Урок географии в 11 классе
«Глобальные проблемы современности.
Проблема сохранения мира на Земле и разоружения»
Удовенко Виктория Вадимовна,
учитель географии.
Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями.
Начать формирование представлений и знаний о важнейших глобальных проблемах человечества.
Познакомить учащихся с сущностью и особенностями проблемы сохранения мира и разоружения человечества. Рассмотреть современное состояние проблемы мира на Земле и пути его сохранения.
Развивать умение работать самостоятельно и в группах.
Поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов; стремление знать больше.
Помогать осознавать ответственность за свои и чужие поступки, мысли.
Ценность: ненасилие, забота обо всем живом, милосердие.
Виды деятельности:
Беседа о понятии «глобальные проблемы» и об их видах.
Рассказ учителя о сущности и важности проблемы сохранения мира.
Сообщение учащихся о «ядерной зиме» и ее опасности для человечества.
Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня за ней все чаще закрепляется определение «эпоха глобальных проблем». В современном мире от того, на сколько человечество решит разумно глобальные проблемы, зависит будущее планеты и людей.
!!! Аргументируйте данное высказывание.
Какие проблемы называют глобальными? Приведите примеры.
По своему характеру глобальные проблемы различны, но все они пронизаны одной идеей географического единства человечества и его выживания.
Основные глобальные проблемы.
1. Разоружение и сохранение мира на Земле.
2. Экологическая проблема.
3. Демографическая проблема.
4. Продовольственная проблема.
5. Энергетическая и сырьевая проблемы.
6. Преодоление отсталости бывших колоний.
7. Проблемы Мирового океана.
Разумеется, глобальные проблемы не исчерпываются вышеперечисленными. В действительности их больше. Ни одно государство, сколько бы могущественным оно не было, ни группа государств не в состоянии справится с этими проблемами. Только взаимодействие всех стран в условиях мира, выдвижение на первый план задач общечеловеческих позволит народам обрести уверенность в завтрашнем дне, предотвратить социальные и экологические катастрофы, наконец, просто выжить.
На мой взгляд, одной из самых главных проблем является проблема сохранения мира на Земле и разоружения.
Историю человечества можно рассматривать как цепь бесконечных военных конфликтов. Только в XX веке разразилась около 200 войн. Если в наполеоновских войнах погибло 3,7 млн. человек, то в Первой мировой войне – 10 млн. человек, во Второй мировой войне – 55 млн. человек (вместе с мирными жителями), а все войны XX века унесли 100 млн. человек.
Но и сегодня у нас на планете сохраняются множество очагов региональных конфликтов. Карта региональных конфликтов весьма обширна.
!!! Давайте вспомним основные центры современных региональных конфликтов и покажем их на карте. Работа с картой.
Основные центры региональных конфликтов.
1. Афганский кризис.
2. Ирак.
3. Очаг арабо-израильской борьбы.
4. Внутриконтинентальные конфликты в странах тропической Африки (Бурунди, Конго, Уганда, Сомали, Чад и т.д.)
5. Конфликты в пределах стран бывшей Югославии (Косово).
6. Региональные кризисы на территории стран СНГ.
А в чем причины военных конфликтов? Неужели человечество не может обойтись без войн?
Никогда еще в мире не было накоплено столько смертоносного оружия, как сейчас. Мир подошел к такой критической отметке, когда знаменитый гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» встал уже не перед отдельными группами людей, а перед всем человечеством.