Профильное обучение. Проблемы профессиональной ориентации школьников.
Беседина В.М.
рофильное обучение является одним из ключевых направлений модернизации системы школьного образования и предполагает реализацию обновленной модели российской школы старшей ступени, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика одновременно создавала условия для самоопределения личности, обеспечив её социализацию. Введение профильного обучения в старших классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа №42 г. Белгорода» было воспринято коллективом как одна из важнейших инноваций в школе. Индивидуальные особенности, интересы и склонности человека имеют доминирующее значение для успешности в построении профессиональной карьеры. Педагогический коллектив школы начал свою деятельность с разработки программы проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению учащихся.
Поистине актуальными стали для того времени мудрые слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». В школе целенаправленно возобновлена профессиональная ориентация. Это направление работы проводится с целью создания условий для осознанного профессионального самоопределения учащихся, посредством популяризации и распространения знаний в области профессий, строится на основе личностного восприятия мира профессий, приближенного к кругу профессий родителей, знакомых, профессиональной карты города. Для решения задач используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся:
· 1 – 2 классы «Профессии наших родителей» (рассказ о профессии, экскурсии, беседы о труде);
· 3 – 4 классы «Мир профессий» (составление каталога профессий, классные часы – встречи, экскурсии на предприятия);
· 5 – 6 классы «Кем я хочу быть?» (анкетирование учащихся, психологическое тестирование с целью оказания помощи учащимся в осознании своих интересов);
· 7 классы «Каким я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?» (тестирование, психологические тренинги с целью оказания помощи учащимся в осознании своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий).
Кроме того, ежегодно проводится общешкольная акция «Профориентационная сессия», включающая следующие мероприятия:
Ø конкурс рисунков «Профессия моих родителей» (2, 3, 4 классы);
Ø конкурс творческих работ «Интересная профессия», «История возникновения профессии»(5 – 6 классы);
Ø конкурс газет «Калейдоскоп профессий» (7 – 8 классы).
Профессиональная ориентация важна и актуальна для всех учащихся школы, стоящих перед проблемой выбора в 8 – 9-х классах. Только для одних это будет выбор профиля обучения в старшей школе, для других - выбор учебного заведения, где они смогут получить специальность.
Подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирование будущей профессиональной деятельности – основная задача предпрофильной подготовки в 8 – 9 классах. Переход на профильное обучение в старшей школе предусматривает изменение системы работы в основной школе, так как от правильного выбора профиля обучения зависит профессиональное будущее старшеклассников.
Основные задачи предпрофильной подготовки:
ü изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения: профиля или других вариантов обучения; образовательных учреждений;
ü конкретизация запросов учащихся в выборе профиля обучения, в содержании послешкольного образования и будущей профессиональной деятельности;
ü расширение сфер познания, углубленное (расширенное) изучение отдельных предметов в рамках выбранного профиля.
С целью оценки уровня профессионального самоопределения учащихся проводится диагностика по направлениям:
Ø диагностика способностей и склонностей для выработки рекомендаций по формированию профильных классов;
Ø диагностика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности;
Ø индивидуальные и групповые консультации по итогам диагностики.
Диагностика позволяет педагогическому коллективу решить следующие задачи:
· выявить сферу интересов обучающихся, мотивы выбора будущей профессии, общие и специальные способности ученика;
· определить сформированность образа будущей профессии;
· разработать план профессионального становления учащихся.
Для решения поставленных задач мы используем следующие методики: «Анкета – оптанта» (позволяет установить интересы, склонности, предпочтения учащихся при выборе будущей профессии), анкета «Ваша будущая профессия» (направлена на выявление сформированности дальнейшего плана профессионального становления и определения наиболее предпочитаемых условий будущей работы), дифференциально-диагностический опросник Климова (предназначен для выявления склонности, предрасположенности человека к определенным типам профессий в различных сферах деятельности).
Учебный план МОУ «СОШ №42 г. Белгорода» позволяет расширить сферу познания обучающихся. Для расширения познавательных интересов, формирования практических умений и навыков, необходимых в учебной деятельности, за счет часов школьного компонента введены учебный курс по выбору «Русская словесность» (по программе Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности в 5 – 9 классах») в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х классах. Изучение словесности позволяет развить творческие способности учащихся, сформировать у них осмысленное, бережное отношение к языку. Курс «Русская словесность» позволяет изучить все виды словесного творчества русского народа. Учащиеся знакомятся с произведениями художественной литературы, публицистики, изучают документы и научные материалы, учатся понимать славянские обычаи, обряды и традиции. Курс «Русская словесность» позволяет расширить знания о языке, глубже осознать ранее изученное, развить интерес школьников к русскому языку как учебному предмету.
В классах, где продолжается обучение с использованием элементов развивающего обучения Л.В.Занкова, с целью соблюдения принципа преемственности, развития познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла введено раннее изучение химии с 5 по 7 класс за счет часов школьного компонента (1 час по программе Гуревича А.Г. «Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы») и 1 час физики в 5-м классе за счет часов школьного компонента. Раннее изучение физики (5 класс за счет часов школьного компонента) позволяет изучать предмет в 7, 8, 9 классах углубленно (2 часа) по программе Разумовского В.Г., Орлова В.А., учебник Пинского А.А. «Физика. Астрономия. 7 класс», «Физика. Астрономия. 8 класс».
За определенное время в школе сложилась система образовательного рейтинга выпускника основной школы с учетом портфолио. Важным нововведением становится совершенствование оценки качества образования – новая форма итоговой аттестации выпускников основной школы внешними экзаменационными комиссиями, а также использование ресурса «портфолио» для зачисления в профильные классы.
Успешное решение проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе зависит не от каких-то частичных, фрагментарных и односторонних нововведений, а от перестройки всей системы школьного образования, от возможности его гуманитаризации. Гуманитаризация образования предполагает построение такой образовательной системы, которая обеспечивает так называемый «прирост качеств Человека».
Стоит также подчеркнуть, что мы живем в эпоху, когда человек должен иметь высокий уровень естественно-научного образования. Эффективная физико-математическая подготовка – требование времени и высокообразованного общества, где труд приобретает все более интеллектуальные формы, ибо, по словам ректора МГУ академика В.А. Садовничего, «страна, которая хотела бы адекватно отвечать серьезнейшим вызовам времени, должна опираться в первую очередь на хорошее математическое и естественно-научное образование, иначе нет у этой страны будущего».
С целью дифференциации, индивидуализации обучения, направленного на реализацию личностно ориентированного учебного процесса, в рамках системы профориентационной работы, учитывая социальный заказ семьи, потребность общества в школе реализуется два профиля обучения: социально-гуманитарный и физико-химический. Профильное обучение на старшей ступени строится на принципах вариативности расширения рамок базисного учебного плана, углубленного изучения отдельных предметов: математика, химия (физико-химический профиль); русский язык, история России, обществознание, право (социально-гуманитарный профиль). Учитывая у отдельных учащихся несформированность профессиональных запросов, с целью снижения риска ошибочного выбора, изменения в ходе обучения профессиональных притязаний учащихся в учебном плане нашей школы остается неизменным универсальный вариант.
Организация профильного обучения в школе способствует развитию профессиональной компетентности педагогического коллектива. Освоены образовательные программы, учебно-методические комплексы углубленного изучения математики (8 – 11 классы), физики (9 – 11 классы), химии (9 – 11 классы), русского языка (10 – 11 классы), истории России, обществознания, права (10 – 11 классы). Разработаны авторские программы элективных курсов: «Основы журналистского мастерства» (учитель русского языка и литературы Бондарева Т.И.), «Решение задач повышенного уровня сложности по химии», «Решение химических задач математическими способами» (учитель химии Беляева Е.И.).
На основе сотрудничества с биолого-химическим и социально-теологическим факультетами БелГУ проведены «круглые столы», встречи учащихся с преподавателями вуза, конкурсы исследовательских работ, научными руководителями которых являются преподаватели БелГУ.
Качество знаний учащихся профильных классов по профильным предметам имеет положительную динамику (2005 – 2006 учебный год – 61,3%; 2007 – 2008 учебный год – 79,4%), увеличивается количество учащихся, выбранная специальность которых связана с профилем обучения (2006 год – 48%, 2007год – 54%, 2008 год – 61%).
Однако реализация профильного обучения имеет ряд проблем. Сегодня профильное обучение не влияет в должной мере на профессиональную ориентацию школьников. Оно сводится, главным образом, к выбору профиля при продолжении обучения в старших классах. Профориентация приносит положительные результаты в процессе самоопределения учащихся. Однако не всегда полностью решает проблему профиля обучения, так как профориентационное консультирование направлено на профессиональное самоопределение, а выбор профиля – это выбор предметной направленности. А ведь успешная социально-трудовая адаптация молодежи во многом зависит от адекватной профессиональной ориентации, умения соотносить свои желания при выборе профессии со своими возможностями и требованиями рынка труда.