Центры раннего развития детей (группы кратковременного пребывания) представлены несколькими моделями
Группа для детей от 1,5 до 3 лет предполагает пребывание ребенка в коллективе сверстников, в специально оборудованном помещении от 1 до 4 часов. В течение этого времени квалифицированные специалисты проводят с детьми развивающие игры-занятия. В группе ребенок учится рисовать, лепить, слушает художественные произведения, смотрит кукольные спектакли, поет и танцует, занимается физической культурой, познает первые азы математики. Пребывание в группе учит общению со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней социализации детей.
Группа выходного дня обеспечивает помощь в присмотре и уходе за детьми раннего и дошкольного возраста, усвоение ими базовых знаний по общеразвивающим программам. Модель группы не предполагает объединение детей с учетом возрастных особенностей. В содержание работы входит игровая (подвижные, дидактические и развивающие игры с детьми с учетом возрастных особенностей), познавательная (индивидуальные и подгрупповые занятия) и физкультурно-досуговая деятельность.
«Школы развития» представляют собой специально организованные группы, которыемогут посещать дети дошкольного возраста (3-5 лет), объединенные по возрастному принципу. С детьми проводятся занятия по установленному расписанию. Обычно это 2-3 занятия по 15-30 минут (в соответствии с возрастными нормами) и «веселой переменкой» (подвижной игрой) 5-10 минут.
В Центре раннего развития можно предложить широкой спектр программ для родителей, имеющих детей младенческого и раннего возраста: обучающие, студийные, индивидуальные. По содержанию рабочие планы программ конструируются из блоков «Младенец в семье», «Раннее детство» в зависимости от формы работы с родителями, периодичности проведения и тематической направленности содержания занятий и консультаций. Это могут быть либо циклы занятий по блокам, либо комплексная программа.
Консультативный пунктможет быть организован как структурное подразделение в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и в негосударственных образовательных и научных организациях, где родители могут получить консультативную и практическую помощь опытных педагогов и психологов. Специалисты ответят на вопросы, посоветуют необходимую психолого-педагогическую литературу, научат различным развивающим и коррекционным технологиям, а также, по мере того, как специалисты познакомятся с ребёнком, помогут подобрать художественную литературу, полезные и игры и игрушки для ребенка, подскажут как создать дома полноценную развивающую среду, а в дальнейшем дадут рекомендации по выбору наиболее подходящего вашему ребенку образовательного маршрута.
Специалисты консультативных пунктов могут использовать материалы программы «Я компетентный родитель» в подготовке консультаций.
Семейный клубможет быть организован как структурное подразделение в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и в негосударственных образовательных, культурных, спортивных и научных организациях, где родители могут получить консультативную и практическую помощь опытных педагогов, психологов, родителей по решению задач развития и воспитания ребенка, обсуждать часто встречающиеся проблемы семейного воспитания и обсуждать способы их решения. Семейный клуб – это место развития ребенка, место семейного отдыха и развлечений, место личностного роста и самореализации родителей.
Специалисты-организаторы семейного клуба могут предложить широкой спектр программ для родителей: обучающие, студийные, дискурсивные. По содержанию рабочие планы программ конструируются в зависимости от формы работы с родителями, периодичности проведения и тематической направленности встреч.
Пункт ранней диагностики уровня развития детейпредполагает полную диагностику интеллектуального и личностного развития ребенка и обсуждение с родителями ее результатов.
Специалистам пункта ранней диагностики уровня развития детей можно предложить материалы блоков «Особый ребенок», «Нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста», «Раннее детство», «Знать, понимать и уважать личность».
Городской родительский клуб «Компетентные родители – счастливые дети» –это объединение родителей детей дошкольного возраста, педагогических и иных работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дошкольного образования, а также специалистов, обеспечивающих психолого-медико-педагогическое взаимодействие и правовое сопровождение семьи. Городской родительский клуб – это консультативная помощь родителям, проведение интерактивных мероприятий (встречи со специалистами, тренинги, мастер-классы, Интернет-конференции, медиа-семинары и др.), распространение успешного опыта родителей по воспитанию и образованию детей и, наконец, это участие детей и родителей в общегородских мероприятиях, семейных фестивалях, конкурсах, праздниках и т.д.
В рамках работы клуба можно организовать широкой спектр программ для родителей: дискурсивные, студийные, тренинговые, индивидуальные. По содержанию рабочие планы конструируются в зависимости от формы работы с родителями, периодичности проведения и тематической направленности встреч и консультаций. Это могут быть циклы занятий по блокам, отдельные тематические встречи, либо комплексная программа.
Методические рекомендации по реализации программы для специалистов (педагогов, воспитателей, психологов и др.)
Предлагаемая программа ориентирована на работу с родителями разных групп: молодых родителей, родителей дошкольников, воспитывающихся в домашних условиях, родителей дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении и т.д. В зависимости от категории родителей, детей (посещающих или не посещающих детский сад, детей разного возраста), индивидуальных запросов воспитывающих взрослых и их конкретных проблем в использовании игры как средства развития ребенка в условиях домашнего воспитания настоящая программа может быть откорректирована: дополнена, сокращена, структурно перестроена, индивидуализирована, дифференцирована в зависимости от конкретных запросов родителей, их трудностей и проблем.
Эффективность реализации программы зависит от уровня профессиональной квалификации и готовности специалистов. Целесообразно, чтобы программу реализовывали специалисты в области дошкольного образования – воспитатели дошкольных образовательных учреждений, методисты-организаторы дошкольного образования, детские психологи с обязательным привлечением специалистов иного профиля: инструкторов по физической культуре, специалистов игротек и лекотек, социальных педагогов и т.д.
Примерные сроки реализации программы: в течение года. Формы реализации: родительский клуб, гостиная, консультативно-тренинговая, консультативная и др. Режим реализации: 1-2 занятия в месяц; одно занятие – теоретическое (консультация, беседа, беседа с элементами консультации, вопросно-ответная форма и т.д.), одно занятие – практическое (практикум, анализ ситуаций, решение педагогических задач, моделирование игровых ситуаций, рефлексия собственной деятельности, работа с выставкой литературы, игровых пособий и т.д.).
В структуру занятий вне зависимости от темы рекомендуется включать следующие взаимосвязанные части: вводную (определение задач и содержания совместной деятельности на основе результатов рефлексии родителями своего опыта, трудностей и проблем в воспитании ребенка средствами игры), основную (ее содержание, методы и средства подчиняются теме, задачам и содержанию занятия, но в обязательном порядке предполагают активное участие родителей), заключительную (подведение итогов, рефлексия приобретенного опыта и знаний с точки зрения их роли в преодолении трудностей и проблем семейного воспитания, с точки зрения эффективности достижения целей и задач занятия).
Время проведения занятий: не более 40-45 минут, с привлечением на отдельные части занятия детей и всех заинтересованных специалистов и воспитывающих взрослых.
Концепция программы «Я – компетентный родитель»
Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса. Но, несмотря на это, нередко выбор содержания и форм работы с родителями является случайным, отличается бессистемностью, отсутствием содержательного и технологического оснащения целенаправленной работы по становлению родительской компетентности. В организации этой деятельности много формализма: за благополучными показателями «охвата» родителей разными видами повышения их компетентности теряются главные реальные достижения в их отношении к ребенку, к дошкольному учреждению; в формах и методах работы с родителями еще не преодолены шаблон и стереотипность.
В чем же состоит особая сила семьи в личностном развитии малыша? В чем кроется ее главная тайна, знания которой делают ребенка счастливым, уверенным в себе?
Прежде всего, семья выполняет те функции (назначение), которые не может в совокупности предоставить ни одно образовательное учреждение.
Только в семье, благодаря родителям, возможно рождение человека. Полноценная реализация родителями репродуктивной (воспроизводящей) функции позволяет сохранить и преумножить свой род, подарить своему малышу счастье семейно-родственных отношений, радость общения с любимыми братьями и сестрами.
В семье происходит удовлетворение важнейшей потребности человека в любви и взаимопонимании, создается ощущение безопасности, защищенности, абсолютного принятия ребенка со всеми его «чудесами», особенностями и крайностями, безотносительно его громких успехов или неудач. Семья призвана изначально выполнять функцию «осчасливливания», создавать ощущение эмоционального комфорта, радости, веры в завтрашний день, уверенности в наличии «надежного причала», «тихой гавани», «родной пристани».
В семье закладывается фундамент будущей личности, поскольку в рамках индивидуальной семейно-бытовой культуры содержаться те ценности, которые будут путеводными в жизни малыша, те знания и смыслы, которые станут основополагающим в становлении интеллекта, добропорядочности, эстетического восприятия мира, бережного отношения к результатам человеческого труда и достояниям культуры.
Готовы ли современные родители к полноценному выполнению своей непростой роли, законодательно закрепленной в ряде нормативных документов, функционально признанной законом об образовании, негласно регламентируемой самой спецификой семейного бытия, направленной на реализацию воспитательной функции?
Современная семья отличается рядом особенностей, прежде не свойственных ей и обусловленных спецификой социально-экономических отношений, влиянием разных факторов (совокупности обстоятельств, причин, условий) на семейные ценности, устои. Эти особенности имеют место в разных сферах семейных отношений и оказывают разное влияние (позитивное, негативное) на реализацию воспитательной функции семьи.
Прежде всего, они проявляются в ценностно-ориентационной сфере:
- в семейных отношениях все большее значение приобретают материальные ценности, ориентация на достаток, карьеру, положение, статус;
- общечеловеческие ценности (истины, красоты, любви, благородства, достоинства, чести) утрачивают смыслы, обедняются, отрицаются и низводятся до пороков;
- стремление родителей к самореализации и индивидуализации актуализирует потребность в личной профессиональной успешности, ставит под сомнение необходимость выполнения родительских функций;
- понимание родителями выгод семейного бизнеса за счет своих детей приводит к обесцениванию их жизни, что находит отражение в торговле детьми, в организации порнографических и иных услуг.
Не менее губительными для реализации воспитательной функции семьи являются особенности, связанные со сферой брачно-семейных отношений:
- возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей;
- увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей.
Но самым серьезным препятствием в реализации воспитания семьи представляют проблемы, связанные с низким уровнем психолого-педагогической компетентности родителей, что проявляется в недоверии по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач, в отсутствии интереса и потребности в реализации воспитательной функции, в ориентации на зарубежное образование и частное воспитание как более эффективное по сравнению с отечественным общественным образованием. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей усугубляется широким распространением практики «воспитания на дому», при которой вопрос о готовности родителей к реализации воспитательной функции, как правило, не затрагивается.
Результативность работы, направленной на личностное развитие детей, во многом предопределяется тем, насколько эффективно задействованы в педагогическом процессе родители. Возможность родителей быть истинными субъектами образовательного процесса предполагает наличие основополагающей компетентности родителей по реализации воспитательной функции.
Компетентность родителя – это сложное индивидуально-психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающее его готовность к реализации воспитательной функции (Костылева Н.Е.). Компетентность родителя выражает «единство его теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности».
Компетентность родителя может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет родительский труд, в соответствии с образом мира как целостной и системно-смысловой действительностью. Она заключается в умении прогнозировать цели и результат психолого-педагогического влияния, в построении информационных моделей и принятия самостоятельных решений. Сущность компетентности родителя состоит в сложном, целенаправленном проявлении личности, которое выражается в ценности отношений и определяется совокупностью научно-теоретических знаний, практических умений и навыков, наличием определенных личностных структур и способностью к непрерывному творческому совершенствованию.
Родительская компетентность как интегративное личностное образование основывается на ряде компетенций, проявляющихся в знаниях и опыте в определенной области. Совокупность компетенций, обеспечивающих готовность к реализации воспитательной функции, составляет основу родительской компетентности. Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка имеющиеся воспитательные компетенции.
Родительская компетентность базируется на ключевых и сопутствующих компетенциях(Е.В. Бондаревская). К ключевым компетенциям относятся те, которые имеют универсальное значение и могут быть использованы в различных видах деятельности при решении множества воспитательных задач. В качестве ключевых компетенций могут быть рассмотрены:
- информационная (когнитивная) компетенция, включающая определенный объем знаний по общим вопросам (основам) анатомии, физиологии, психологии, педагогики; частных методик;
- мотивационная компетенция, отражающая наличие социально-значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей;
- технологическая (процессуальная) компетенция, проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач;
- коммуникативная компетенция, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение;
- аналитическая (рефлексивная) компетенция, проявляющаяся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка.
К сопутствующим компетенциям относятся те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательных учреждений. Цель программы – содействие процессу становления ключевых и сопутствующих компетенций родителей, обеспечивающих их активное участие в личностном развитии детей дошкольного возраста в условиях общественного и семейного воспитания.
Задачистановления ключевых компетенций родителей
- в области информационной компетенции:
o содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик;
o способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях;
o конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей;
o уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции;
- в области мотивационной компетенции:
o способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции;
o содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития;
o способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции;
- в области технологической компетенции:
o содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания;
o способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно-речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального);
o формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства;
- в области коммуникативной компетенции:
o способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;
o формировать способы бесконфликтного взаимодействия;
o обогащать сферы межличностных отношений;
- в области рефлексивной компетенции:
o способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания;
o содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений;
o обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
- научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей личностного развития детей и организации семейного воспитания;
- доступности, обеспечивающим адаптацию научных знаний к уровню понимания и воспроизведения их родителями;
- последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение знаний родителей по разным сферам личностного развития ребенка и организации его воспитания в семье;
- интегративности, предусматривающим возможность использования программного материала в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.), и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
- диалогичности, ориентирующим на установление доверительных взаимообогащающих отношений педагогов с родителями.
Содержание программы представлено по блокам, отражающим разные периоды возрастного развития (ранний и дошкольный возраст), разные направления становления личности (речевая, познавательная, социальная, экологическая, художественно-эстетическая и др.), воспитательные возможности разных видов деятельности (игровая, двигательная, изобразительная и др.).
Структурно каждый блок представлен:
- содержанием, отражающим разные сферы социальной, физической, художественно-эстетической, экологической, гностической культуры, доступной восприятию и освоению родителями в процессе становления их ключевых и сопутствующих компетенции;
- литературой для поставщика услуг, раскрывающей основные задачи, методы и формы становления родительской компетентности;
- литературой и сайтами для родителей, обогащающими их информационное поле по разным проблемам воспитания ребенка в семье, способствующими становлению технологической, коммуникативной и рефлексивной компетенций;
- методическими рекомендациями для специалистов по организации занятий с родителями;
- заданиями для детско-родительского взаимодействия;
- психолого-педагогическими ситуациями для родителей;
- практико-ориентированными или тренинговыми упражнениями для родителей;
- материалом для контроля и самоконтроля (тесты, вопросы, задания).
Критерии эффективности реализации программы:
- активная позиция родителей в реализации воспитательной функции;
- наличие устойчивого интереса к личностному развитию своих детей, актуализированной потребности в грамотной организации семейного воспитания;
- признание себя важнейшими и полноправными субъектами воспитания своих детей, наличие личносто-значимых и социально-одобряемых мотивов семейного воспитания;
- сформированность родительской компететности, способствующей своевременному (соответствующему возрасту) и качественному (соответствующему социальному заказу, нормативным требованиям) развитию своих детей.
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, требующий четкой дифференциации задач на каждом из этапов, оптимальный подбор содержания, средств, методов, форм организации, создание необходимых условий. Организацию этой работы целесообразно проводить в рекомендуемой последовательности.
Первый этап – проблемно-аналитический. Он связан с определением актуальности вопросов о повышении родительской компетентности в конкретном образовании учреждении.
Второй – поисково-диагностический. Его основное назначение – определение основных параметров и диагностического инструментария по выявлению уровней родительской компетентности.
Третий – проектировочный, связанный с определением перспектив отбора содержания и технологических аспектов становления родительской компетентности.
Четвертый – внедренческий. На этом этапе осуществляется реализация проекта и внесение корректив в содержание и технологии процесса становления родительской компетентности.
Пятый – итогово-аналитический, позволяющий в процессе сопоставления уровней родительской компетентности определить эффективность проведенной работы.
Поскольку родительская компетентность является многоаспектым личностным образованием, затрагивающим когнитивную, мотивационно-потребностную и поведенческую сферы, в ее становлении необходимо использование вариативных технологий, допускающих использование разных средств, методов и форм организации (лекции, деловые игры, тренинги и мн. др.). При этом следует учитывать, что эффективность их применения во многом предопределяется многообразием их функционального назначения.
Результативность работы по становлению родительской компетентности отслеживается как по динамике показателей ее основных компетенций, так и по общим достижениям в личностном развитии детей, в установлении диалогового общения, в росте удельного веса и признании особого статуса семьи в решении воспитательных задач детей дошкольного возраста.
Становление родительской компетентности может осуществляться педагогами дошкольных образовательных учреждений при условии предварительного прохождения ими курсов повышения квалификации «Реализуем программу “Компетентный родитель”».
Раздел 1