Максимы Дж. Лича, составляющие основу принципа вежливости
Максима такта – максима границ личной сферы: соблюдай интересы другого; не нарушай границ его личной сферы (Тот, кто сеет учтивость, пожинает дружбу (Василий Великий); Не красота всякой женщины – золото, но ум и молчание (Григорий Богослов); Всякий, кто строит козни против ближнего своего, упадёт в ров, который вырыл (Иоанн Дамаскин));
Максима великодушия – максима необременения собеседника: не затрудняй других (В нашем мире, когда человеку есть что сказать, трудность заключается не в том, чтобы заставить его сказать это, а в том, чтобы не дать ему повторять это слишком часто…(Шоу Джордж Бернард));
Максима одобрения – максима позитивности в оценке других: не осуждайте других; увеличивайте одобрение других (Не суди да не судим будешь; прощайте, и прощены будете (Евангелие); Верная указка - не кулак, а ласка);
Максима скромности – максима невысокомерного отношения к собеседнику, отсутствия стремления первенствовать, показывать себя; максима минимизации похвал в собственный адрес: отстраняй от себя похвалы (Красна речь слушаньем, а беседа смирением; Недостаток скромности есть недостаток ума (А. Поуп); Достоинства человека есть драгоценные камни, которые красивее играют в оправе скромности (Люк де Клапье де Вовенарг); Чем кто умнее, тем он скромнее (Цицерон));
Максима согласия – максима неоппозиционности: избегайте возражений; уменьшайте разногласия; увеличивайте согласие между собой и пратнёром (Говори да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь! Изобретательностью и умом побеждать лучше, чем сопротивлением (Иоанн Дамаскин) Друзья должны в согласье полном жить (Джефри Чосер));
Максима симпатии – максима доброжелательности: высказывайте благожелательность; уменьшайте антипатии; увеличивайте симпатии между собой и партнёром(Ласковое слово не трудно, да споро; Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему (Иоанн Златоуст); То же слово, да не так бы ты молвил; Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо вэтом закон и пророки (Евангелие от Матфея)).
Три принципа Робин Лакофф, обеспечивающие соблюдение постулата ответственности (учёт говорящим воздействия своей речи на слушающего):
1. Не навязывайся;
2. Выслушай собеседника;
3. Будь дружелюбен.
(Не слова вызывают боль, но нас оскорбившая наглость и надменность (Василий Великий); Говорящий плохое – всегда в убытке (Григорий Богослов); Душе израненной доброе слово – лекарство (Григорий Богослов); Умный способен понимать даже мысли ближнего, наблюдая за его поведением и обликом (Иоанн Дамаскин)).
Эффективная коммуникация без истины невозможна.
Лакофф выделяет правила, определяющие ситуацию разговора, какой она должна быть:
Правило 1. То, что собеседники сообщают друг другу, должно быть истинно.
Правило 2. Говорящий, делая какое-либо утверждение, полагает, что слушающий будет верить его словам.
Правило 3. Всё, что говорящий хочет сказать, должно быть сказано, при этом оно должно быть неизвестным для окружающих и не должно быть самоочевидным. В коммуникации необходимо присутствие всего нужного для того, чтобы адресат понял сообщаемое.
Правило взаимности – отвечай добром на добро (Добра желаешь – добро и делай; На добрый привет добрый ответ; Живи добрее, будешь всем милее; Делай другим добро, будешь сам без беды).
Этические ошибки
Этические ошибки – это нарушения моральных норм в общении между людьми и социумами, а также несоблюдение норм речевого этикета. С этической точки зрения ненормативным является любое проявление речевой агрессии, недоброжелательности, в частности различного рода оскорбления, «навешивание» ярлыков, неодобрение, отрицательная некорректная оценка действий адресата, любые высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающие высокомерное или циничное отношение к человеческой личности, национальной принадлежности адресата, его культуре, религии. Этически неприемлемы нецензурная лексика, жаргонные слова и обороты, делающие речь вульгарной. Неэтичным является и речевое манипулирование (вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений и установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент). В целом всё, что не согласуется с принципами искреннего и благожелательного отношения к собеседнику, можно квалифицировать как нарушение этических норм. К ошибкам, иллюстрирующим несоблюдение этико-речевых правил, следует отнести различного рода этикетные нарушения, которые обычно возникают при выборе этикетных речевых формул в той или иной ситуации общения, а также отсутствие этикетных речевых формул тогда, когда они необходимы. В круг подобных ошибок входят: Ты-форма обращения вместо Вы-формы, отсутствие приветствия по отношению к близким или знакомым людям, просторечное приветствие в официально-деловой обстановке, игнорирование приветствия, отсутствие поздравлений и знаков внимания по отношению к близким в праздничные дни, отсутствие благодарности за услугу, грубый отказ, отсутствие извинения в ситуации, когда оно необходимо, ситуативно неприемлемые высказывания и выражения (ситуативная неуместность), отсутствие этикетных формул прощания в ситуации размыкания контакта и т.п. Любое вторжение в личную сферу адресата можно квалифицировать как этически неприемлемое. Хвастовство и намеренное превозношение себя над другими, чванство, заносчивость также рассматривается как несоблюдение этических норм. В круг этически дефектного поведения входят также насмешки над собеседником, как явные, так и скрытые. Грубое нарушение этических норм – клевета, шантаж, намеренное выведение собеседника из состояния психического равновесия, глумление над его «святая святых», издевательство, любые проявления насилия над личностью. Этическими нарушениями можно назвать и несоблюдение основных правил ведения диалога:
· если к тебе обратились с речью, следует оставить любые занятия и выслушать речь;
· если к тебе обратились с речью в тот момент, когда ты произносишь речь, следует замолчать и выслушать речь;
· не следует игнорировать обращённую к тебе речь;
· в ходе общения необходимо показывать собеседнику, что его речь понимается и принимается (в том числе внимательным молчанием – отсутствием речи, при котором выражением лица, жестами, междометиями, повтором слов слушающий извещает говорящего о том, что его речь принимается и понимается);
· вопрос требует ответа;
· повеление требует ответа действием или словом;
· повествование требует ответной реакции (ответные реплики, или ответное повествование, или внимательное молчание).
К нарушению этических норм относится и несоблюдение юридических законов. С точки зрения христианской морали, к нарушению этических норм относится несоблюдение заповедей, о которых говорится в Евангелии: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, не суди, не будь лицемерен, не гневайся, прощай других, будь милосерден и другие. Один из важных заветов Христа, озвученный, так же, как многие другие, и в современной риторике: «во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон» (Мф. 7; 12). К этическим нарушениям также относится несоблюдение постулатов бесконфликтного речевого общения, сформулированных в современной науке (максимы Г. Грайса и Дж. Лича, Р. Лакофф).
(Преимущественно по:
Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяеву, А. П. Сковородникову, Е. М. Лазуткиной, Г. П. Грайсу, Дж. Личу, Р. Лакофф).