писал: «Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки».
Убеждение— это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.
Знания, понятия, представления подрастающего человека об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями ребенок вообще встречается впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления, основанные на житейско-обыденном опыте общения с миром.
Значимость подобного понимания метода убеждения подчеркивал еще Н.А. Добролюбов: «Большая часть преступлений и безнравственных поступков совершается по невежеству, по недостатку здравых понятий о вещах... Большая часть людей совершает проступки всякого рода потому, что ни о чем, собственно, не имеет определенного понятия, а так себе колеблется между добром и злом».
5.2. Методы воспитания
Пятилетний ребенок говорит старшей сестре: «Танечка, когда я вырасту, ты будешь моя невеста, а Маша из детского сада -- жена». На что сестра возражает: «Нет, так не бывает. Одна и та же девушка бывает сначала невестой, потом становится женой». «Нет, — отвечает малыш, — невеста — это та, которой дарят цветы и конфеты, а жена — это та, которая стирает, убирается, в грязном халате, и на которую можно кричать».
Понятие «убеждение» в воспитательном процессе обычно употребляется в двух смыслах: этическом (в основе его обобщенный опыт человечества, заключенный в формах общественного сознания) и педагогическом (как процесс формирования знаний, понятий и представлений о мире). Однако не следует примитивно представлять, будто бы убеждение в методике воспитания первично: воспитатель посадил воспитанника перед собой и говорит, говорит, говорит... Такое словесное воздействие лишь наносит вред воспитанию именно потому, что углубляет имеющийся разрыв между сознанием и поведением. Это подметил еще Сократ, мечтая посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Методы убеждения, — и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой -- должны постоянно сопровождать процесс организации его жизни и деятельности.
Обратимся к житейскому опыту старшеклассников. Десятиклассникам школы № 45 мы задали вопрос: «Что и в каких ситуациях является для вас убедительным?» Разброс мнений был таким: «то, к чему я пришел сам», «долгие уговоры», «нормальный тон убеждающего», «представление доказательств, фактов, доводов, железная логика», «убеждают родители и учителя, которые уважают мое достоинство», «что-то новое», «на меня надо хорошо покричать», «если я не согласен, поступаю по-своему», «никто ни в чем не может меня убедить», «если убеждают — поступаю противоположно»...
В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их — главное условие успешности. За
3!5 |
Глава V. Основы методики воспитания
основу может быть положено выделение четырех основных групп метода убеждения*:
>- информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...); >• поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);
>* дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу); >• взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты). Можно отметить тенденцию современной методики воспитания к технологизации каждого педагогического явления. Это позволяет претворять педагогические рекомендации и идеи в практические действия воспитателя. Приведем для примера две модульные технологии.
Конкретные «шаги» по реализации метода убеждения при индивидуальной беседе**:
1. Ясно сформулировать в одном предложении то, что вы
хотите сказать.
2. Сказать воспитаннику, что вы чувствуете по поводу
этой ситуации, использовав при этом «Я-высказыва-
ние».
3. Указать на те последствия, которые могут быть.
4. Признать свою беспомощность, одновременно выска
зав свое желание, что следует сделать воспитаннику.
5. Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чем, не
стесняя при этом инициативы воспитанника.
6. Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник мо
жет принять и примет верное решение.
* Эта концепция разработана В.М. Коротовым и описана в книге: Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974. Гл. 2.
** На основе книги Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. С. 74-76.
5.1. Методы воспитания
Педагогу, использующему дискуссионные методы убеждения,могут пригодиться такие советы*. Процесс поисковой мыслительной деятельности проходит несколько стадии исследования проблемы: О информирование (вступительное слово ведущего, в
котором замысел дискуссии);
О аргументация (выступление учащихся-докладчиков с
обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме);
О замечания (стадия возражений, сомнений и вопросов
со стороны учащихся-оппонентов);
О опровержение (до кладчики-учащиеся нейтрализуют возражения и сомнения, защищая свои альтернативы); О критика (проверка предложенной идеи, реконструкция
аргументации с целью проверки ее на прочность); О контраргументация (защита альтернативы после критического анализа ее, т.е. противодействие другой или исключающей первую альтернативы); О завершение (осуществляется ориентация учащихся на практическую деятельность).
Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложного положения, разобраться в жизненных проблемах, приблизиться к истине, отобрать конструктивные предложения, пополнить банк идей...
Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них: компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имеющийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (интересность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами; этико-эстетичес-
* Добровольский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М., 1997. С. 120-122.
Глава V, Основы методики воспитания
5.2. Методы воспитания
кая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).
Психолог А.Г. Ковалев предупреждает, что убеждение нельзя отождествлять с морализированием, при котором предлагаемая информация декларируется бездоказательно, например, в таких формах: «И не стыдно», «Каждый должен...», «В таких случаях надо...» и т.п. Как правило, все, о чем говорится при морализировании, хорошо известно тем, к кому оно обращено, и потому заведомо неэффективно.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ |
Они призваны воздействовать на по-веденческо-деятельностную сферу формирующегося отношения.
Их цель — научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. В основе этих методов непосредственный практический опыт людей.
Этому служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности, инструментованной как воспитывающая. Назовем некоторые из них:
1. Педагогическое требование. Суть его в переводе
внешнего во внутреннее, в превращении механизма вос
питания в самовоспитание; содержание требования оп
ределяется общественными нормами ИСТИНЫ, ДОБ
РА И КРАСОТЫ и выступает перед учащимися как кон
кретная реальная задача в ходе выполнения-той или иной
деятельности. По форме предъявления требования могут
быть прямые(предписание, инструкция, приказание,
указание...) и косвенные(просьба, совет, намек, реко
мендация, подсказка...). При реализации косвенных тре
бований педагогическая позиция является максимально
скрытой.
2. Приучение как метод представляет собой организа
цию планомерного и регулярного выполнения учащими
ся определенных действий, превращающихся в привыч
ные формы поведения в логике ИСТИНЫ, ДОБРА И
КРАСОТЫ. Одним из средств метода приучения являет-
ся режим жизни и деятельности учащихся, другим — нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...
3. Упражнение как метод воспитания предусматривает
многократное повторение, закрепление, упрочение и со
вершенствование социально ценных и личностно значи
мых действий и поступков нравственного поведения. Ре
зультатом метода упражнение следует считать формиро
вание нравственных привычек.
4. Создание воспитывающих ситуаций, в которых уче
ник ставится в ситуацию выбора определенного решения,
варианта поведения... В поисках выхода из различных си
туаций, сконцентрированных в ходе воспитательного про
цесса, учащиеся усваивают нормы и правила поведения
по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Наиболее
обнажены отношения, когда ситуация доходит до степе
ни конфликта*. Примеры метода воспитывающих ситуа
ций: эпизодические и длительные поручения, акции ми
лосердия и благотворительности, дежурство, различные
соревнования и состязания, ситуации с нравственно-, эс
тетически-, экологически-ориентированным выбором и т.д.
5. Пример окружающих взрослых либо сверстников; со
ответствующая предметная и этико-эстетическая атмос
фера; общественное мнение в форме социальных правил,
предписаний, оценок, требований, обычаев, традиций и
личного мнения окружающих и т.д.
Следует обратить внимание на современную трактовку воспитательного смысла примера. Ее очень тонко подметил М.А. Светлов: «Учитель, по установившейся вульгарной традиции -- это человек, которому надо подражать. Я с этим не согласен. Учитель в искусстве — это человек, который помог тебе стать самим собой».
Определенные методические правилапозволяют педагогу технологически верно и технически ярко и точно инструментовать различные вариации методов организации жизни и деятельности учащихся. Назовем некоторые
* Об этом в настоящее время много психолого-педагогической литературы, например: Ковалев А,Г. Конфликты в коллективе и их преодоление. М., 1978; Конфликты: сущность и преодоление (Методические материалы). М., 1990.; Корнелиус Е., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.