Предмет и задачи методики преподавания истории в специальной (коррекционной) школе

Тема 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.

2. Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2-х ч. Ч. 1 // Отв. ред. Ф.П. Коровкин. М., 1978.

3. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебник для студ. высш. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000.

5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. М., 2001. Стражев АЛ. Методика преподавания истории. М., 1964

Тема 2. ПРОПЕДЕВТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Литература

1. Долгобородова Н.П. Понимание сути некоторых общественно-исторических понятий учащимися вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 3–15.

2. Капустин A.M. Исследование уровня сформированности исторических понятий у учащихся 2–5 классов вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 4. С. 33–37.

3. Книги для чтения. Учебники для 2–6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2000, 2002.

4. Программы подготовительного и 1–4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Русский (родной) язык. М., 1999. С. 33–59.

5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. – Русский (родной) язык. М., 2001. С. 5–28.

Тема 3. ЗАДАЧИ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

Образовательные задачи курса истории.

Образовательные задачи связаны с формированием у учащихся прочных знаний по истории, что означает следующее:

1. Изучая историю, учащиеся специальной (коррекционной) школы должны усвоить важнейшие факты, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогают усвоить выводы, полученные в результате разбора и обобщения фактов. Учащиеся должны знать, как жили наши далекие предки – восточные славяне, когда и как у них возникло государство, как они мужественно сражались за свою независимость, как постепенно свободные общинники превращались в крепостных крестьян; знать крестьянские выступления и революционные события; знать достижения культуры на протяжении веков и т. п. Без знания этих и многих других исторических фактов, по мнению А.А. Вагина, « представления школьника о родной стране... окажутся бедными, смутными, уровень его общественного сознания низким, а социальные эмоции – неразвитыми» [1. С. 9].

2. Усвоение исторических фактов предполагает создание у учащихся исторических представлений, отражающих основные явления прошлого. Например, учитель стремится создать у них представления об образе жизни, занятиях, орудиях труда, верованиях и обычаях жителей славянского поселка; представления о героической обороне древнерусских городов во время монголо-татарского нашествия и т. п. Усвоение этих представлений послужит основой для понимания учащимися с нарушением интеллекта особенностей жизни, труда и борьбы людей в далеком прошлом. При изучении каждой новой темы формируются и соответствующие исторические представления об изучаемых событиях, явлениях, героях.

3. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, понимание временных, локальных, причинно-следственных связей, некоторых закономерностей общественного развития. Конечно, эта задача не может быть решена столь полно, как в общеобразовательной школе, с учетом трудностей усвоения понятий с большой степенью обобщенности учащимися с нарушением интеллекта, непонимания ими причинно-следственных зависимостей между историческими событиями. Но при правильном отборе материала, доступного школьникам по содержанию и объему, приемов и методов обучения и оказании своевременной помощи учителем эта задача может успешно решаться в условиях специального обучения.

4. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).

5. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом. Учащиеся специальной (коррекционной) школы должны уметь составлять планы, вести краткие записи в тетрадях, связно излагать исторический материал, делать небольшие сообщения на основе дополнительной литературы. Формирование умений и навыков самостоятельной работы требует индивидуального подхода к учащимся, поэтому все задания предлагаются учителем, исходя из возможностей каждого ученика.

Содержание истории как учебного предмета в специальной (коррекционной) школе

Содержание образования и в общеобразовательной, и в специальной (коррекционной) школе отражает учебные планы и программы. Учебным планом специальной (коррекционной) школы VIII вида предусмотрено изучение истории с 7 по 9 класс и отводится на этот предмет 2 часа в неделю (68 часов в год). Учебный план реализуется через программы изучаемых предметов, определяющими объем и содержание знаний и перечень умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся по предмету. Программа как государственный документ состоит из пояснительной записки и собственно программы, распределяющей материал по классам.

Для специальной (коррекционной) школы по истории, как и по всем другим предметам, имеется особая программа, отличающаяся от программы по истории для общеобразовательной школы. В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается не дважды, как в общеобразовательной школе система двух концентров: с 5 по 9 и в 10–11 классах, а только один раз. Такой подход к изучению исторического материала определяется тем, что школьники с нарушением интеллекта не в состоянии овладеть систематическими курсами из-за стойкого нарушения познавательной деятельности. Но за три года обучения истории они могут усвоить наиболее важные события и явления на доступном для их понимания уровне. Поэтому в основу программы по истории специальной (коррекционной) школы, действовавшей до 2000 года (программа 1986 г.) был положен эпизодический курс истории СССР 5 класса общеобразовательной школы, т. к. этот курс давал возможность познакомить учащихся с самыми важными событиями отечественной истории с древнейших времен до современности. Кроме этого курса программой по истории предусматривалось изучение вопросов права, знание которых необходимо для выпускников специальной (коррекционной) школы. На изучение правового материала отводилось последнее полугодие 9 класса (32 часа).

В 2000 году была издана новая программа по истории для специальной (коррекционной) школы (авторы О.И. Бородина и В.М. Мозговой), отличающаяся от предыдущей [5. С. 88–98].

Во-первых, в действующую программу не включены вопросы права, т.к. одновременно с курсом истории учащиеся специальной (коррекционной) школы теперь изучают самостоятельный курс «Обществоведение», содержащий основы обществоведческих и правовых знаний [5. С. 99–102].

Во-вторых, сам курс истории претерпел изменения, как по структуре, так и по содержанию. Авторы программы не соотносят ее с эпизодическим курсом истории общеобразовательной школы и не ориентируются на соответствующий учебник 5 класса. Новая программа гораздо шире и полнее отражает события и явления в отечественной истории с древнейших времен до современности.

Программа по истории для специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет следующую структуру:

§ пояснительная записка, в которой раскрываются цель и задачи обучения истории, отмечаются особенности преподавания предмета, даются методические рекомендации учителям;

§ собственно программа, определяющая классы, в которых изучается предмет, количество часов в неделю, отведенное на его изучение, темы (с указанием количества часов и раскрытием содержания); повторение в начале и конце каждого года, основные требования к знаниям и умениям учащихся по годам обучения.

В пояснительной записке к программе отмечается, что в курсе «История Отечества» для учащихся с нарушением интеллекта «целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории» [5. С. 88]. Такой подход к периодизации событий, по мнению авторов, будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности, что облегчит и ускорит формирование знаний.

В программе по истории для специальной (коррекционной) школы реализуются основные принципы построения школьных программ:

1. Линейность – главный принцип построения программы, отражающий специфику предмета истории (все события и явления изучаются в хронологической последовательности, фактический материал не повторяется в следующем классе на более сложном уровне.

2. Элементы концентризма в программе прослеживаются в ведущих идеях и понятиях, проходящих через весь курс истории; их обогащение и развитие осуществляется на основе нового фактического материала, изучаемого в каждом классе (к таким понятиям, например, относятся понятия: «государство», «борьба за независимость», «труд», «культура» и т. д.).

3. Научность содержания. Программа отражает состояние современной исторической науки, в связи с этим частично пересмотрено содержание и структура курса истории; исключен материал, излишне подробно и тенденциозно освещавший классовую борьбу, революционные события, роль коммунистической партии, вместе с тем введен материал, ранее не изучавшийся (например, о принятии христианства на Руси, Смутном времени, сталинских репрессиях и т. п.), или характеризующий события и явления в их противоречивости и сложности (таковыми являются, например, Гражданская война 1918–1920 гг., социалистическое строительство в годы первых пятилеток и т. д.); более подробно изучаются вопросы культуры.

Реализуя принцип научности, программа нацеливает учащихся на знакомство с тем, что такое история, что изучает историческая наука, как и из каких источников мы узнаем о жизни людей в прошлом. Связь школьного предмета истории с исторической наукой заключается и в том, что школьники овладевают исторической терминологией, обращаются к историческим документам, учатся анализировать и оценивать изучаемые факты, соблюдая принцип историзма.

4. Сочетание федерального, регионального и местного компонентов в программе. Весь исторический материал представлен не только отечественной историей, но и историей региональной (республиканской), а также краеведческой (местной). В пояснительной записке к программе по истории указывается, что историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей являются важной составной частью курса, поэтому «особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика» [5. С. 89].

Программа лишь в общем плане ориентирует учителя на включение краеведческого материала в уроки истории. Но только в одной теме предусмотрен такой урок. Эта тема 8 класса «Великие преобразования России XVIII в.», которая завершается краеведческим уроком «Памятники культуры XVIII в. в родном городе, крае». Этот недостаток восполнит учитель самостоятельно по каждой теме.

5. Доступность, систематичность, последовательность программного материала. Доступность исторического материала для учащихся с нарушением интеллекта, в первую очередь, обеспечивается учителем на уроке. В пояснительной записке даны методические рекомендации для учителей, учитывать которые необходимо при подготовке уроков. Программа должна строиться с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, исходя из этого определять соотношение теоретического и фактического материала; изучение материала, не обеспеченное учебником, делает его сложным для понимания и усвоения учениками с нарушением интеллекта. Фактически по своей насыщенности и сложности материала программа по истории для специальной (коррекионной) школы мало чем отличается от программы по истории Отечества для общеобразовательной школы. Подобным примером может служить тема 8 класса «Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.)», рассчитанная на 20 часов и включающая в себя сложные вопросы внутренней и внешней политики, государственного устройства, развития культуры, проблем религии и церковных реформ на протяжении двух веков.

Программой предусмотрено последовательное изучение событий с древнейших времен до современности (т. е. хронологическая последовательность); 2 часа в неделю отводится на этот предмет в каждом классе (7, 8 и 9). Курс истории начинается с «Введения», знакомящего школьников с новым предметом и источниками познания исторического прошлого. Весь фактический материал систематизирован: в каждом классе изучается несколько тем, на которые отводится определенное количество часов (в 9 классе часы к темам не указаны), предусмотрено повторение в начале года и итоговое повторение за год. Определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

6. Уровневый подход к формированию исторических знаний. Такой подход является целесообразным и необходимым в условиях специальной (коррекционной) школы, так как он основывается на учете типологических и индивидуальных особенностей учеников и предполагает не только разную степень усвоения одного материала, но также материал, для обязательного изучения и дополнительный, рассчитанный на сильных учащихся, на тех, кто интересуется историей. По такому же принципу строятся современные учебники истории, включающие в себя тексты и вопросы повышенной сложности, не предназначенные для обязательного изучения всеми учениками.

7. Реализация межпредметных связей. Для формирования системных знаний, мировоззрения учащихся специальной (коррекционной) школы необходимо установление межпредметных связей. Они должны устанавливаться по общим для ряда предметов фактам, понятиям и по формированию умений и навыков учебного труда. В новой программе по истории в отличие от предыдущей) не выделены особым образом межпредметные связи, но изучение исторического материала основывается на знаниях и умениях, которые учащиеся приобрели на других предметах: на уроках чтения (умения работать с печатным текстом), русского языка (обогащение словаря), математики (изучение единиц измерения времени), географии (работа с картой), ИЗО и музыки (знакомство с искусством) и т. п. С другой стороны, исторические знания учащихся также найдут применение при изучении на уроках литературного чтения произведений исторической тематики или при изучении на уроках обществоведения правовых вопросов и т. п. 8. Коррекционная направленность обучения истории в специальной (коррекционной) школе. Программа по истории нацеливает учащихся не только на решение образовательных и воспитательных задач; одновременно с овладением историческим материалом и на его основе необходимо решать коррекционно-развивающие задачи, и в первую очередь, задачи развития мышления и речи школьников с нарушением интеллекта. Коррекционное воздействие изучаемого материала на личность учащихся, формирование гражданских качеств будет способствовать подготовке к самостоятельной жизни, социально-трудовой и правовой адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы. Остановимся кратко на характеристике содержания курса истории специальной (коррекционной) школы. Изучение истории в 7 классе начинается с «Введения», назначение которого состоит в том, чтобы познакомить учащихся с новым предметом, источниками (вещественными, устными, письменными), по которым ученые-историки узнают о жизни людей в прошлом, а также научить работать с учебником истории, исторической картой, «лентой времени». Фактический исторический материал, изучаемый в 7 классе, охватывает период с древних времен до конца XV в. и представлен следующими темами:

§ «История нашей страны древнейшего периода» (12 ч).

§ «Киевская Русь» (16 ч). • «Распад Киевской Руси» (10 ч).

§ «Борьба Руси с иноземными завоевателями» (12 ч).

§ « Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества» (10 ч).

Материал интересный и разнообразный по содержанию, он помогает ученикам представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в. до конца XIX в. Этот материал представлен следующими темами:

§ «Единая Россия (конец XV – начало XVII вв.)» (20 ч).

§ «Великие преобразования России в XVIII в.» (20 ч).

§ «История страны в период XIX в.» (часы не указаны).

Изучаемый материал дает возможность увидеть процесс развития единого Российского государства, его укрепления и изменения в связи с проводившейся внутренней и внешней политикой, победным завершением для России Северной войны, русско-турецких войн и Отечественной войны 1812 г., знакомит со множеством имен выдающихся исторических деятелей (царей, полководцев, ученых, политиков, деятелей культуры и т. д.).

В 9 классе учащиеся изучают события, происходившие в истории страны в XX в. Материал представлен следующими темами:

§ «Россия в начале XX в.».

§ «Гражданская война и интервенция».

§ «Переход Советской страны к НЭПу».

§ «Индустриализация, коллективизация и их результаты».

§ «Советская страна накануне суровых испытаний».

§ «Великая Отечественная война Советского Союза».

§ «Отечественная история 1945–2000 гг.».

Часы на изучение каждой темы в программе не указаны, они определяются по усмотрению учителя. Материал в основном посвящен сложным процессам внутриполитического и экономического развития дореволюционной России, Советского Союза, современной России. Изучаются крупные войны XX в., особенно подробно – Великая Отечественная война Советского Союза. Изучение послевоенного периода с 1945 г. по настоящее время в условиях специальной (коррекционной) школы носит обзорный характер, но позволяет на доступном для учеников уровне ввести их в круг проблем современного общественного и государственного развития России.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М , 1968.

2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин. М., 1999.

3. Лебедева И.М., Ермолаева Л.К., Разбегаева Л.П. История Отечества. Учебное пособие по истории для учащихся 5 класса средней школы. СПб, 1996.

4. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

5. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Сб. 1. – История. Обществоведение М., 2000.

6. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1972. Сухомлинский ВА. Родина в сердце. М., 1972.

Литература

1. Василевская В.Л. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М., 1960.

2. Голикова Е.Т. Особенности понимания исторического материала учащимися старших классов вспомогательной школы. В сб.: Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников / Отв. ред. Г.И. Данилкина. Л., 1971. С. 16–23.

3. Лурье Н.Б. Вопросы преподавания истории во вспомогательной школе. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 9–17.

4. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

Методика работы с картой.

В формировании историко-пространственных представлений у учащихся специальной (коррекционной) школы большая роль принадлежит исторической карте. Б.П. Пузанов писал: «Она дает возможность наглядно показать учащимся пространственную географическую перспективу, конкретизировать представления о месте того или иного исторического события, его размерах, способствует развитию логического и абстрактного мышления, более глубоко раскрывает и объясняет смысл событий» [3. С. 67].

Историческая карта является наглядным пособием, обладающим высокой степенью абстракции. Реальные объекты (леса, реки, города) принимают на карте совершенно несвойственный им в действительности вид, а многие объекты и явления могут быть представлены условно только на карте и не имеют своих аналогов в реальной действительности (например, границы Киевской Руси, маршруты военных походов, экспедиции и т. п.).

Историческая карта имеет свою специфику по сравнению с картой географической: на ней кроме физико-географических данных обозначаются места расселения народов, места изучаемых исторических событий, военные действия, экономические объекты и т. п. Историческая карта дает изображение событий во времени и динамике. Историческая карта имеет свои условные обозначения. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учащихся «читать карту», как «читают историческую книгу» [7. С. 175].

В практике преподавания истории в общеобразовательной и специальной (коррекционной) школах используются три основных вида исторических карт:

1. общие карты, отражающие исторические события в стране в определенный момент развития (например, карта «Российская империя в XVIII в.»);

2. обзорные карты, отражающие территориальные изменения за длительный период (например, карта «Образование и расширение Российского государства в XIV–XVII вв.»);

3. тематические карты, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса (например, карты «Первая русская революция 1905–1907 гг.», «Экономическое развитие России в 1861–1900 гг.»).

Кроме этих основных карт в обучении истории находят применение схематические карты (карты-схемы), являющиеся разновидностью тематических карт и посвященные важнейшим битвам (например, схема «Бородинское сражение»). Иногда учитель истории привлекает физическую карту России (для ознакомления с природными условиями, сравнения с исторической картой) или политические карты России, Европы, мира (для изучения современных событий). Историческая карта – необходимое и обязательное пособие на уроке, она должна обязательно соответствовать изучаемой эпохе. Изложение нового материала учителем всегда сопровождается показом на карте упомянутых историко-географических объектов, ученики следят за его показом и объяснением, ориентируясь на свои карты в учебнике или в атласе.

Необходимо соблюдать определенные правила показа, добиваясь этого и от ученика: стоять справа от карты лицом к свету (окну), держа указку в правой вытянутой руке; показ должен быть неторопливым и точным, сопровождаться словесными указаниями (например, на восточном берегу Чудского озера, вверх по течению Днепра и т. п.).

В специальной (коррекционной) школе используются настенные исторические карты, изданные для общеобразовательной школы, атласы по истории России для 5 класса общеобразовательной школы и карты, имеющиеся в учебнике «Рассказы по родной истории».

Знакомство учащихся 7 класса с исторической картой начинается на одном из вводных уроков. Проводится сравнение исторической карты с географической (географическая карта знакома ученикам с 6 класса). Хотя, например, Б.П. Пузанов считает, что, «начиная работу с исторической картой на основе знаний и навыков, полученных школьниками на уроках географии при работе с физической картой, учитель сталкивается с тем, что учащиеся эти знания и навыки полностью переносят на историческую карту. Так, при изучении физической карты и ее условных обозначений большое значение имеет цвет (зеленый, желтый, коричневый), который обозначает рельеф местности и растительность. На исторической карте цвет выполняет другие функции. Различными оттенками зеленого цвета показана территория, населенная древними славянскими племенами, Киевская Русь, расширение Русского государства, а различными оттенками желтого и коричневого цветов – территории, заселенные кочевыми племенами. -я

Границы России на всех географических картах постоянны, на исторической карте они не всегда соответствуют современным и показаны в динамике, что соответствует процессу исторического развития государства» [3. С. 70].

Поэтому, представляется показать эти отличия необходимо сравнив обе карты – историческую и географическую. Одновременно учащимся следует объяснить, что по исторической карте будет изучаться история страны, которая осуществлялась на территории, где мы живем сегодня. Поэтому в работе с исторической картой особое значение имеет выработка у учащихся навыков пользования знакомыми природными ориентирами (реками, морями, крупными озерами) и сторонами горизонта при определении мест исторических событий. В то же время надо познакомить школьников с «легендой» исторической карты, объяснить значение ее условных обозначений.

На уроке и при подготовке домашнего задания необходимо приучать учащихся при изучении исторического материала пользоваться картой. При повторении и закреплении пройденного материала на данном и последующих уроках ученики при ответах должны уметь находить и показывать на карте: границы государства, города, места событий, направление движения войск и т. п.

В практике преподавания истории в специальной (коррекционной) школе используются различные приемы работы с исторической картой:

а) прием «оживления» карты аппликациями, условными знаками, помогающими вычленить нужные элементы и сосредоточить на них внимание учащихся (например, красными звездочками можно отметить на карте города-герои Великой Отечественной войны);

б) прием комбинированной работы с несколькими картами (например, карта «Великая Отечественная война Советского Союза» уточняется картами или схемами отдельных событий, битв);

в) определение по карте дальности расстояний (например, на уроке по теме «Русские землепроходцы и мореходы» с помощью шнура можно измерить пути экспедиций, отмеченные на карте, и по масштабу определить пройденные расстояния);

г) приемы работы с контурной картой. Эта работа проводится не так часто в специальной (коррекционной) школе из-за сложности для учащихся такого рода работы, а также трудностей с отбором контурных карт и заданий к ним (обычно учитель использует контурные карты для учащихся старших классов общеобразовательной школы). Но выполнение доступных заданий помогает учащимся осмыслить и закрепить материал. Как правило, контурная карта заполняется постепенно (на ряде уроков по теме), сначала в классе под руководством учителя, затем самостоятельно учащимися на уроке или дома с последующей проверкой и исправлением допущенных ошибок. Не должно быть «слепого» копирования карты из учебника или атласа. Можно предложить, например, такие задания по контурной карте: отметить границы государства, нанести населенные пункты, проложить маршруты торговых или военных походов и т. п.

Таким образом, работа с картой должна вестись систематически, на каждом уроке; при изучении и закреплении нового материала; при выполнении домашнего задания; на повтори-тельно-обобщающем уроке по теме, используя две-три знакомые карты, чтобы закрепить пространственные представления и знание исторического материала с опорой на карты.

Методика работы со схемой.

Схема используется реже, чем историческая карта, но работать по ней легче, т. к. схема отражает какой-либо единичный факт, масштабы ее невелики, «география» местности изображается небольшим количеством условных обозначений.

Как правило, схемы посвящены различным событиям военной истории, поэтому, опираясь на них, учитель рассказывает о битвах на Чудском озере и Куликовом поле, о Полтавском сражении и Бородинском бое.

Схемы бывают статические и динамические. На статической схеме обозначены все объекты и направления действий (начало и конец события), поэтому учащимся специальной (коррекционной) школы воспринимать такую схему сложно. На динамической схеме дан лишь контур местности, по мере рассказа учителя появляются необходимые объекты (полки воюющих сторон), а затем в виде стрелочек «изображается ход самого сражения».

Названия полков связано с их пространственным расположением (например, передовой полк, большой полк, полки левой и правой руки, резервный и засадный полки). Одновременно с отработкой терминологии идет работа по развитию пространственных представлений, и позволяет это сделать динамическая схема. К составлению такой схемы привлекаются вслед за учителем и сами ученики, сопровождая свои действия комментариями.

Обязательное условие применения схемы – ее соотнесение с исторической картой. Школьники должны представлять, где на карте находится «кусочек» той территории, на которой развернулось действие схемы. Например, на уроке по теме «Куликовская битва» учитель в ходе своего рассказа показывает на карте путь русского войска и место битвы, затем появляется схема, опираясь на которую продолжается рассказ о самом сражении.

Разновидностью схемы является меловой рисунок на доске, дополненный аппликациями. Использование такой условной наглядности, максимально упрощенной для восприятия учащимися специальной (коррекционной) школы, помогает им лучше понимать и усваивать исторический материал и развивает пространственную ориентировку.

Таким образом, для развития исторических представлений учащихся учитель использует разнообразные средства, приемы и методы, постоянно варьируя их и активизируя познавательную деятельность своих учеников.

Вопросы и задания

1. Какие виды представлений формируются у учащихся в процессе обучения истории?

2. На примере любой темы покажите возможности формирования представлений о фактах прошлого у учащихся специальной (коррекционной) школы.

3. Приведите примеры работы по созданию временных и пространственных представлений учащихся специальной (коррекционной) школы.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Гиттис И.З. Начальное обучение истории. Л., 1940.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Методика начального обучения истории / Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред М.И. Кузьмицкой. М., 1964.

7. СтражевА.И. Методика преподавания истории. М., 1964.

8. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся IV классов. М., 1968. 9. Ушинский КД. Собр. сочинений. М., 1949. Т. 6.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Зорина О.Т. Использование сюжетной картины в процессе формирования исторических понятий в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. – 1992. № 1. С. 38–44.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы) / Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Кабинет истории во вспомогательной школе. Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

5. Капустин А.И. О формировании операции сравнения у учащихся вспомогательной школы в процессе усвоения исторических понятий // Дефектология. 1974. № 2. С. 49–54.

6. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

7. Синев В.Н., Капустин АЛ. Изучение причинно-следственных связей между историческими событиями в старших классах вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 1.

8. Сукневич И.Л. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся IV классов. М., 1968.

9. Формирование приема сравнения у учащихся вспомогательной школы при изучении исторического материала. Методические рекомендации / Сост. Ю.Ф. Кузнецов. Свердловск, 1989.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М., 1960.

3. Лернер И.Л. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., 1982.

4. Методика начального обучения истории / Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

Литература

1. Виноградов В.И. и др. История СССР в документах и иллюстрациях (1917–1971 гг.)- Хрестоматия для учителя / Сост. В.И. Виноградов, Г.А. Орлов, Б.И. Жучков. М., 1973.

2. Ворожейкина Н.И. и др. Рассказы по родной истории: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьев, М.Т. Студеникин. 5 изд. М., 1999.

3. Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории СССР: 4 кл. 4-е изд. М., 1980.

4. Лебедева И.М., Ермолаева Л.Ж., Разбегаева Л.И. История Отечества. Учебное пособие по истории для учащихся 5 класса средней школы. СПб, 1996.

5. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

6. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. М., 2000. С. 88–98.

7. Федорова Т.Н. Использование учебника на уроках во вспомогательной школе. В сб.: Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта / Под ред. Б.П. Пузанова. М., 1993. С. 58–65.

Литература

1. Вагин А.Л. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.

2. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М., 1961.

3. Изучение исторического и обществоведческого материала в старших классах вспомогательной школы (Методические рекомендации для вспомогательной школы)/ Сост. Б.П. Пузанов. М., 1986.

4. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. С.А. Ежова и др. М., 1986.

5. Пузанов Б.П. Применение графопроектора на уроке истории во вспомогательной школе // Дефектология. 1983. № 2. С. 44–47.

6. Шулятикова И.Б. Из опыта работы с наглядными пособиями на уроках истории СССР. В сб.: Опыт преподавания истории во вспомогательной школе / Под ред. М.И. Кузьмицкой. М., 1964. С. 28–40.

Требования, предъявляемые к уроку истории в специальной (коррекционной) школе

Учитель истории специальной (коррекционной) школы VIII вида всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный понятиями, фактами, биографиями исторических деятелей, причинно-следственными связями исторический материал до сознания учащихся с нарушением интеллекта, показать развитие человеческого общества в пространственном и временном аспекте. «Особая сложность, – по мнению В.А. Лапшина, – состоит в том, что необходимо показать учащимся исторический процесс, а не отдельные случайно и произвольно подобранные эпизоды» [3. С. 97].

Современный урок истории в специальной (коррекционной) шк<

Наши рекомендации