Особенности работы логопеда и дефектолога в группе кратковременного пребывания для детей с тяжелыми нарушениями ОАД, в том числе ДЦП.

Существует достаточно большая группа детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, возможное психолого-педагогическое сопровождение которых не отражено в существующих в настоящее время в образовательных программах. Причина — нарушение развития или расстройства поведения разной сложности, которые приводят к социальной дезадаптации ребёнка. В нашем случае к таким состояниям можно отнести, например, аутизм, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом. Дети с нарушениями в развитии нуждаются в индивидуальном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений.

Главная задача логопеда-дефектолога — сделать доступным для детей с нарушениями развития изучение окружающего мира, а также развитие отдельных познавательных процессов: памяти, мышления, воображения и т. д. Важно развивать любознательность ребёнка, поддерживать его интерес к исследованию окружающего мира и экспериментированию. Перед тем как начать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо определить уровень их актуального развития, что поможет найти доступный для детей способ получения знаний.

На этапе доречевого развития прежде всего детей учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и предваряет усвоение слов. Перед проведением игр-занятий по возможности детям делается массаж, проводится артикуляционная гимнастика. Детей учат строить рожицы, закрывать и открывать глаза, хмурить брови, надувать щёки, проглатывать слюну, закрывать и открывать рот, пить через соломинку. Проводится пальчиковая гимнастика в «пальчиковом бассейне».

На данном этапе успешно используется игра «Разноцветные прищепки». Механическое сдавливание подушечек пальцев с использованием разноцветных прищепок направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга. Помимо этого прищепки выполняют роль сенсорных эталонов цвета при автоматизации качественных прилагательных.

Проводится пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики. В работе над речевым дыханием детей используется парадоксальная дыхательная гимнастика. Детей учат делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Детей также учат дуть на вертушки, бумажные игрушки, лёгкое перышко, ватный шарик.

Взрослые показывают ребёнку игрушки, выполняют определённые действия, сопровождающиеся словами и предложениями. Далее активизируется собственная игровая деятельность ребёнка и его речевая активность. При этом специалист старается не принуждать к речи и не торопить с ответом детей, находящихся на начальных этапах речевого развития. Детей ежедневно знакомят с новыми предметами, их словесными обозначениями. Полученные представления закрепляются в процессе игровой деятельности. С ребёнком постоянно разговаривают о том, что он видит и слышит в данный момент. Также используются специальные игры, во время которых ребёнка просят называть предметы, действия и изображения на картинках. Детей специально обучают способам сенсорного обследования предметов, обязательно подключая дефектный двигательно-кинестетический анализатор, т. е. ощупывание предметов и узнавание их на ощупь паретичной рукой. Одновременно вводятся новые слова, обозначающие качества предмета.

Основными формами работы логопеда-дефектологаявляются:

•• проведение углублённой оценки уровня развития познавательной деятельности ребёнка;

•• консультирование родителей по вопросам организации развивающего процесса ребёнка;

•• проведение индивидуальных развивающих занятий с детьми и родителями, когда родители включены в общую игровую деятельность;

•• проведение групповых занятий с детьми, направленных на социализацию детей и их познавательное развитие;

На индивидуальных занятиях важно следовать игровым предпочтениям ребёнка, стараться не ограничивать его. Но при этом необходимо помнить о развитии у него познавательных навыков и знаний об окружающем мире.

Основная цель индивидуальных занятий:осуществлять индивидуальную программу реабилитации ребёнка. Эта цель достигается в процессе следующих мероприятий:

•• в процессе специально организованного занятия, реализующего индивидуальный маршрут ребёнка;

•• при самостоятельном выборе ребёнком формы, интенсивности и продолжительности взаимодействия;

•• в присутствии и при активном участии родителей;

•• при поддержке позитивного стиля взаимодействия родителя с ребёнком;

•• при активации инициативности ребёнка.

Работа с детьми с ДЦПосуществляется по следующим направлениям:

1. Сенсорное воспитание.

2. Развитие представлений об окружающем мире.

Таким образом, в работе дефектолога с детьми, имеющими различные нарушения, необходимо делать акцент на поддержку положительного эмоционального фона у детей и их родителей, установление доверительных отношений, а также на развитие детско-родительских отношений.

Наши рекомендации