Карта самодиагностики бакалавра-практиканта

Методические рекомендации для студентов

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРАКТИКИ

Производственная практика

(наименование)

для студентов бакалавриата

44.03.01 Педагогическое образование

(наименование, шифр)

Профиль подготовки: Дошкольное образование

по очной форме обучения

Содержание практики:

1. Самодиагностика динамики выраженности профессиональных компетенций (на начало и конец учебной практики).

2. Анализ работы образовательной организации.

3. Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира.

4. Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

5.Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей

Пояснение к выполнению заданий практики

Задание 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики (входной модуль).

1. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (Приложение 1).

2. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования).

Отчетная документация: оценочная карта профессиональных компетенций с самоанализом.

Задание 2. Анализ работы образовательной организации.

На основе знакомства с документальным обеспечением образовательной организации и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» образовательной организации (структура; кадровый состав учреждения; общий контингент детей; программы, по которым работает данная организация; организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения) определите роль и место разных специалистов в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику их деятельности (цели и задачи работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия участников образовательного процесса).

Откройте официальный сайт образовательной организации, в которой вы проходите учебную практику.

Изучите навигацию сайта и познакомьтесь с нормативными документами образовательной организации. Сделайте анализ сайта на соответствие нормативным требованиям. Сделайте анализ.

Отчетная документация: письменные отчеты «Портрет» образовательной организации, анализ сайта (Приложение 2, 3, 4).

Задание 3. Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира.

На примере одной возрастной группы продемонстрировать умение организовывать и проводить театрализованное представление с использованием кукольного театра. Определить сказку для театрализации в соответствии с возрастом детей. Определить цели и задачи театрализованной деятельности. Определить отрывок из сказки для театрализованного представления. Подобрать атрибуты. Разработать сценарий. Отрепетировать. Сделать с детьми театральную постановку, результат зафиксировать в фото или видео.

Отчетная документация: сценарий театрализованного представления, фотоотчет, рефлексивный отчет (приложение 5)

Задание 4 Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста

Продемонстрировать умение проводить утреннюю гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Сформулировать цель и задачи утренней гимнастики; подобрать общеразвивающие упражнения для комплекса утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей; создавать комплекс утренней гимнастики с учетом требований СанПин; подобрать материалы и оборудование (мяч, скакалка, флажки, обруч, гимнастическая палка, бубен); провести утреннюю гимнастику.

Отчетная документация: комплекс упражнений для утренней гимнастики.

Задание 5 Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей

Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.

Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.

Отчетная документация: рефлексивный анализ (приложение 6), презентацию, выполненную в программе Power Point, о результатах проектной деятельности детей.

Задание 6. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на конец практики (итоговый модуль).

1. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (Приложение 1).

2. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования). Сопоставить полученные данные с результатами самодиагностики выявленными на начало прохождения практики.

Отчетная документация: оценочная карта профессиональных компетенций с самоанализом.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Карта самодиагностики бакалавра-практиканта

Используя карту, прочтите сначала предложения слева, затем справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая наиболее Вам соответствует.

Оценки проявлений:

+3 - свойство, указанное слева, проявляется всегда

+2 - свойство проявляется в большинстве случаев

+1 - свойство проявляется достаточно часто

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.

- 1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справ)

-2 - свойство проявляется в большинстве случаев

- 3 - свойство проявляется всегда

Положительные проявления Оценка проявлений Отрицательные проявления
Задание выполняет совместно с группой +3 +2 +1 -1 -2 -3 Задание выполняет обособленно
Осознает преимущества командной работы +3 +2 +1 -1 -2 -3 Проявляет безразличие к командной работе
Осознает важность своего участие в команде +3 +2 +1 -1 -2 -3 Свое мнение считает главным и нетерпим к мнениям товарищей
Безоценночно принимает партнеров по общению в процессе деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Демонстрирует личную неприязнь к партнерам по общению в случаи, если не видит в них личной выгоды
Понимает нравственные и моральны позиции каждого участника группы и уважительно к ним относятся +3 +2 +1 -1 -2 -3 Проявляет безразличие к понимаю позиции участников группы
Воспринимает возможность самообразования и саморазвития как ценность +3 +2 +1 -1 -2 -3 Предпочитает репродуктивные способы получения знаний
Сознательно контролирует результаты деятельности определяет пути дальнейшего развития +3 +2 +1 -1 -2 -3 Самостоятельно не способен контролировать результаты деятельности и определять дальнейшие пути решения
Выступает в качестве инициатора и активного деятеля при реализации деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Отсутствует мотивация к деятельности, думает только о собственных интересах
Обладает активной жизненной позицией +3 +2 +1 -1 -2 -3 Пассивен, инертен в деятельности
Адекватно оценивает собственные профессиональные достижения и дефициты +3 +2 +1 -1 -2 -3 Не стремится к осмыслению собственной профессиональной деятельности
Обладает социально-значимой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Руководствуется личными интересами при выполнении профессиональных обязанностей
Содействует созданию социально благоприятной среды в учреждении +3 +2 +1 -1 -2 -3 Приспосабливается к имеющейся в учреждении среде
Самостоятельно использует нормативно-правовые документы адекватно содержанию проблемной ситуации +3 +2 +1 -1 -2 -3 Затрудняется в выборе необходимых документов для решения проблемной ситуации
Умеет использовать теоретические знания в практической деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Не всегда может применять полученные знания на практике
Способен выявлять проблемы участников образовательного процесса +3 +2 +1 -1 -2 -3 Испытывает трудности в идентификации проблем участников образовательного процесса
Способен адекватно выбирать методы и технологии работы с детьми +3 +2 +1 -1 -2 -3 Затрудняется в выборе методов и технологий работы с детьми в различных педагогических ситуациях
Организует совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития +3 +2 +1 -1 -2 -3 Организует совместную и индивидуальную деятельность детей только в регулятивном режиме
Свободно устанавливает доверительные отношения с участниками образовательного процесса, несет ответственность за их поддержание +3 +2 +1 -1 -2 -3 Испытывает трудности в установлении контакта с участниками образовательного процесса, но способен к дальнейшему поддержанию
Осознает собственные ресурсы и дефициты, которые проявляются (могут проявиться) в практической деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Не может адекватно оценить собственные ресурсы и дефициты в практической деятельности
Осознает какие его личностные ценности могут быть реализованы в практической деятельности +3 +2 +1 -1 -2 -3 Актуализирует свои способности лишь по требованию предполагающему выполнение конкретного или разового задания

Чтобы представить общую картину выраженностей проявлений указанных характеристик, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. На основании суммы полученных баллов определить уровень:

· от - 60 до -20 - адаптивно-регулятивный

· от -19 до +30 - продуктивно-соуправленческий

· от +31 до +60 - нормативно-самоуправленческий

Приложение 2

Наши рекомендации