В условиях группы кратковременного пребывания

В настоящее время отмечается возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения. Это связано с преобразованиями во всех сферах российского общества, ускорением темпов научно-технического и социального прогресса, актуализирующих потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Как показывают исследования (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Теплов) старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческой активности и творческих способностей ребенка.

Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (СВ. Гусарова, Н.Г. Морозова, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина, B.C. Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А. Венгер, Л.В. Занков, В.Т. Кудрявцев, Н.С. Лейтес, Н.Н. Поддьяков, O.K. Тихомиров). Проблеме творческой активности детей посвящено ряд диссертационных работ (Нгуен Тхи Ким Ань, В.А. Одинцова, Ю.Н. Рюмина, О.В. Цаплина, А.Н. Шипилов, Н.И. Щередина). Авторы формулируют определение творческой активности, раскрывают ее структуру и особенности.

Задачи по развитию творческой активности реализуются образовательными программами по всем направлениям подготовки ребенка-дошкольника. Однако следует учесть, наличие детей предшкольного возраста не посещающих дошкольные учреждения. С целью создания для них равных стартовых возможностей к обучению в школе в системе российского дошкольного образования созданы условия для внедрения инновационных подходов к организации педагогической деятельности, отвечающей требованиям родителей, интересам, склонностям и способностям ребенка по тем или иным направлениям, развитию у них творчества и творческой активности.

Одной из моделей подготовки ребенка предшкольного возраста к обучению в школе является организация групп кратковременного пребывания детей, не посещающих детский сад на базе общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д. Как вариант такого предоставления дополнительных услуг является Центр продленного дня, предусматривающий организацию групп кратковременного пребывания (далее ГКП) детей от 5 до 7 лет, не посещающих детский сад. Центр действует на базе ФБГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» в Республике Мордовия, где основную педагогическую, коррекционно-развивающую, социальную и воспитательную работу проводят квалифицированные специалисты дошкольного и специального образования, имеющие ученую степень.

В группах кратковременного пребывания детей 5-7 лет реализуются инновационные формы, средства, методы обучения дошкольников, позволяющие в значительной степени развить их творческую активность, обеспечивающих возможность для многопланового варьирования и применения сложной системы фактов, полученных из различных областей научного знания.

Основная цель работы преподавателей – создание максимально комфортной среды, в которой живет и развивается ребенок. При этом среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности. В своей работе педагогический коллектив Центра продленного дня опирается на современные представления педагогов о творчестве и механизмах проявления и развития творческой активности детей в различных видах деятельности. Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребенка. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют ребенку предшкольного возраста самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт - модель, рисунок, сказку, схему и т.п. (А.В. Петровский). С учетом этого на занятиях в ГКП используются приемы развивающего общения с детьми, применяя которые педагог помогает ребенку осознать себя в качестве уникального субъекта творческой деятельности.

Проявлению детьми предшкольного возраста творческой активности способствует соответствующее материально-техническое оснащение групп и Центра продленного дня в целом. Так в процессе игровых занятий по математическому развитию помимо традиционных средств обучения педагогами используются материалы Б. Никитина («Разноцветные постройки», «Состав числа», «Логические кубики» и пр.), Х. Кюизенера, М. Монтессори, оборудование «Спектра» («Математические кораблики»), компьютерные программы ПервоЛого и Логомиры, развивающие игры "Сенсино" (простые и сложные формы, разные поверхности, цифры), «Каналетто», головоломки (Танграм, Волшебный круг, Колумбово яйцо, головоломка Архимеда и др.) и прочее.

Работая с данными материалами в процессе занятий и совместной деятельности с педагогом группы ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Использование с раннего возраста развивающих игр, дающих возможность активно мыслить, решать постепенно усложняющиеся задачи самостоятельно, расширять творческие способности в решении задач, прекрасно развивает способности, заложенные в ребенке от природы.

Так играя с кубиками Никитина № 1 «Сложи узор», ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания, тем самым, проявляя в процессе игры творчество. Материал, используемый педагогами ГКП на игровых занятиях по математическому развитию обладает большим потенциалом. Он позволяет дошкольнику подстраивать его под себя, под свой уровень развития логики и творчества, свои интересы. Каждая игра, предоставляет ребенку возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Подобная вариативность заданий предусматривает творческую работу ребенка над самими играми, которая будет тем успешнее, чем выше стал уровень его творческих способностей. В процессе деятельности с развивающим материалом математического характера у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Наряду с развитием творческого воображения, внимания в процессе игр ребенка необходимо научить решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач посредством оборудования Спектра «Математических корабликов» и палочек Кюизенера развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям, воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Логические задачи в занимательной форме учат детей сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать, быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Так, математика, представляющая собой сложную науку и зачастую вызывающая у ребенка определенные трудности во время школьного обучения, осваивается в непринужденной игровой форме. Сочетание различных игровых форм и средств в обучении и развитии детей предшкольного возраста позволяет поддерживать интерес к математике как предмету, а впоследствии быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Таким образом, психолого-педагогические исследования и деятельность ГКП показывает, что благодаря включению в структуру занятий по математическому развитию элементов творчества решается одна из важнейших задач предшкольного образования - подготовка детей к школе. У ребенка развивается мелкая моторика руки, совершенствуются умения и навыки работы с символами, знаками, схемами, вырабатывается аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению познавательных и логических задач, умение свободно ориентироваться в окружающем мире. Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Развитие таких качеств личности позволяет минимизировать трудности процесса адаптации будущего первоклассника в школе.

Опыт работы групп кратковременного пребывания в Центре продленного дня при МордГПИ показал, что данная форма дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения и является мощнейшим средством подготовки детей предшкольного возраста к успешному обучению в школе.

Наши рекомендации