Выбор темы
Тематика курсовых работ подготавливается и утверждается кафедрой. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, судебной практики, учебной и научной литературы. Студентам предоставляется право выбора научного руководителя и любой предложенной кафедрой темы или инициативной темы путем подачи заявления на кафедру. Кафедра утверждает предложенную студентом тему и кандидатуру научного руководителя.
Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом Астраханского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовской государственной юридической академии» в соответствии с научно-исследовательской проблематикой кафедры. Изменение тем курсовых работ возможно посредством рассмотрения соответствующего вопроса на заседании кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике той дисциплины, в рамках которой работа выполняется. Студент обязан в установленные сроки избрать тему курсовой работы и выполнить её в указанные кафедрой сроки.
3. Выполнение курсовой работы
Работа с курсовой работой начинается сразу же после выбора студентом темы курсовой работы. В первую очередь необходимо подумать какова актуальность темы, сложны ли проблемы, которые характерны для этой тематики, какие нормативные документы необходимо найти и проработать для полного раскрытия темы, имеет ли избранная тема практическое значение для правоохранительной деятельности, какие аспекты кроме юридического (исторические, социологические, экономические) являются важными и могут повлиять на качество раскрытия темы. Исследование рекомендуется начать с того, что уже известно по данной теме, т.е. определить степень научной разработанности проблемы, необходимо уделять внимание вопросам, которые, по мнению студента, являются спорными, недостаточны изучены другими авторами, либо на которые нет своих ответов.
После этого необходимо определить объект исследования, т.е. общественные отношения, которые регулируют ту или иную отрасль права.
Пример: Объектом исследованияявляются общественные отношения в сфере установления и применения ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством.
После чего следует определить предмет исследования, т.е. конкретные нормативные акты, которые регулируют данные общественные отношения.
Пример: Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, устанавливающие основания и порядок привлечения к юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств; практика реализации институтов бюджетно-правовой и иных видов ответственности за нецелевое использование бюджетных средств; научные концепции и воззрения, содержащиеся в литературе по избранной тематике.
Следующим этапом необходимо сформулировать цель курсовой работы и ее задачи.
Цель работы, как правило, заключается в осуществлении всестороннего, комплексного анализа объекта исследования.
Пример: Цели и задачи исследования. Основная цель работы заключается в том, чтобы с помощью комплексного и всестороннего анализа бюджетного и иного смежного законодательства выявить содержание нецелевого использования бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства; выработать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию системы ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
Задачи исследования определяются, в зависимости от его характера. Прежде всего следует решить, в каком ключе будет преимущественно проведено исследование в теоретическом либо практическом. Исходя из этого, можно включить в задачи исследования выявление и анализ основных проблем в рассматриваемой области, анализ применяемой терминологии, изучение судебной практики и законодательства, выявление пробелов в действующем законодательстве, рассмотрение отдельных вопросов выбранной тематики и т.д.
Достижение цели опосредуется решением следующих задач, отражающих ключевые аспекты исследования:
- обоснование необходимости дальнейшего развития системного характера установления мер юридической ответственности за нецелевое использование бюджетных средств;
- комплексный анализ юридического состава нецелевого использования бюджетных средств как нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
- выявление проблем реализации бюджетно-правовой ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и т.д.
После составления рабочего плана курсовой работы сбор материала для исследования должен идти более целенаправленно с учетом целей и задач и основной идеи, высказанной студентом в своей работе.
Методологической основой исследования должны являться диалектический метод познания и системный подход. В процессе исследования студент может использовать общенаучные методы и приемы. Такие как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения и др.
В качестве методологической основы исследования могут применяться общенаучные методы познания (диалектика, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный анализ, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ), а также специально-юридические методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование и др.)
После выбора темы курсовой работы студент должен согласовывать с научным руководителем список литературы и нормативной базы. При этом научный руководитель рекомендует студенту источники получения информационных материалов для курсовой работы, а также направляет студента на поиск дополнительной литературы по выбранной теме в отечественных и зарубежных периодических изданиях и сборниках статей как в библиотеке вуза, так и в любой публичной библиотеке г. Астрахани, а также при необходимости ориентирует его на поиск информации с использованием системы Internet и справочно-правовых систем «Консультант-плюс» «Гарант». Научный руководитель вправе рекомендовать студенту основные нормативно-правовые источники и базовую литературу, являющиеся обязательными при разработке данной темы - монографии, фундаментальные научные статьи. Объем обязательной литературы не должен превышать 25 источников для студентов 1-3 курсов и 30-35 источников для студентов 4-5 курсов (количество указано без нормативно-правовых актов). На предварительную проработку опубликованной литературы и нормативно-правовой базы по вопросу исследования должно отводиться 2 недели.
Следующим этапом работы студента с научным руководителем является составление рабочего плана курсовой работы, который в процессе работы над курсовой работой может меняться. План курсовой работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер, в нём должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы, их последовательность. Курсовая работа должна состоять из введения, двух-трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка библиографических источников.
После составления рабочего плана и согласования списка литературы с научным руководителем студент приступает к детальному изучению обязательной литературы, нормативно-правовой базы, а также подбору опубликованных и неопубликованных дополнительных источников информации. Подбор литературы – это самостоятельная работа студента, успех которой зависит от его инициативности и умения пользоваться каталогами, библиографическими справочниками и т.п. Подбирая литературу в библиотеке, рекомендуется обращаться к библиографу.
В процессе подбора литературы студенту рекомендуется создавать собственную картотеку. На каждый научный источник открывается отдельная библиографическая карточка, в которой последовательно указываются: автор(ы), название книги (статьи), название издательства (для статей название периодического издания или сборника статей), год издания (для журнальных статей указывается номер журнала). На обороте библиографической карточки полезно помещать аннотацию, отражающую краткое содержание источника информации. В картотеку целесообразно включать все научные источники по теме курсовой работы, изданные за последние пять лет.
Все материалы, используемые в процессе выполнения работы, можно разделить на теоретические и практические. К теоретическим материалам относятся:
•законодательные акты, нормативные указания, материалы государственных органов;
•учебная, научная и методическая литература, книги и брошюры по специальным вопросам;
•статистические сборники, справочники, журнальные и газетные статьи.
К практическим материалам относят: судебную, следственную, административную иную практику, материалы органов государственной власти и органов местного самоуправления и т.д., экспертные заключения и.т.д.
Перед использованием материала он должен быть хорошо изучен, проанализирован. Категорически не допускается механическое повторение текста из изучаемых источников.
Детальное изучение студентом источников научной литературы заключается в их конспектировании и систематизации. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в будущей курсовой работе. Это могут быть выписки, цитаты, краткое изложение содержания научного источника или характеристика фактического материала. Систематизация получаемых сведений проводится по основным разделам курсовой работы, предусмотренных планом. Работа по подбору литературы предполагает систематические консультации с научным руководителем, обязательное согласование с ним всего списка подобранной литературы, (в своем варианте я выше писала о согласовании списка литературы, поэтому здесь это уже повтор) а также обсуждение проработанного материала. После этого студент приступает к изложению основного текста курсовой работы.
4. Содержание курсовой работы
Во введении на 2-3 страницах должны быть определены цель и задачи курсовой работы, которые ставит перед собой студент при ее написании; сформулированы актуальность, объект и предмет исследования, методологическая основа, теоретическая база и структура работы.
Основная часть курсовой работы (20-25 страниц) состоит из глав, которые могут быть структурированы на параграфы. Название глав не должно совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы.
В основной части курсовой работы раскрывается сущность исследуемых вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в научной литературе. Приводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, организаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Первый параграф, как правило, носит теоретический характер. Излагаемый материал необходимо иллюстрировать данными из нормативных актов, монографий, журнальных статей, учебников и пособий с соответствующими ссылками на первоисточник. В следующих параграфах рассматриваются дальнейшие вопросы курсовой работы. Структура изложения материала должна быть последовательной, логичной и конкретной, опирающейся на действующую практику. Целесообразен критический разбор излагаемых вопросов.
Содержание курсовой работы должно быть конкретным, базирующимся на нормативные документы. Следует обратить внимание на стилистику, язык работы, её оформление. Все разделы работы должны быть связаны между собой, поэтому особое внимание нужно обращать на логические переходы от одного параграфа к другому и внутри параграфа от вопроса к вопросу.
Содержание курсовой работы от введения до заключения должно иметь единообразную структуру, все части курсовой работы должны быть взаимосвязаны между собой, дополнять и углублять одна другую.
В заключении следует сделать общие выводы по результатам исследования и кратко изложить способы решения анализируемых вопросов. Список библиографических источников оформляется по установленному порядку (см. приложение 9). Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также любые источники, так или иначе задействованные студентом при написании курсовой работы.
После списка библиографических источников студент должен поставить дату окончания работы и свою подпись.
5. Оформление курсовой работы
Материал в работе располагается в следующей последовательности:
1. Титульный лист (заполняется по одной форме, его форма приведена в приложении 1).
2. План-оглавление.
3. Введение.
4. Текстовое изложение курсовой работы (с разбивкой на главы и параграфы).
5. Заключение.
6. Список библиографических источников (с указанием нормативных правовых актов, научной и учебной литературы).
Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. Все листы курсовой работы должны быть пронумерованы. Каждый раздел в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
Новый вопрос можно начинать на той же странице, на которой кончился предыдущий, если на этой страницы кроме заголовка поместится несколько строк текста.
Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 35 страниц машинописного текста, что составляет примерно 1,5 п.л. (1 п.л. соответствует 40 тыс. символов с пробелами). Курсовая работа должна быть представлена на бумажном носителе в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:
1. Поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм;
2. Размер шрифта: кегль 14 (гарнитура Times New Roman);
3. Интервал – 1,5 см (полуторный);
4. Нумерация страниц – сквозная; страницы нумеруются в правом верхнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются, но считаются;
5. Абзацный отступ должен быть равен 1,25 см;
6. Постраничные сноски оформляются через один интервал, размер шрифта: кегль 10 (гарнитура Times New Roman).
В случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что таблицы обычно помещаются по ходу изложения, после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблицы должны иметь порядковый номер, заголовок - отражать их содержание, а примечание - ссылку на источник.
Единственная в тексте иллюстрация и таблица не нумеруются, нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.).
В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения. Использованные в работе данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками (сносками) на использованные работы. Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность излагаемых данных, а также за объективность изложения мыслей других авторов.
Библиографические ссылки на цитаты располагаются в сносочном аппарате. Сноска – это дополнительный текст (библиографическая справка, примечание, перевод, толкование), помещаемый отдельно от основного текста внизу страницы.
Библиографическая ссылка является указанием источника (произведения печати), упомянутого или цитируемого в основном тексте. Библиографическая ссылка на источник в сноске представляет собой указание фамилии и инициалов автора книги, её заголовка, места и года издания и номера страницы. В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы (сноска)[1]. Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.:» («смотри»), а затем выходные данные произведения или документа. Если на странице работы повторно дается ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. 7.»[2]. Возле цитаты в строке ставится цифра, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты. Цитаты можно приводить только по источнику, ссылка на который обязательна.
Если существует необходимость сослаться на это же издание на других страницах работы, то в сноске можно указать лишь фамилию и инициалы автора, а вместо названия работы написать «Фамилия и инициалы автора. Указ. соч.» («Указанное сочинение») с указанием цитируемой страницы[3] (например: Бахарев В.А. Указ. соч. С. 179.).
Библиографический список содержит библиографические описания использованных (цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых) и (или) рекомендуемых документов. Список библиографических источников составляется в следующей последовательности:
1. Нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе и в хронологическом порядке, их комментарии;
2. Судебная практика;
3. Учебная литература: учебники, учебные пособия, книги, брошюры, статьи;
4. Научная, монографическая литература: авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, книги, монографии, научные статьи, государственные стандарты, научные отчеты.
Библиографические источники, привлеченные и использованные автором с помощью сети Internet, а также электронные ресурсы (платформы Консультант+, Гарант и пр.) помещаются в общий библиографический список в соответствии с указанным выше порядком (см. приложение 4).
Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и сдана студентом на кафедру в 1 экземпляре.