Карта самодиагностики бакалавра-практиканта
Методические рекомендации для студентов
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПРАКТИКИ
Производственная практика
(наименование)
для студентов бакалавриата
44.03.01 Педагогическое образование
(наименование, шифр)
Профиль подготовки: Дошкольное образование
по очной форме обучения
Содержание практики:
1. Самодиагностика динамики выраженности профессиональных компетенций (на начало и конец учебной практики).
2. Анализ работы образовательной организации.
3. Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира.
4. Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
5.Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей
Пояснение к выполнению заданий практики
Задание 1. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на начало практики (входной модуль).
1. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (Приложение 1).
2. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования).
Отчетная документация: оценочная карта профессиональных компетенций с самоанализом.
Задание 2. Анализ работы образовательной организации.
На основе знакомства с документальным обеспечением образовательной организации и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» образовательной организации (структура; кадровый состав учреждения; общий контингент детей; программы, по которым работает данная организация; организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения) определите роль и место разных специалистов в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику их деятельности (цели и задачи работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия участников образовательного процесса).
Откройте официальный сайт образовательной организации, в которой вы проходите учебную практику.
Изучите навигацию сайта и познакомьтесь с нормативными документами образовательной организации. Сделайте анализ сайта на соответствие нормативным требованиям. Сделайте анализ.
Отчетная документация: письменные отчеты «Портрет» образовательной организации, анализ сайта (Приложение 2, 3, 4).
Задание 3. Театрализованная деятельность. Представление театра кукол по сказкам народов мира.
На примере одной возрастной группы продемонстрировать умение организовывать и проводить театрализованное представление с использованием кукольного театра. Определить сказку для театрализации в соответствии с возрастом детей. Определить цели и задачи театрализованной деятельности. Определить отрывок из сказки для театрализованного представления. Подобрать атрибуты. Разработать сценарий. Отрепетировать. Сделать с детьми театральную постановку, результат зафиксировать в фото или видео.
Отчетная документация: сценарий театрализованного представления, фотоотчет, рефлексивный отчет (приложение 5)
Задание 4 Разработка и проведение комплекса утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
Продемонстрировать умение проводить утреннюю гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Сформулировать цель и задачи утренней гимнастики; подобрать общеразвивающие упражнения для комплекса утренней гимнастики в соответствии с возрастом детей; создавать комплекс утренней гимнастики с учетом требований СанПин; подобрать материалы и оборудование (мяч, скакалка, флажки, обруч, гимнастическая палка, бубен); провести утреннюю гимнастику.
Отчетная документация: комплекс упражнений для утренней гимнастики.
Задание 5 Разработка и представление совместного проекта воспитателя, детей и родителей
Продемонстрировать умение разрабатывать совместные проекты воспитателя с детьми и их родителями.
Опираясь на типологию проектов детей дошкольного возраста, предложенную Вераксой Н.Е., определите возрастную группу, цели и задачи, тип проектной деятельности. Разработайте проект для совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями по определенной теме, используя этапы, характерные для выбранного типа проекта.
Отчетная документация: рефлексивный анализ (приложение 6), презентацию, выполненную в программе Power Point, о результатах проектной деятельности детей.
Задание 6. Проведение самодиагностики выраженности профессиональных компетенций на конец практики (итоговый модуль).
1. Провести самодиагностику выраженности профессиональных умений и навыков с помощью оценочной карты (Приложение 1).
2. Провести самоанализ полученных результатов, где отразить выраженность умений и навыков, определить уровень сформированности компетенций, отметить дефициты (перечислить умения и навыки, требующие совершенствования). Сопоставить полученные данные с результатами самодиагностики выявленными на начало прохождения практики.
Отчетная документация: оценочная карта профессиональных компетенций с самоанализом.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Карта самодиагностики бакалавра-практиканта
Используя карту, прочтите сначала предложения слева, затем справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая наиболее Вам соответствует.
Оценки проявлений:
+3 - свойство, указанное слева, проявляется всегда
+2 - свойство проявляется в большинстве случаев
+1 - свойство проявляется достаточно часто
0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.
- 1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справ)
-2 - свойство проявляется в большинстве случаев
- 3 - свойство проявляется всегда
Положительные проявления | Оценка проявлений | Отрицательные проявления | ||||||
Задание выполняет совместно с группой | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Задание выполняет обособленно | |
Осознает преимущества командной работы | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Проявляет безразличие к командной работе | |
Осознает важность своего участие в команде | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Свое мнение считает главным и нетерпим к мнениям товарищей | |
Безоценночно принимает партнеров по общению в процессе деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Демонстрирует личную неприязнь к партнерам по общению в случаи, если не видит в них личной выгоды | |
Понимает нравственные и моральны позиции каждого участника группы и уважительно к ним относятся | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Проявляет безразличие к понимаю позиции участников группы | |
Воспринимает возможность самообразования и саморазвития как ценность | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Предпочитает репродуктивные способы получения знаний | |
Сознательно контролирует результаты деятельности определяет пути дальнейшего развития | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Самостоятельно не способен контролировать результаты деятельности и определять дальнейшие пути решения | |
Выступает в качестве инициатора и активного деятеля при реализации деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отсутствует мотивация к деятельности, думает только о собственных интересах | |
Обладает активной жизненной позицией | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Пассивен, инертен в деятельности | |
Адекватно оценивает собственные профессиональные достижения и дефициты | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Не стремится к осмыслению собственной профессиональной деятельности | |
Обладает социально-значимой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Руководствуется личными интересами при выполнении профессиональных обязанностей | |
Содействует созданию социально благоприятной среды в учреждении | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Приспосабливается к имеющейся в учреждении среде | |
Самостоятельно использует нормативно-правовые документы адекватно содержанию проблемной ситуации | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Затрудняется в выборе необходимых документов для решения проблемной ситуации | |
Умеет использовать теоретические знания в практической деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Не всегда может применять полученные знания на практике | |
Способен выявлять проблемы участников образовательного процесса | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Испытывает трудности в идентификации проблем участников образовательного процесса | |
Способен адекватно выбирать методы и технологии работы с детьми | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Затрудняется в выборе методов и технологий работы с детьми в различных педагогических ситуациях | |
Организует совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Организует совместную и индивидуальную деятельность детей только в регулятивном режиме | |
Свободно устанавливает доверительные отношения с участниками образовательного процесса, несет ответственность за их поддержание | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Испытывает трудности в установлении контакта с участниками образовательного процесса, но способен к дальнейшему поддержанию | |
Осознает собственные ресурсы и дефициты, которые проявляются (могут проявиться) в практической деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Не может адекватно оценить собственные ресурсы и дефициты в практической деятельности | |
Осознает какие его личностные ценности могут быть реализованы в практической деятельности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Актуализирует свои способности лишь по требованию предполагающему выполнение конкретного или разового задания |
Чтобы представить общую картину выраженностей проявлений указанных характеристик, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. На основании суммы полученных баллов определить уровень:
· от - 60 до -20 - адаптивно-регулятивный
· от -19 до +30 - продуктивно-соуправленческий
· от +31 до +60 - нормативно-самоуправленческий
Приложение 2