Раздел 4. Педагогическая психология

Программа государственного экзамена по психологии и социальной педагогике

Учебный год

Цель государственного экзамена по профилю «Психология и социальная педагогика» заключается в оценке уровня профессиональной социально-психолого-педагогической подготовленности выпускников. Данный экзамен носит междисциплинарный характер, включает в себя вопросы психологии, социальной педагогики, методики и технологии работы социального педагога.

В своих ответах на экзамене студенты должны продемонстрировать осмысленность и глубину знаний предмета в свете следующих требований:

- рассмотрение проблемы в теоретическом, историческом и прикладном аспектах;

- подтверждение теоретических положений примерами из современных исследований отечественных и зарубежных авторов, а также из опыта практической работы с детьми и молодежью.

Ответ студента должен свидетельствовать о его осведомленности по важнейшим вопросам социально-психолого-педагогической науки и смежных отраслей человекознания, умении решать социально-психолого-педагогические проблемы на основе научных знаний.

Билеты включают два вопроса – по психологии и социальной педагогике.

Программа ГЭК по психологии

Раздел 1. Психология человека, история психологии.

1. Общая характеристика психологии как науки. Зарождение психологических знаний и основные этапы её развития. Составные элементы (строение) современной психологии.

2. Задачи, методология и методы научной психологии.

3. Психодиагностические методы и их классификация.

4. Познавательные психические процессы и их характеристика.

5. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.

6. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: ключевые понятия и основные её положения.

7. Деятельностная теория А.Н. Леонтьева: ключевые понятия и основные её положения.

8. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития.

9. Гештальт-психология: основные положения и направления в её развитии.

10. Психоанализ З.Фрейда: составные элементы фрейдизма и их характеристика.

11. Гуманистическая психология: история возникновения и ключевые положения (А. Маслоу, К. Роджерс).

12. Эмоции и чувства: адаптивные функции и научные теории эмоций.

13. Психология темперамента: определение, теории и типы темпераментов.

14. Психология способностей: определение, структура, уровни способностей.

Раздел 2. Возрастная психология развития.

15. Возрастная психология как научная отрасль психологии: её предмет, задачи и исследовательские методы.

16. Понятие о психическом развитии. Факторы и движущие силы развития. Основные теории психического развития.

17. Проблема периодизации возрастного развития и варианты её решения (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, З.Фрейд, Э. Эриксон и др.).

18. Психологические особенности развития в раннем детстве. Важнейшие новообразования и достижения этого возраста.

19. Психология дошкольника. Проблема готовности к школьному обучению и подходы к её решению.

20. Психология подросткового периода: теории подросткового кризиса.

Раздел 3. Социальная психология.

21. Предмет, объект, задачи и методы социальной психологии.

22. Психология общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.

23. Психологические механизмы влияния социальной группы на индивида в группе. Факторы конформизма, аттракции, внутригрупповой внушаемости.

24. Психологические механизмы и средства влияния на социальную группу. Феномены лидерства и руководства. Теории лидерства.

25. Психология конфликтных отношений: определение, причины, типология, динамика их протекания. Терапия конфликтных отношений.

Раздел 4. Педагогическая психология

26. Предмет педагогической психологии, основные понятия, структурные элементы, задачи и научные подходы к их решению.

27. Понятие об обучении. Исходные условия успешного обучения. Структура учебной деятельности и ее элементы. Их функции взаимоотношения.

28. Типы учеников по характеру учения: высокообучаемые, низкообучаемые, высокоодаренные дети (вундеркинды). Их психологические особенности.

29. Исходные принципы, организация и технология обучения по системе Эльконина-Давыдова и Занкова.

30. Исходные принципы, организация и технология обучения по теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной. Области применения, сильные и слабые стороны этой теории.

31. Технологии проблемного и программированного обучения. Области применения, их сильные и слабые стороны.

32. Психология воспитания: функции, механизмы и институты воспитания в постиндустриальном информационном обществе. Показатели воспитанности.

33. Психология педагогической деятельности. Функции, структура педагогической деятельности. Педагогическое общение как инструмент профессиональной деятельности педагога.

Наши рекомендации