Предмет и задачи методики преподавания литературы
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Методика литературы как самостоятельная научная дисциплина начала оформляться около двухсот лет назад. Возникнув еще в XVIII в., она прошла длительный путь в своем развитии. Как дисциплина комплексная (на стыке педагогики и литературоведения) методика преподавания литературы совершенствовалась вместе с ростом этих наук и самого общества.
Однако до последнего времени существуют разногласия в вопросе о ее содержании и задачах. Вопрос о том, что составляет основу содержания методики преподавания литературы, давно является объектом пристального внимания не только педагогов-словесников, но и литературоведов, психологов, представителей других научных дисциплин, вызывает оживленные споры.
Для одних методика преподавания литературы — это прикладное литературоведение; другие называют ее искусством учить; третьи ищут в ней лишь советы, помогающие в проведении уроков; четвертые ценят в методике прежде всего такую организацию процесса обучения, которая опирается на данные психологии о читателе-школьнике, о периодах его развития и особенностях восприятия им произведений художественной литературы.
Среди части учителей и ученых распространено мнение, что методика преподавания той или иной дисциплины, а литературы в особенности — не столько наука, сколько искусство. Ссылаются на то, что нередко при равной научно-методической подготовке один учитель умеет заинтересовать учащихся, дает им обширные и прочные знания, а другой оказывается совершенно беспомощным. Отсюда делается вывод, что успех преподавания определяется личными способностями учителя, отсутствие которых не возмещается знанием методики; нужно лишь знание науки и любовь к детям, а педагогический талант и практический опыт подскажут, как наиболее целесообразно довести учебный материал до сознания учащихся. Никто, конечно, не отрицает значения таланта в педагогическом деле. Однако какая отрасль науки, искусства, техники, практической деятельности не нуждается в талантах? Тем не менее ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. Нельзя строить воспитание подрастающего поколения только в расчете на талант и что дело решает мастерство, основанное на квалификации, на умении.
Но мастерство, квалификация приобретаются лишь при условии глубокого изучения своего дела. Для учителя литературы это прежде всего знание художественной литературы, и также литературоведения, главным образом теории и истории литературы, владение методом литературоведческого изучения текстов художественных произведений. Но это еще не гарантирует успешности преподавания литературы Ф.И.Буслаев справедливо указывал: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личность читателя или слушателя: он предлагает свою науку единственно тому, кто поймет его. Напротив того, педагог должен развивать, образовывать и упражнять способности учащихся: наука его тогда имеет свою цену, когда прилична тем лицам, коим преподается».
Когда говорят об искусстве учителя литературы, нередко имеют в виду не просто мастерство его преподавания, а то, что сам предмет — один из наиболее действенных видов искусства — обязывает учителя быть художником-чтецом, актером, литератором.
Учитель-словесник должен любить литературу, глубоко воспринимать ее произведения, уметь выразительно читать стихи и прозу, много знать наизусть. Но прежде всего он — не деятель искусства, а учитель, который должен иметь широкий круг знаний по художественной литературе, эстетике, литературоведению и методике, владеть умением учить и воспитывать учащихся.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность учителя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к детям, увлеченность профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.
Наблюдения учителей над обучением учащихся, их развитием, над наиболее целесообразными методами и приемами обучения соответствующему учебному предмету передаются из поколения в поколение, обобщаются и научно обосновываются в педагогических и методических сочинениях, в учебных книгах и представляют собой такое культурное наследие, мимо которого не может пройти учитель. Отрицать давно существующую науку — методику и сводить задачу учителя к интуитивному овладению искусством преподавания, основанным только на личных способностях, — значит мешать ему овладеть подлинным мастерством, основанным на твердых знаниях.
Что же представляет собою методика как научная дисциплина, каков объект ее изучения, цели и задачи?
Некоторые считают методику литературы прикладной наукой, берущей свое содержание и методы преподавания из литературоведения. Но это неверно. Наука, составляющая основу учебного предмета, и методика ее преподавания при всей их органической связи имеют разные объекты исследования и разные задачи. Литературоведение изучает сущность художественной литературы, закономерности ее развития на основании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений: художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографий писателей, документов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т. д. Методика литературы изучает процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера: восприятие учащимися литературных произведений, усвоение их, а также основ литературной науки, воспитательное и образовательное влияние литературы на детей, развитие их в процессе школьных и внешкольных занятий в зависимости от специфики материала, методов обучения и т. п. Конечно, нельзя изучать процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету, не зная специфики литературы как одной из форм идеологии, ее закономерностей. Однако из закономерностей литературы не вытекают непосредственно закономерности обучения. По объекту изучения, содержанию и задачам методика литературы входит в состав педагогических наук, тогда как литературоведение — наука филологическая.
Методика преподавания литературы— это частная педагогическая дисциплина, объектом изучения которой является педагогический процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету (т.е. взаимоотношения учителя и учеников в школьных занятиях по литературе) и задачакоторой состоит в открытии закономерностей этого процесса обучения в образовательно-воспитательной работе на литературном материале с целью наиболее правильного руководства им.
Методика преподавания литературыизучает педагогический процесс занятий по литературе отдельно в V—VIII классах (в системе литературного чтения) и в старших классах средней школы (в плане школьного историко-литературного курса), всюду определяет последовательные этапы изучения литературного материала, приёмы учебно-воспитательной работы и типы уроков применительно к возрасту учащихся, к литературному материалу, устанавливает систему знаний по истории и теории литературы и способы сообщения этих знаний учащимся.
Методика преподавания литературынамечает путь, по которому следует идти при обучении школьников данному учебному предмету. Выбор этого пути, формирование собственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно выделить прежде всего следующие: цели и содержание литературного образования, читатель-школьник, восприятие художественной литературы учащимися, школьный анализ литературного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе и т.д. Методика преподавания литературыосвещает проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников; рассматривает практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности).
Приоритетными направлениями в курсе «Методика преподавания литературы» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников; использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы.
Школа должна прививать учащимся не только знания, но и учить их овладевать методами познания. Это обусловливает в теории и практике преподавания литературы постоянное внимание исследователей, педагогов к личности ученика. Читая и анализируя произведения искусства, школьники приобретает специфические, «художественные» знания — представления о жизни, о внутреннем мире человека, о социально-нравственных идеалах людей различных эпох. Чтобы состоялась встреча читателя-ученика и писателя, чтобы художественный текст был глубоко усвоен, учителю необходимо пробудить умственную, эмоциональную, творческую активность учащихся.
Поэтому сейчас одна из важнейших задач методики преподавания литературы — помочь педагогу реализовать такие принципы обучения предмету, которые бы стимулировали активное поведение школьников в учебном процессе, создавали бы условия для творческого характера их деятельности. Если эти принципы будут постоянно осуществляться на уроках, то ученики не только усвоят приемы исследования художественных произведений, но и овладеют методами познания, методами художественного освоения действительности.
Изучая программные темы курса, школьники приобретают знания по теории литературы и историко-литературному процессу. Они должны уметь применять их на практике. Поэтому насущной задачей методики является разработка системы знаний, умений и навыков. Педагог должен стремиться прививать учащимся интерес к учению, навыки самостоятельной работы, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как учебный предмет предоставляет для этого большие возможности. Чтобы учитель смог их осуществить, методика обосновывает и совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают ему максимально активизировать деятельность школьников, организовать их учение как труд и творчество. Такой характер учебной деятельности положительно сказывается на воспитании личности учащихся, развивает их самостоятельность.
Процесс обучения складывается из трех органически связанных элементов: 1) учебного предмета, 2) преподавания, деятельности учителя, 3) учения, деятельности ученика. Методика разрешает следующие группы связанных между собою проблем: кому кого учить (субъекты обучения), для чего учить (цель обучения), чему учить (содержание и система обучения), как учить (формы и методы обучения). Разрешение этих проблем возможно лишь при тщательном изучении процесса усвоения знаний учениками, их развития, поэтому методика ставит также вопрос: как учатся и развиваются ученики.