Воспитательная работа классного руководителя 4 страница

Это имя — веселое рвенье. Лихорадка ночного труда, Нестареющее вдохновенье, Не сгорающее никогда. Это имя — бессонница весен, Увлекающая за моря, Золотая, румяная осень, Бодрый холод в конце октября.

Врач-психиатр Д. Соколов создает целую отрасль детс­кой психотерапии — сказкотерапию*:«Сказочные сцена­рии, повторяя друг друга, валом валятся на ребенка в исключительно нежном возрасте, сопровождая его то вре­мя, когда наиболее активно развиваются язык, логика и эмоциональная целостность. Они не могут не повлиять на его поведение... Они могут играть очень влиятельную роль в образовании общего жизненного сценария».

Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала про­блема воспитания у детей (особенно подростков) непри­ятия, противодействия псевдокультуре, пссвдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «Детский мир»: детективы (по аналогии со взрослой серией «Черная кошка» -- «Черный коте­нок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные рома­ны для детей или наряду с безусловно забавными и, мо­жет быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по "своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить». «Первое свидание для девочек» (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п.

Третья «точка опоры» — ДЕЛО,которое человек де­лает. С наслаждением, радостью, профессионально, кра­сиво, значимо... Причем не только работа. Любое дело:

Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М., 1997. С. 23.

5.3. Воспитательные_средства____________________________________ 333

печет ли хозяйка пироги, ремонтирует ли хозяин авто­машину, стирает ли пеленки юная мама или рассказыва­ет малышу сказки, мастерит ли юноша что-то для дома или занят своим хобби. Поразмышляем вместе с нашей современницей А. Демидовой: «Иной раз задумываешь­ся, почему так получается: люди одной профессии полу­чают одинаковую зарплату, а один делает свою работу хорошо, другой плохо. Почему есть дома, построенные на славу, а есть построенные небрежно; есть красивая, добротная одежда и одежда, которую не хочется носить; есть вещи, которые радуют глаз, и есть, которые не хо­чется брать в руки... Почему?»

Видимо, не воспитано отношение к делу, которое че­ловек делает. С детства. В житейских буднях и повседнев­ности, в .специальных воспитательных воздействиях. Ви­димо, начинается все с дела любимого. У старшекласс­ников таких дел много: читать, делать уроки, играть, ри'совать, заниматься спортом, слушать музыку и музи­цировать, заниматься и играть на компьютере, общаться с друзьями, ходить в походы... Интерес приобщает к делу, учит его делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н. Тол­стой писал: «Доброе дело совершается с усилием; но когда усилие повторено несколько раз, становится привычкой». Значит в практике воспитательной работы должны быть и дела любимые, и дела, которые «совершаются с уси­лием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле мето­дика КТД И.П. Иванова: «Воспитатели не должны опе­кать и передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окру­жающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать окружающую жизнь -- значит к каждому собственному действию подходить по принципу «Все дела — творчес­ки, иначе — зачем?». Чтобы учить детей творческому под­ходу к жизни, надо организовать коллективную творчес­кую и коллективную организаторскую деятельность. В ней-то и развиваются способности детей»*.

Четвертая «точка опоры» - ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ.Не только друг. Не только мать или ребенок. Не только любимый (или любимая). А все они должны быть у чело-

См,: Соловейчик С. Воспитание по Иванову. М., 1989.

334____________________ Глава V. Основы методики воспитания

века. С разной степенью близости и любви. А еще прияте­ли, товарищи по работе и общему делу... Да и просто встречные или знакомые люди. Школьный возраст — это период наиболее интенсивного общения со сверстника­ми, когда это общение становится самым важным и зна­чительным. И при всей противоречивости подростка, це­нится общение со взрослыми -- родителями, педагога­ми, друзьями, родственниками.

Десятиклассникам школы № 45 г. Москвы мы задали вопрос: «Что значит для тебя общение?» И получили та­кие ответы: «С помощью людей и общения с ними ты накапливаешь жизненный опыт. Это приятное проведе­ние времени с приятными людьми. Люди все разные, и интересно узнать что-то новое» (Наташа С.)- «Это способ познания людей, способ проанализировать свою жизнь, поступки, способ выдачи информации, высказывания своих проблем, открывания другим» (Вадим Г.). «Для меня лично общение -- это все: познание мира, философии разных людей, экспериментальные действия по психоло­гии, но не только это, еще и моя жизнь, без общения нельзя существовать» (Мария И.).

Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «эти­ческой граммагики», в старших классах — уроков чело­вековедения либо в воспитательной работе классного ру­ководителя -- тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди»*.

Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми (в классе и шко­ле, на местах их работы или творчества); большой попу­лярностью пользуются классные часы типа «Интересный человек рядом» (обо всех учащихся класса), «Интервью со знакомым учителем», конференции по произведениям художественной литературы, обзоры публицистики, днев­ников и писем великих людей, поэтические вечера и др.

Особое внимание должно быть уделено теме любви: это и лекция учителя (воспитателя) «Любовь как'высшее че-

* Методические рекомендации и содержательный материал для этих и других тем представлен в книге: Маленкова Л.И. Я — Человек. Старше­классникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996.


5.3. Воспитательные средства

ловеческое чувство», литературно-музыкальная компози­ция «Любовь в письмах, поэзии, живописи, музыке...»*, дискуссия «Особенности юношеской любви на рубеже веков», час вопросов и ответов, лекции специалистов по сексологии, урок внеклассного чтения «Поэзия любви» (со свечами и музыкой) и другие формы воспитательной работы.

И еще: очень важно проецирование высоких этико-пси-хологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель о ученик», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновен­ность личности»: «Выражая неодобрение, определять толь­ко поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а .«ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а ты поступил же­стоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, по­вел себя»**.

И наконец, пятая «точка опоры» — «Я САМ КАК НАИ­ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ».С осознанным высоким чув­ством собственного достоинства. С гордостью и скромно­стью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифа­гор призывал: «Прежде всего не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту7 этой идеи: «...человек — сум­ма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личнос­ти, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внутрь себя» (В. Тендряков).

К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного — при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я» личности ребенка сводится к весьма униженному со­стоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нрав­ственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домаш­нюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управ-

* Замечательный пример такой литературной композиции дан в книге О.А. Казанского «Педагогика как любовь». М., 1996, приложения 2 и 3. ** Лени В. Исповедь гипнотезера. Кн. 2, М., 1994. С. 86.




Глава V. Основы методики воспитания

5.3. Воспитательные средства




лять ими в воспитательной работе). Последствия? Стрем­ление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже-побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности.

Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как «точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека — его самочувствия и самооцен­ки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Человек, думающий о себе как о никчем­ном (мы это видели у подростков спецшкол для пере­воспитания педагогически запущенных подростков), не верит в себя и свое будущее, не хочет включаться в об­щее дело, не реагирует на замечания, часто обижается, конфликтует со сверстниками и взрослыми, использует неадекватные средства самоутверждения (роль «классно­го шута», задиры и забияки, «грозы школы и микрорай­она», мрачного молчуна)...

Что же делать классному руководителю? В психолого-педагогической литературе и многочисленных публика­циях по проблеме здорового образа жизни есть много со­ветов по этому поводу. Прислушаемся к советам Луизы Хей (из книги «Как исцелить свою жизнь», Новосибирск, 1996). «Из чего складывается уверенность в себе:

1. Научимся мыслить позитивно.Думать о хорошем, ждать
его, верить. Создавая гармонию и равновесие в своем
уме, мы тоже самые начинаем находить и в жизни.

2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе.Ваше
сознательное убеждение, что Вы недостаточно хоро­
ши постоянно руководит вашими поступками, поэто­
му всегда проявляется в жизни.

3. Полюбите себя.Когда мы от души любим и уважаем себя,
когда одобряем свои поступки, мы создаем определен­
ную организацию ума, которая способствует возникно­
вению самых чудесных взаимоотношений с людьми, по­
зволяет найти новую интересную работу, стабилизиро­
вать вес, укрепить здоровье. Самопринятие и самоодоб­
рение — это ключ к положительным переменам в жизни.

4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя.Кри­
тика замыкает тот образ мысли, от которого мы пыта­
емся избавиться.

5. Не отрицайтесами и не давайте повод другим отри­
цать Ваше совершенство.Как это блестяще умеют де­
лать дети. Все хорошее в жизни начинается с приня­
тия своего внутреннего «Я», которое весьма отличает­
ся он внешнего «Я». Не забывайте, что в нашем сердце
достаточно любви, чтобы вылечить всю планету.

6. Ищите в себе хорошие качества.С этого начинается зна­
чительный прогресс в вашей жизни. Есть упражнение:
«Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете гово­
рить это, тем лучше.

7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут го­
ворить другие.Каждый — уникален и своеобразен. Мы
пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для
того, чтобы стать похожими на кого-то».

Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.

Так все пять «точек опоры»,являясь средством воспи­тания, заполняют нишу содержания воспитательного про­цесса и позволяют прийти к желаемому результату -формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.

МЕДИАОБРАЗОВА- НИЕ КАКСРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Говоря о средствах воспитания, нельзя умолчать и о новой отрасли педаго­гики — медиаобразовании, т.е. науки, изучающей процесс образования, раз­вития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации. С середины XX века раз­вивались в теории и методике обучения и воспитания та­кие направления, как кино-, радио-, теле-, видеокуль­тура, детская журналистика... В настоящее время возник­ла проблема: компьютеризация и воспитательный процесс. Есть попытки построения «технологий воспитания с ком­пьютерной поддержкой»* как «технологий профессиона­лизма», в основе которой «точный прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания

* Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. С. 624-626.



Глава V. Основы методики воспитания

5.3. Воспитательные средства




с «внешним подталкиванием», диагностирование, про­гнозирование, проектирование сдвигов на каждом эта­пе, своевременная поддержка и коррекция хода воспи­тательного процесса». Но это, видимо, дело будущего.

А сегодня педагоги-практики имеют дело как с пози­тивными, так и с негативными сторонами проблемы. Су­ществует множество полезных программ, в том числе и в сети Интернет, которые можно использовать в воспита­тельном процессе (в школе и дома)*: например, програм­мы «Учись», «Играй», «Отдыхай» (от 3 до 7 и от 8 до 12 лет); есть странички «Киндергарден» (с разделами «Ри­сунки», «Игры», «Фото», «Книжки», «Мультсериалы»...).

Есть разделы специально для родителей — по органи­зации процесса обучения ребенка, по организации досу­га, обсуждение проблем воспитания и обмена опытом, статьи педагогического товара, информация о школах и других Детских учреждениях...

Постепенно создается богатая видеотека (уже имеют-' ся видеофильмы по всем учебным предметам, в том чис­ле и по новым: культурологии, этике, мировой художе­ственной культуре...) и коллекция компакт-дисков: напри­мер, «Техника быстрого чтения», «Развивающие игры», «Энциклопедия этикета», «Мировая художественная куль­тура», «Русские народные (и зарубежные) сказки», «Ре­петиторы», «Словари» и др.

Старшеклассники активно пользуются Интернетом, изменяющим жизнь к лучшему**: существенно облегчает поиск информации, контакты с людьми возможны на лю­бом расстоянии, сокращается время на переписку, пред­ставляются неограниченные возможности для досуга и образования...

НО есть риск стать зависимым от ежедневного посе­щения Интернета. Уже появилось и соответствующее по­нятие «Интернет-зависимость». Сначала человеку просто нравится находиться в Интернете, затем он испытывает неодолимую тягу к нему, а еще через какое-то время ком­пьютер вызывает у Интернет-зависимой личности стрес-

* Серия статей в журнале «Детское творчество» под рубрикой «Дет­ские ресурсы сети Интернет».

** Белобородое С., Дементьева Е. В сетях Интернета // Домашний док­тор. 2000. № 12. С. 17.

совое состояние, так как поглощает все ее внимание, все душевные силы, подменяет собой все привязанности, не говоря о влиянии на физическое здоровье (звон в ушах, боль в голове, болезненные ощущения в разных частях

тела...).

Значит, это мощное средство воспитания требует се­годня более пристального внимания и психолого-педаго­гической инструментовки, чтобы стать позитивным сред­ством воспитания.

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Что такое средство воспитания? Как оно связано с други­
ми компонентами воспитания?

2. Какие средства, на ваш взгляд, наиболее продуктивны в
современном воспитании?

3. Каковы жизненные «точки опоры» как основа жизненной
позиции личности?

4. Жизненные «точки опоры» педагога и воспитанника, их

взаимодействие.

5. Компьютеризация, Интернет как средства воспитания: до­
стижения и проблемы.

Рекомендуемаялитература

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Общая педагогика. М., 2000. С. 511,

545-554.

Казанский О.А. Педагогика как любовь. М., 1996.

Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000.

Маленкова Л.И. Я — человек. Школьному педагогу — о вос­питании старшеклассников. М., 2002.

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998. Гл. 19. Ч. 1.

Подласый И.П. Педагогика. М., 1996. Ч. 3. Тема 5.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., 1993.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, ил­люстрациях. М'., 1999.

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М.,1998.

Гл.8.

Технические средства обучения в общеобразовательной школе / Под ред. Г.И. Рах и др. М., 1993.

Усов Ю.Н. Медиаобразование в России. М., 1995.

Щуркова Н.Е. Источники воспитания // Кн. Новое воспита­ние. М., 2000.


Глава V. Основы методики воспитания

Наши рекомендации