Этапы прохождения производственной (педагогической) практики
Первый этап – подготовительный
Цели:участие в факультетском собрании по организации практики, осмысление целей, задач и содержанияпедагогической практики, распределение по школам, режим работы студента в период практики; ведение отчётной и финансовой документации и другие вопросы прохождения практики студентами в учреждении образования.
В этот период практики студент-практикант самостоятельно выбирает уровень сложности выполняемых заданий (образовательный маршрут), перечень которых отражён в таблице 1, и фиксирует его на титульном листе дневника.
Таблица 1 – Образовательные маршруты производственной (педагогической) практики
1-й уровень (базовый) (4–6 баллов) | 2-й уровень (репродуктивно-продуктивный) (7–8 баллов) | 3-й уровень (творческий) (9–10 баллов) |
1. Выполняются все задания (№№ 1–12), за исключением задания № 9. 2. Воспитательный час планируется и проводится как воспитательное мероприятие. | 1. Выполняются все задания (№№1–12), за исключением задания №9. 2. Воспитательный час планируется и проводится как КТД (коллективное творческое дело). | 1. Выполняются все задания (№№1–12). |
Примечание – Руководитель практики от кафедры педагогики корректирует содержание, объём и сложность выполнения заданий студентом-практикантом на каждом образовательном маршруте в зависимости от сроков практики.
Второй этап – диагностический (1–2-я недели практики)
Цели:
– составление расписания уроков, информационных, воспитательных часов и анализ проделанной работы в дневнике в первую и последующие недели практики;
– анализ нормативно-правовой документации Министерства образования Республики Беларусь (учреждения образования) по воспитанию;
– апробирование диагностического инструментария (наблюдение, опрос, беседа, изучение классного журнала и др.) и использование полученных результатов в ходе проектирования воспитательной работы в закреплённом классе;
– заполнение диагностической карты классного коллектива и составление характеристики класса;
– анализ плана и технологии планирования воспитательной работы классного руководителя в закреплённом классе.
ЗАДАНИЕ 1. Посещение уроков (не только по специальности) в … классе, в первую и последующие недели, и отражение проделанной работы в таблице 2.
Цели:
–изучение уровня воспитанности учащихся класса и отдельных учащихся (культура поведения, стиль общения, организованность, использование методов поощрения и наказания, реализация воспитывающего потенциала содержания изучаемого материала в целях нравственного, экологического, экологического и т. д. воспитания учащихся, выявление учащихся, требующих особого внимания и т. д.);
– планирование учителем (студентами группы) и реализация в ходе урока воспитательных задач, определение их направленности (на основе содержания, с использованием активных методов, форм и технологий и т. д.) (таблица 2).
Таблица 2 – Перечень и анализ уроков, посещённых студентом в период практики
№ урока п/п | Дата, класс, учебный предмет, тема, цель посещения | Краткий анализ в соответствии с целью посещения (см. задание 1) |
1. | ||
1. | ||
1. |
1. | ||
1. | ||
1. |
Примечание – Студенту-практиканту рекомендуется при проведении анализа посещённых уроков в закреплённом классе получить консультации у учителя-предметника, классного руководителя или руководителя практики от кафедры педагогики.
ЗАДАНИЕ 2. Изучение и анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения образования по организации воспитательной работы и отражение проделанной работы в таблице 3.
1.Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011).
2. Инструктивно-методическое письмо об организации классного руководства и работы куратора учебной группы в учреждениях образования (2012).
3. Инструкция «Должностные обязанности учителя – классного руководителя в школе» (гимназии, лицее), по месту практики студента.
Цели:
– анализ и осмысление роли воспитательной деятельности классного руководителя в современной школе;
– приобретение умений проводить анализ нормативно-правовых документов и реализовывать их в практике воспитательной работы.
Таблица 3 – Изучение и анализ нормативных документов по организации
воспитательной работы
Документ (полное наименование, кем и когда утверждён) | Структура и общий анализ содержания документа | Краткое описание прав и обязанностей классного руководителя |
1. | ||
2. 3.______________ | __________________ | __________________________________ |
ЗАДАНИЕ 3. Изучение учащихся закреплённого … класса с использованием классного журнала, опроса, анкетирования учащихся и других диагностических методик и отражение результатов проделанной работы в таблице 4.
Цели:
–приобретение умений осуществлять подбор диагностических методик и применять их при составлении диагностической карты класса;
– овладение опытом составления карты-характеристики класса по таблице 5.
Таблица 4 – Диагностическая карта учащихся … класса
№ п/п | Фамилия, имя учащегося | Успеваемость по итогам четверти (года) по одному предмету специальности студента | Дисциплина (поведение) по итогам четверти (года) | Занятия по интересам (факульта-тив, кружок, секция); в школе и вне школы | Участие в детских и юно-шеских объеди-нениях | Общест-венная актив-ность (участие в органах учении-ческого самоуп-равления в классе, школе); поруче-ния и др. |
Таблица 5 – Карта-характеристика … класса
Критерии и показатели характеристики | Результаты психолого-педагогического исследования |
Размер и композиция класса/группы | |
Количество учащихся в классе Соотношение мальчиков и девочек | |
Состояние здоровья учащихся (группы здоровья) | |
Наличие учеников с особенностями психофизического развития (данные педагога-психолога, без указания имен) | |
Учебная деятельность | |
Анализ результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (по одному предмету) по критериям 10-балльной системы оценки | |
Состояние дисциплины учащихся класса; поведение отдельных учащихся (наблюдения на уроках, информационных/воспитательных часах) | |
Анализ отношения учащихся класса к учебно-познавательной деятельности (наблюдение, анкетирование) | |
Анализ внеклассных интересов учащихся, их вовлечённость (факультативы, кружки, секции) в школе и в учреждениях дополнительного образования (классный журнал, анкетирование и др.) | |
Состояние общественной активности учащихся класса: участие в структурах ученического и школьного самоуправления (опрос, беседа и др.) | |
Структура коллектива | |
Уровень развития классного самоуправления: совет класса, уровень активности его участников |
(староста, члены совета класса; формальные и неформальные лидеры, их роль в жизни класса и др.); (опрос, беседа и др.) | |
Характеристика микрогрупп в классе: количество, состав, их интересы и др. (наблюдения, опросы и др.) | |
Взаимоотношения внутри коллектива (наблюдения в ходе уроков, информационных / воспитательных часов, социологический опрос, наблюдения, беседы) | |
Связь классного коллектива с общешкольным (вовлечённость класса либо отдельных учащихся в общешкольные дела; результативность) |
Подпись классного руководителя … класса _______________
ЗАДАНИЕ 4. Изучение и анализ технологии планирования воспитательной работы в … классе.
Цели:
– установить модель плана, его структуру, способы привлечения учащихся, родителей к планированию;
– провести анализ содержания и форм планирования (анализ плана воспитательной работы классного руководителя, беседа с классным руководителем и т. д.) Результаты выполнения задания отражаются в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ плана воспитательной работы … класса
№п/п | Содержание компонентов анализа | Фиксация результатов |
Вид (модель) и структура плана (самостоятельное ознакомление с планом, беседа с классным руководителем) | Указывается модель плана и все структурные части (разделы) плана | |
Основныецелевые установки воспитательной работы на учебный год | Фиксируется основная воспитательная цель | |
Основные направления работы с коллективом учащихся анализируются в соответствии с Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи (2015) | Перечисляются, в соответствии с планом работы: 1. |
Основные формы воспитательной работы | Перечисляются отдельные темы и формы работы с классом: – индивидуальные; – групповые; – фронтальные формы воспитательной работы | |
Ключевые (традиционные)дела класса в течение учебного года | Тема, форма: 1. | |
Формы и содержаниеиндивидуальной работы с учащимися | Краткая (конкретная) информация | |
Формы и содержаниеработы с родителями | Перечисляются отдельные из них, с указанием тем и форм работы: 1. | |
Содержание работы с педагогическим коллективом, социальным педагогом, педагогом-психологом (если есть раздел в плане) | Кратко перечисляются основные направления, формы и методы работы: 1. |
Подпись классного руководителя … класса _________________
Третий этап – проектировочно-конструктивный
(2–3-я; 4–7-я недели практики)
Цели:
– посещение воспитательного и информационного часа в классе, в школе: у классного руководителя, у 1–2 студентов группы;
– оказание помощи классному руководителю в его повседневной работе, выполнение его конкретных поручений (в дневнике практики фиксируются мероприятия, проведённые совместно с классным руководителем, посещенные общешкольные мероприятия/дела);
– самостоятельное проектирование и проведение воспитательной работы с учащимися класса: зачётных мероприятий на 3, 4 курсах – 1 (информационный и воспитательный час): на 4, 5 курсах проектируются и проводятся все информационные и воспитательные часы в соответствии с планом воспитательной работы в классе, из них
зачётных – 1 (воспитательный и информационный час);
– выбор, проектирование и проведение учебного исследования при условии выбора 3-го уровня образовательного маршрута. Методические рекомендации по проведению учебного исследования даны в таблицах 8, 9.
ЗАДАНИЕ 5. Текущая воспитательная работа по заданиям классного руководителя … класса (перечисляются в произвольной форме все виды деятельности студента + название, дата):
1. .......................................................................................................................................
......................................................................................................................................
2. .......................................................................................................................................
.......................................................................................................................................
3. .......................................................................................................................................
........................................................................................................................................
и т. д.
ЗАДАНИЕ 6. Изучение опыта организации воспитательной работы
(информационных и воспитательных часов в … классе, а также самостоятельное проведение воспитательных и информационных часов (таблица 7).
Цели:
– изучение опыта воспитательной работы классного руководителя … класса членов студенческой группы;
– самостоятельное проектирование и проведение воспитательных и информационных часов (в т. ч. зачётных);
– посещение и изучение опыта проведения воспитательных часов в закреплённом классе у классного руководителя и других студентов группы;
– посещение и изучение опыта проведения информационных часов в закреплённом классе у классного руководителя и других студентов группы.
Таблица 7 – Содержание посещённых и проведенных студентом воспитательных и информационных часов (в т. ч. зачётных) в закреплённом … классе
№ п/п | Класс | Воспитательный час (дата, время проведения, тема, форма,в т. ч. зачётного) | Отметка о посещении (взаимопосеще- нии) или проведении воспитательного часа | Информа-ционный час (дата, время проведения, тема, вид, в т. ч. зачётного) | Отметка о посещении (взаимопосе-щении) или проведении информа- ционного часа |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. 5. | |||||
6. |
Примечание – Графа «Отметка о выполнении» заполняется студентом вариативно: посетил(а) у классного руководителя; посетил(а) у студента группы; участвовал(а) в подготовке (проведении); подготовил(а) и провел(а) самостоятельно.
ЗАДАНИЕ 7. Самостоятельное проектирование студентом и проведение воспитательных, в том числе и зачётных, часов (ВМ, КТД или игры).
Цели:
– овладение опытом проектирования сценария воспитательного часа в форме ВМ, КТД или игры;
– вовлечение учащихся класса в процесс подготовки, проведения и рефлексии воспитательного часа;
– применение в процессе проектирования Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (2015) и Программы воспитания детей и учащихся в Беларуси, а также других нормативных и методических материалов по воспитательной работе.
Примечание – Сценарии проводимых зачётных воспитательных часов преодставляются студентами руководителям практики в школе и от кафедры педагогики к рассмотрению и утверждению не позднее 3 дней до начала их проведения в классе.