Музыка в жизнедеятельности дошкольника
Музыка сопровождает жизнь ребенка постоянно. Взрослые чаще всего не обращают на это никакого внимания, поскольку музыка и в их быту представлена широко и естественно, гармонично сочетаясь с самой жизнью.
Как показывают результаты исследований, дети обычно самостоятельно поют песни во время игровой деятельности или при одевании на прогулку, а также в процессе рисования или мытья рук перед обедом, поют, просыпаясь после тихого часа или возвращаясь с родителями домой. Вот как это выглядит.
Кирилл С. собирается на прогулку, надевает ботинки и грустно поет:
Зачем вы, девушки,
Красивых любите,
Непостоянная у них любовь...
Он напевает куплет этой песни на протяжении всего времени, пока одевается. Ребенку грустно, потому что во время игры в «Ловишки» дети сломали крепость, которую он строил с самого утра.
Ира В. одевается на прогулку и тихонько поет:
Иногда я жду тебя,
Как звезда веду тебя,
И тогда мне кажется,
Что плывут облака подо мной...
Лена К. моет руки перед обедом, у нее хорошее настроение и она весело напевает песенку:
Я водяной, я водяной, никто не водится со мной,
Внутри меня водица,
Ну, что с таким водиться?..
Еще несколько примеров. Дети играют в настольно-печатные игры, в ходе игры один ребенок запевает песню, разученную на музыкальном занятии, другие подхватывают. Люба С ., поиграв с детьми несколько минут, встает из-за стола и берет в руки игрушечный микрофон:
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам...
Девочка пытается подражать эстрадной певице: «Я пою, как Алсу».
Таня X. и Коля И. не спеша одеваются. За ними пришли родители. Надев рейтузы, Таня перевоплощается в популярную певицу Катю Лель. Приняв выразительную позу с воображаемым микрофоном в руке, она поет, обращаясь к Коле:
Уси-пуси, уси-пуси,
Миленький мой.
Я горю, я вся во вкусе
Рядом с тобой! (Во время исполнения копирует движения
певицы.)
Последующие слова девочка воспроизвести не может, поэтому продолжает песню на «ля-ля-ля», перемежая с «уси-пуси». Кульминации достигает последняя фраза припева, которая уже напоминает игру-драматизацию. Приняв позу волка или медведя, Таня приближается к Коле (входит в образ игрового персонажа). Фраза звучит громко, агрессивно, выразительно: «Я тебя съем». Всем становится весело.
Дети исполняют песни, преследуя различные цели. Одни поют, потому что у них существует потребность выражения своего эмоционального состояния, для других это источник самовыражения и самоутверждения в группе сверстников, а для третьих это средство привлечь к себе внимание окружающих.
Как показывают результаты опроса, практически все дети хотят, чтобы в группе звучала музыка, чтобы приходить с утра в группу и слышать музыку, играть в разные игры или рисовать под музыкальное сопровождение. Вот некоторые из ответов дошкольников: «Буду петь и играть в конструктор», «С музыкой веселее и интереснее играть», «Под музыку рисовать как-то приятнее» и т.п.
Музыку слышит ребенок и дома, причем в большей степени, чем в детском саду. Малыш сам или с помощью родителей включает магнитофон, часто имеет собственную фонотеку. Вместе с родителями дети смотрят музыкальные передачи по телевизору — концерты, хит-парады, музыкальные клипы, но также и детские передачи. Интересно, что музыкальными дошкольники считают практически все детские программы, так как в них «звучит музыка». Ребенок с удовольствием подбирает музыку к мобильным телефонам родственников, имеет дома много музыкальных игрушек, любит двигаться под музыку.
Дошкольникам свойственно совмещать разные виды художественной деятельности, например слушать музыку, или рисовать и петь, или петь и танцевать, петь и играть на детском музыкальном инструменте, танцевать и подыгрывать себе на дудочке, барабане, бубне.
Как правило, слушая музыку, дошкольники адекватно воспринимают характер и настроение музыкальных произведений, у них наблюдается желание отразить свои музыкальные впечатления в танце, движении, рисунке, пении. Чаще всего ребенок находится под влиянием музыки в течение нескольких минут после ее прослушивания. А любимые произведения могут напеваться в течение длительного периода (от нескольких недель до нескольких месяцев). Есть дети, которые забывают о музыке сразу после ее окончания, переключаясь на другую деятельность, не переводя музыкальные образы в образы игровые.
Встречи ребенка с музыкой позволяют ему по-разному использовать ее в жизни. Так, для праздника, приема гостей ребенок предлагает включить веселую, танцевальную музыку, в детском саду ему хочется слушать песни детского репертуара, классическую музыку. А вот дома хотелось бы, чтоб звучали по радио современные песни и музыкальные сказки. Для занятий спортом ребенок предлагает использовать музыку в стиле диско: «Музыка должна быть бодрой», «Чтобы под нее можно было прыгать, бегать, приседать, делать наклоны...», «Можно использовать марш», «Моя мама занимается под специальную музыку и поэтому она стройная». Для удовольствия, для души некоторые дети предпочитают послушать романсы, старинную музыку или русские народные песни.
Описание музыкальных интересов детей разных поколений не просто увлекательный для чтения материал, но и серьезный повод задуматься о содержании и способах организации музыкального воспитания и развития в детском саду.
Как ребенок воспринимает музыку, информацию о музыке и что остается в его музыкальном опыте; как часто звучит музыка вокруг ребенка, как он относится к ней, как хочет взаимодействовать с музыкой — вопросы, которые, несомненно, привлекут внимание думающего читателя.
Темы для обсуждения
1. Специфика музыкальных интересов ребенка дошкольного возраста.
2. Содержание представлений о музыке в дошкольном возрасте.
3. Что оказывает влияние на развитие музыкальных интересов дошкольника?
4. Использование музыки в педагогическом процессе детского сада.
Индивидуальные задания
1. Разработайте вопросы для беседы с ребенком, позволяющие оценить его музыкальные интересы.
Критерии оценки и самооценки: соответствие содержания беседы поставленным задачам; доступность вопросов; привлекательность вопросов для ребенка; удовлетворенность собственным результатом.
2. Разработайте вопросы, позволяющие оценить представления ребенка о музыке.
Критерии оценки и самооценки: соответствие содержания беседы поставленным задачам; доступность вопросов; их привлекательность для ребенка; удовлетворенность собственным результатом.
3. Разработайте карту-схему наблюдения за использованием ребенком музыки в самостоятельной деятельности.
Критерии оценки и самооценки: выделение критериев наблюдения; наличие показателей оценки полученных результатов; удобство использования карты-схемы; удовлетворенность собственным результатом.
Задание для подгруппы
Напишите статью в сборник студенческих научных работ на тему «Музыкальная субкультура современного дошкольника». В статье отразите теоретические положения, на которых базируется ваша работа; своеобразие детских музыкальных интересов и представлений о музыке, которые вы получили в ходе практики.
Критерии оценки и самооценки:
· содержательная насыщенность статьи;
· непротиворечивость теоретической и практической части;
· интересный фактологический материал;
· наличие анализа и интерпретация описываемых данных;
· объем статьи — 5 — 7 страниц компьютерного набора.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем различие музыкальных интересов детей вашего поколения и современных дошкольников?
2. Правомерно ли применение термина «детская музыкальная субкультура» в настоящее время?
3. Каковы могут быть действия педагога по отношению к ребенку, постоянно поющему песни-шлягеры из репертуара взрослых?
4. Как и когда может использоваться музыка в педагогическом процессе детского сада?
5. Каковы пути обогащения детской музыкальной субкультуры?
6. Может ли среда ДОУ обогащать детскую субкультуру?