Классификация речевых актов по Дж. Сёрлю. Правила инициации речевого акта. Принцип кооперации Г.П. Грайса. Принцип вежливости Дж. Лича.

Основоположники ТРА— английский философ Дж. Остини его последователь Дж. Сёрль— положили начало исследованиям речевого акта, когда произнесение высказывания оказывается совершением того или иного действия.

Дж. Серль, исследуя разницу между прямыми и косвенными речевыми актами, выделил три типа высказываний, противопоставленных «буквальным высказываниям».

К этим трем типам он относит метафору, иронию и косвенные речевые акты: «Проблема функционирования метафоры является частным случаем более общей проблемы – а именно, объяснения того, как расходятся значение говорящего и значение предложения или слова. Другими словами, это частный случай проблемы, как оказывается возможным говорить одно, имея в виду нечто другое; как удается сообщить нечто в тех случаях, когда говорящий и слушающий знают, что значения употребленных говорящим слов не соответствуют в точности и буквально тому, что он имел в виду. Другие случаи разрыва между значениями высказывания говорящего и буквальным значением предложения – это ирония и косвенные речевые акты».

Дж. Серль отводит важное место оценочным речевым актам в общей типологии речевых актов и причисляет к ним:

а) обусловленные социальными конвенциями извинения, благодарности, поздравления и т.п.;

б) оценочные высказывания, принадлежащие индивидуальным субъектам, имеющие своей иллокутивной целью выразить эмоциональное состояние или произвести эмоциональное воздействие на слушателя, основанное на одобрении и порицании в широком смысле слова. Е. М. Вольф относит к экспрессивам «все виды высказываний, которые интерпретируются как оценочные (одобрение, неодобрение и т.п.) или включают оценочный элемент в свою интерпретацию (оскорбление, комплимент, похвала и т.п.)».

Правила инициации коммуникативного акта – определенная система общих положений, регулирующих речевое поведение инициатора речевой коммуникации.

Подготовительные условия коммуникативного акта – совокупность обстоятельств на момент начала коммуникации, делающих ее возможной. Иными словами, это предварительные условия, которые, в общем, характеризуют состояние готовности партнеров по коммуникации на старте (что необходимо для того, чтобы любой коммуникативный акт мог начаться).

В качестве подготовительных условий не рассматриваются:

·условие искренности коммуникаторов (бывают и неискренние взаимодействия);

·условие истинности информации (во многих коммуникативных актах наблюдается попытка солгать, исказить факты, др. );

·условие соблюдения социальных рангов (коммуникативный акт часто этаблируется без учета социальных рангов);

·условие соответствующего психического состояния собеседников.

Однако в определенных ситуациях указанные условия могут стать обязательными (например, при даче показаний в ходе судебного процесса).

Необходимо также помнить, что коммуникативные акты носят конвенциальный характер (подчиняются правилам поведения в регламентированных обществом речевых ситуациях - этикет, устав, протокол, субординация и т.д.).

Право начать коммуникативный акт не всегда является очевидным, оно входит в состав подготовительных условий коммуникативного акта.

Начать коммуникативный акт означает:

1) считать себя вправе начать КА;

2) взять на себя ответственность за его продолжение и завершение.

Именно «начавший» управляет схемой взаимодействия и от него зависит успешность реализации этой схемы в ходе коммуникативного акта. Если инициатор общения теряет нить, то собеседник не всегда обязан помочь ему и может покинуть речевую ситуацию под любым предлогом.

Дело в том, что в набор обязательных реакций коммуникаторов в ходе речевого взаимодействия включается и поиск «смысла» данной ситуации общения, то есть адресат уже «на старте» коммуникативного акта будет пытаться понять этот смысл, если же эти попытки не увенчаются успехом, то коммуникативная ситуация будет разрушена, не успев начаться.

Если коммуникативная цель обозначена нечетко, то адресат будет искать конкретный смысл взаимодействия до тех пор, пока в ходе общения «предмет» все же не обозначится более или менее отчетливо (или пока не появится иллюзия взаимопонимания).

19. Понятие коммуникативной ситуации. Индивидуальные и массовые коммуникативные ситуации.

Коммуникативная ситуация – это ситуация речевого общения двух и более людей. Коммуникативная ситуация имеет определенную структуру.

Она состоит из компонентов:

1) говорящий (адресант);

2) слушающий (адресат);

3) отношения между говорящим и слушающим и связанная с этим;

4) тональность общения (официальная – нейтральная – дружеская);

5) цель;

6) средство общения (язык или его подсистема – диалект, стиль, а также паралингвистические средства – жесты, мимика);

7) способ общения (устный/письменный, контактный/ дистанционный);

8) место общения.

Индивидуальные комм.ситуации (Межличностная коммуникация) - непосредственный контакт в общении, спонтанный характер общения, более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения.

Массовые коммуникативные ситуации реализуются в процессе влияния социальной группы на характер поведения и поступки индивида. Особое внимание уделяют малым группам, которые характеризуются небольшой величиной, относительной устойчивостью, неформальностью взаимоотношений и непосредственным контактом между членами группы. Общение, обмен информацией в них происходит на межличностном уровне.

20. Концепция двухступенчатого хода процесса коммуникации. Концепция функции усиления.

Подразумевается, что информация первоначально достигает более активных членов группы (обычно лидеров) и только потом – ее менее активных членов. Практика показывает, что даже в случае, когда информация поступает непосредственно к рядовым членам группы, они обращаются к лидерам группы за разъяснением. Можно говорить о роли лидеров как своеобразного «фильтра» в ходе коммуникационного процесса.

Принятие решений чаще происходит под влиянием мнения других людей, чем под воздействием, например, СМИ. В небольших группах, где устанавливаются очень прочные межличностные связи, наблюдается высокий уровень общности взглядов и мнений, крайне редко отмечается выделение каких – либо особых мнений, тем более действий, идущих вразрез с поведением большинства. Вместе с тем лидеры группы более подвержены влиянию со стороны внешних источников воздействия.

Другая концепция – концепция усиления, гласит: в любой социальной группе является нормой то, что ее член консультируется с другим членом группы перед принятием решения в ответ на убеждающую коммуникацию. Др. словами, индивид стремится за счет привлечения мнения извне усилить аргументацию своих действий по отношению к информации.

21. Понятие коммуникативного поведения. Нормы коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Основные нормы:

1. Общекультурные. Отражают принятые правила этикета, вежливого общения.

(Привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание)

2. Ситуативные. Обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной ситуацией. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном (вышестоящий - нижестоящий) и горизонтальном (равный - равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

3. Групповые. Отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.

4. Индивидуальные. Отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

22. Социальный символизм. Принципы коммуникативного поведения.

Социальный символизм подлежит описанию в рамках невербального коммуникативного поведения народа, вкл. в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения.

Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы. СС является компонентом национальной культуры.

Принципы:

1) Принцип системности. Чтобы описать КП того или иного народа, необходимо разработать систему, модель описания КП того или иного народа, она должна включать вербальное, невербальное КП, социальный символизм.

2) Принцип контрастивности, т.е. в ходе описания КП предполагается некое сравнение. Большинство характеристик - бинарные оппозиции (медленно-громко, импульсивно-вяло и др.)

Контрастивное описание позволяет выявить формы проявления национальной специфики КП:

1) Отсутствие национальной специфики (совпадение признаком в различных, например, европейских культурах: приветствуют знакомого, извиняются на причиненное неудобство);

2) Наличие национальной специфики (русские часто заговаривают с незнакомыми, европейцы - нет)

23. Фигура коммуникатора (адресант): индивидуальное и институциональное в коммуникаторе.

Изучение проблем коммуникации неизбежно приводит к необходимости рассмотрения вопросов, связанных с понятием языковой личности.

Языковая личность – это многоуровневая характеристика личности, проявляющаяся во всей совокупности производимых и потребляемых ею текстов в речевой деятельности. Языковая личность обладает сложной структурой, в которой выделяются три уровня:

– когнитивный уровень, единицами которого являются понятия, концепты, складывающиеся у каждого индивида в картину мира, отражающую его иерархию ценностей;

– вербально-семантический уровень, предполагающий нормативное владение языком, когда говорящий имеет возможность выбрать адекватную форму для достижения коммуникативного эффекта;

– прагматический уровень, включающий цели, установки индивида, его осознанное намерение оказать соответствующее воздействие на собеседника.

К числу факторов, определяющих роль коммуниканта в процессе общения, относится ряд признаков, в частности языковая компетенция, социально-культурный статус, национальная принадлежность, биолого-физиологические данные, психологический тип коммуниканта, степень знакомства с собеседником, внешний вид и др.

24. Аудитория коммуникации (адресат): объективные и субъективные характеристики. Коммуникативная роль адресата.

В структуре анализа аудитории выделяют три уровня:

1) психологические особенности, влияющие на скорость, силу и направленность основных проявлений человека (темперамент, эмоциональность, общая активность);

2) анализ личностных особенностей, где основными являются категории причинности, описывающие основную детерминанту поведения человека в этом мире, и категории индивидуального сознания (по Э. Берну), определяющие тип "сценария" человека;

3) социально-психологические установки, которые выражаются в иерархии ценностных ориентаций, структуре проведения свободного времени.

Речевое поведение индивида всегда обусловлено ситуацией общения, эмоциями, поступками говорящего, оно может быть выражено с помощью вербальных и невербальных средств.

Различные социальные группы отличаются своим речевым поведением, что обусловлено той ролью человека в обществе, которую он играет.

Под ролью понимается устойчивый шаблон поведения, включающий действия, мысли и чувства человека.

Существует и репертуар речевых действий – совокупность ролей, которые выполняются коммуникантами при определенных обстоятельствах и в определенных ситуациях общения.

Каждая личность в общении наделена коммуникативными, социальными (складываются из позиции, которую коммуникант занимает в обществе) и психологическими ролями, совокупность которых создает варианты речевого поведения.

25. Коммуникативные, социальные и психологические роли.

В зависимости от типа партнера в общении различают следующих адресатов:

– адресат реальный (подлинный) и гипотетический (иллюзорный партнер) – одушевленная вещь или персонифицируемое животное;

– обобщенный прогнозируемый адресат:

– массовый, публичный адресат.

Социальные роли говорящих и слушающих являются важным фактором речевого поведения. Язык представляет собой инструмент утверждения социального статуса участников коммуникации. Существуют различные способы обозначения социальных отношений:

– выбор формы обращения;

– адекватное комплексу ситуаций использование Ты– / Вы-форм;

– намеренная имитация произношения;

– выбор стиля речевого поведения.

26. Речь как средство утверждения социального статуса. Языковые формы адресации.

Речь как средство утверждения социального статуса. Как мы уже подчеркивали, в социально ориентированном общении социальные роли говорящих и слушающих выступают важнейшим фактором речевого поведения.

Вместе с тем существует следующая функциональная зависимость: не только ролевая ситуация задает характер речевого поведения ее участников, но и выбранные языковые средства конструируют, подтверждают социальную ситуацию.

Язык, безусловно, является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Для адекватного понимания речевого сообщения участники коммуникации различными способами обозначают социальные отношения, в структуре которых предполагается развернуть общение.

Кроме прямых представлений, когда называются наиболее значимые для общения социальные роли собеседников, существуют косвенные — социально-символические средства демонстрации социального статуса и ролевых репертуаров общающихся. К числу таких вербально-символических средств можно отнести выбор формы обращения. Форма обращения может выявлять социальную иерархию, а при равенстве социальных статусов выражать личное отношение к партнеру. При этом могут использоваться специальные слова, указывающие на титул лица, к которому обращаются, например «ваше высочество», «ваше благородие», «сэр». Меняя формы обращения, можно подчеркнуть формальность или неформальность отношений.

Способом, или режимом адресации, называют процедуру нахождения операнда для выполняемой команды. Если команда использует два операнда, то для каждого из них должен быть задан способ адресации, причем режимы адресации первого и второго операнда могут как совпадать, так и различаться.

Регистровая адресация

Операнд (байт или слово) находится в регистре. Этот способ адресации применим ко всем программно-адресуемым регистрам процессора.

Непосредственная адресация

Операнд (байт или слово) указывается в команде и после трансляции поступает в код команды; он может иметь любой смысл (число, адрес, код ASCII), а также быть представлен в виде символического обозначения.

Прямая адресация памяти

Адресуется память: адрес ячейки памяти (слова или байта) указывается в команде (обычно в символической форме) и поступает в код команды

Косвенная адресация (базовая и индексная)

Адресуется память (байт или слово): относительный адрес ячейки памяти находится в регистре, обозначение которого заключается в прямые скобки. В МП 86 косвенная адресация допустима только через регистры ВХ, ВР, SI и DI. При использовании регистров ВХ или ВР адресацию называют базовой, или адресацией по базе, при использовании регистров SI или DI - индексной, или адресацией с индексированием.

Косвенная адресация со смещением (базовая и индексная)

Адресуется память (байт или слово): относительный адрес операнда определяется, как сумма содержимого регистра BX, BP, SI или DI и указанной в команде константы, иногда называемой смещением. Смещение может быть числом или адресом. Так же, как и в случае косвенной адресации без смещения, при использовании регистров BX, SI и DI подразумевается сегмент, адресуемый через DS, а при использовании ВР подразумевается сегмент стека и, соответственно, регистр SS.

Базово-индексная адресация

Адресуется память (байт или слово): относительный адрес операнда определяется, как сумма содержимого следующих пар регистров

Базово-индексная адресация со смещением

Адресуется память (байт или слово): относительный адрес операнда определяется как сумма содержимого двух регистров и смещения.

27. Стили речевого коммуникативного поведения.

В. В. Латынов для создания типологии речевого коммуникативного поведения использовал принцип соответствия стиля общения общепринятым нормам поведения в ситуации. Предметом экспериментального исследования явилась речевая коммуникация в ситуациях неформального межличностного общения.

Факторный анализ показал, что речевое поведение можно описать с помощью двух независимых факторов: доминирование – уступчивость; дружелюбие – враждебность.

Были выделены следующие стили речевого поведения:

1. Отчужденный (уступающий-недружелюбный)

2. Послушный(уступающий-дружелюбный).

3. Сбалансированный (средние баллы по обоим факторам).

4. Опекающий (доминирующий-дружелюбный).

5. Властный (доминирующий-недружелюбный).

Было обнаружено, что, чем выше речевая активность, тем ниже адекватность самооценки.

Так называемые агрессивные воспринимают другого человека как соперника. У них развита психологическая потребность в достижении успеха в любой форме, в возможности контроля над другими. Οʜᴎ плохо переносят проигрыш, часто непроизвольно стремятся к манипулированию другими людьми. Избирают для себя профессии, обеспечивающие быстрое продвижение, карьеру и престиж. Подобный тип людей в избытке встречается среди представителей таких профессий, как юристы, бизнесмены, специалисты по рекламе.

Отрешенный тип имеет сильную внутреннюю психологическую потребность сохранить эмоциональную дистанцию между собой и другими. Независимость и уединение – насущные потребности таких людей. Οʜᴎ обычно избегают связей, контактов, обязательств. Подчинение принятым нормам, правилам, традициям нередко вызывает у них отвращение и несогласие. Стремятся к профессиям, где есть возможность творческого и оригинального труда (искусство, естественные науки и т. п.), нет истинной заинтересованности в людях. Эта подсознательная личностная направленность обязательно проявляется в психологической дистанции, которая устанавливается между постоянными партнерами; она определяет совместимость партнеров и успешность их взаимодействия, особенно в неформальной сфере, в дружеских и семейных отношениях, сказывается в доминирующей мотивации общения, в способах влияния и в стиле общения.

С личностными особенностями и мотивацией достижения тесно связаны стили коммуникативного поведения. Культурологические исследования выявляют специфику общения в разных культурах. В частности, это касается стилей речевого взаимодействия.

Различия между стилями заключаются также в построении самих предложений, в выборе слов, степени использования риторических вопросов как формы поощрения или осуждения, уклончивости в оценках и проявлении своей позиции.

Выделяют такие стили, как прямой (открытый) и непрямой (скрывающий, сглаживающий, маскирующий истинные побуждения говорящего).

Прямой, жесткий разговорный стиль, по мнению исследователей, характерен для американцев. В нем проявляется больше заботы о сохранении «лица» говорящего, о четком обосновании собственной позиции по теме разговора. Психологи считают, что в коллективистских культурах ведущим стилем вербальной коммуникации является непрямой стиль, а в индивидуалистических культурах преобладает прямой стиль. По степени использования экспрессивных средств языка, пауз, молчания выделяют искусный, точный и сжатый стили.

Искусный (вычурный) стиль отличается метафорическим наполнением, экспрессивно богат.

28. Понятие психотипа. Теория харизмы.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;

меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;

сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;

холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.

Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

Типы личности в зависимости от вектора ее направленности:

Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.

Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.

Психологические типы в зависимости от преимущественного способа восприятия жизни, иными словами, от основной психической функции:

Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.

Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.

Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.

Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

«Мазохист-садист»

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества.

«Разрушитель»

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей.

«Конформист-автомат»

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. «Я»

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация.

Подлинная харизма: «необъяснимость», «безответственность» господства харизматика; прямой контакт между Учителем и его учениками, без посредничества каких-либо ранее существующих представлений и законов,

Виды харизмы в зависимости от последствий их лидерства для общества. Истинный Харизматик: 1) обладает особой «вдохновляющей» способностью, т.е. оказывает значительное влияние на людей, мобилизуя их на экстраординарные усилия и действия. 2) его экстраординарные способности находятся в зависимости от внутренних качеств, которые отличаются высшей моральностью и духовностью. 3) побудительным мотивом выступает стремление «разбудить» мораль других людей, а не желание лидера стать объектом слепого послушания и преданности.

Цели харизмы: выделение лидера из толпы, подчеркивание его исключительности и необыкновенности (особое происхождение ("чуждость"), событие, изменившее всю его жизнь ("озарение"), внешние качества и особенности поведения ("стигматы"). Новизна идей как элемент неординарности; сплочение последователей и достижение некоего единообразия в их поведении (ритуалы, лозунги, эмблемы и символы, подхватываемые и воспроизводимые толпой); обеспечить преданность масс вождю (общий враг, общая цель, общий успех, общая борьба).

Влияние на людей с помощью харизмы. Сегодня для понимания динамики социального процесса наибольший интерес вызывает «харизматическое лидерство» . В наше время харизматическая теория лидерства активно используется для объяснения политических процессов развивающихся странах. Здесь часто происходило обожествление лидеров и превращение их в диктаторов.

Религиозная» концепция харизмы. Религиозная концепция харизмы строится на следующих основных положениях. Во-первых,подразумевается, что харизматический лидер действительно обладает особыми экстраординарными качествами, дарованными е «свыше». Необходимо отметить, что подобная вера всегда основана на факте личного переживания, которое невозможно доказать или проверить. Во-вторых, проводится четкое разделение «обладателей»харизмы в зависимости последствий их лидерства для общества.

Согласно религиозному подходу, подлинные харизматики в сфере политики в высшей степени моральны и религиозны, что отличает их от «псевдохаризматических». Так, Дороти Эммет критикует Вебера и сторонников е концепции за игнорирование различий между двумя типами: 1) лидер, который обладает «гипнотической» властью над последователями и получает от этого удовлетворение; 2) лидер, способный повысить силу воли подвластных его влиянию людей и стимулировать их к самореализации.

29. Манипулятивное влияние.

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Манипулятивное влияние в отличие от силового – это замаскированное давление. Оно предполагает использование не прямой силы, а обмана, хитрости, провокации, интриги. Задача манипулятора – принудить человека сделать что-то нужное, но так, чтобы последнему показалось, что он сам принял это решение, причём не под угрозой наказания, а по своей доброй воле.

Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определённых состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Манипулятор также, как инициатор силового влияния, относится к другим людям как объектам: орудиям, препятствиям, добыче.Однако манипулятор учитывает, что люди это «вещи особого рода», к которым необходимо применять искусные сложные средства воздействия.

Универсальные щипки часто содержат в себе внутренние противоречия, два противоположных вектора, и адресат волен выбирать, на какой из них отреагировать. Манипулятор в любом случае добивается своей цели – человек эмоционально задет.

Идеи (стереотипы, установки, убеждения), которые могут сделать человека объектом манипулирования

Важно, что это такие ожидания, в которые мы твёрдо верим, и поэтому, если они не оправдываются, это вызывает у нас всплеск эмоций – как правило, отрицательных.

Использование обмана; лицемерия, смущающего адресата; заискивания; стремления угодить; интриги, создающей ощущение, что он чего-то не договаривает, темнит.

Манипуляторы могут использовать вербальные и невербальные техники влияния.

Невербальные техники манипуляции:

Резкое убыстрение темпа (беседы, движений и т.п.).

Внезапное сокращение или увеличение дистанции.

Ограничение пространства.

Нерегламентированные прикосновения.

Особенность используемых манипулятором техник оказания влияния состоит в том, что они являются подсознательными стимулами, действующими в обход психологического контроля и блокирующие систему психологических защит у адресата.

30. Понятие эффективности коммуникации. Уровни коммуникации.

Эффективность коммуникаций — это степень соотнесения изначально поставленной цели конечному результату акта коммуникации.

Мнения исследователей относительно того, какие эффекты коммуникации считать основными:

1.утилитарный

2.эмоциональный

3.удовлетворение познавательного интереса

4.усиление позиции индивида

5.эстетический эффект.

среди важнейших эффектов коммуникации перечисляет такие как:

-изменение в знаниях получателя информации

-изменение установок (относительно устойчивых представлений индивида)

-изменение поведения получателя сообщения

-голосование на выборах

-покупка товара или услуги

-выполнение рекомендаций вышестоящего начальника на работе или своевременный приход на работу.

Понятие эффекта коммуникации актуально для различных сфер осуществления коммуникаций.

Оценка эффективности коммуникации — это важнейший фактор в управлении коммуникативными процессами. Она осуществляется на основе критериев и показателей эффективности коммуникации; в основе оценки эффективности коммуникации лежит отношение достигнутого результата коммуникации к изначально намеченной цели. Таким образом, напрашивается вывод, что она предполагает минимум два замера (с известным временным интервалом между ними) уровня показателей эффективности коммуникации.

Эффект коммуникации может быть рассмотрен и изучен не только на личностном уровне, но и на социально-групповом. Иностранные исследователи делят эффекты коммуникации при проведении PR-мероприятий на прямые и косвенные. К прямым эффектам принято относить:

-степень информированности СМИ (также до и после)

-суммарное число контактов с аудиторией

-сравнительная оценка восприятия компании и её продукции (до мероприятия и после него)

-запланированный и фактический объем выручки от благотворительной -деятельности в ходе PR-мероприятия

-прирост выручки от прямой реализации продукции.

принято выделять такие уровни коммуникации,как:

1.семиотический,

2.лингвистический,

3.металингвистический,

4.паралингвистический,

5.синтетический.

1. Семиотический (знаковый) уровень коммуникации.

Знак является основной единицей этого уровня. Существующие типологии признаков знаковых (семиотических) систем, способных хранить и передавать информацию, построены на разных основаниях в соответствии с пониманием общей теории знака. В социологии социальный знак понимается как символ, который может быть реализован в предмете, слове, жесте, действии, образе. К символам относят различные условные знаки (эмблемы, ордена, значки, кольца), сообщающие информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к какому-нибудь движению, организации или группе.

2. Лингвистический (языковой) уровень коммуникации.

Коммуникативные средства лингвистического уровня — словесные знаки имеют вербальную природу. Слово — основная единица языка и выступает как коммуникативное средство. Только через речь вербальные единицы выполняют свое коммуникативное назначение. Речевой акт — целенаправленное речевое поведение, совершаемое в соответствии с правилами, принятыми в данном обществе; единица нормативного социоречевого поведения в рамках определенной коммуникативной ситуации (экзамен, прием у врача, репортаж, интервью).

Речевой акт всегда соотнесен с лицом говорящего, социальный статус которого учитывается при передаче и восприятии информации. Определенное высказывание по отношению к речевому акту как процессу является его вербализованным результатом, продуктом речевого действия.

3. Металингвистический (межъязыковой) уровень коммуникации.

Метаязыком называется язык «второго порядка», по отношению к которому естественный язык рассматривается как объект, т. е. предмет лингвистики. Это — язык научных и профессиональных терминов. Метаязык гуманитарных наук построен на вербальной основе, как и естественный язык, поэтому его реализация в коммуникации рассматривается иногда как языковый подуровень.

4. Паралингвистический (околоязыковый) уровень коммуникации.

Основой данного уровня являются невербальные средства коммуникации — жесты, мимика, телодвижения, а также свойства голоса, тон, паузы, которые принято называть паралингвистическими средствами коммуникации в отличие от лингвистических (словесных знаков).

5. Синтетический (искусственный) уровень коммуникации.

Этот уровень представляет собой совокупность разнородных коммуникативных и художественных средств и является по своей природе как бы синтезированным.

31. Межличностное взаимодействие и его структура: контексты, пространство, механизмы взаимодействия.

32. Типология речевого воздействия.

33. Теория речевой деятельности и основные стратегии воздействия на человека. Типология речевых стретегий.

34. Составляющие коммуникативной стратегии и коммуникативной тактики.

35. Прогнозирование и контроль как основа речевой стратегии.

36. Фактор группы в деловом взаимодействии. Проблема совместимости в группе.

37. Роль руководителя. Принадлежность к малой группе, лидер мнений. Убеждаемость и статус человека в группе.

38. Массовая коммуникация как вид межличностного общения.

39. Коммуникация как форма управления организацией. Виды и формы коммуникаций в организациях.

40. Публичная коммуникация. Ее формы и жанры.

41. Психологические процессы массовой коммуникации.

42. Психологические основы межличностной коммуникации.

43. Мотивационные теории.

Мотивация - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым удовлетворяя их личные желания и потребности.

Цель - в этом смысле это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Существует огромное количество человеческих целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей. А также типов поведения при достижении этих целей.

Закон результата - этот момент возникает тогда, когда люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, котор<

Наши рекомендации