Рекомендации по работе с одарёнными детьми и профессиональной ориентации школьников

Работа с одаренными обучающимися по предмету «Химия» может быть организована согласно следующим направлениям:

− подготовка и участие в предметных олимпиадах (в очной или дистанционной форме);

− подготовка и участие в проектно-исследовательской деятельности по химии (предметам естественнонаучного цикла);

− участие в работе специальных обучающих программ по предмету (летних школ, лекториев и т.д.);

− участие в «профессиональных пробах» и социальных практиках, связанных с химией.

В августе-сентябре каждого года Министерством образования и науки Российской Федерации утверждается Перечень олимпиад, конкурсов школьников на будущий учебный год с присвоением статуса мероприятию (I-III уровни). В зависимости от уровня олимпиады (конкурса) выпускнику предоставляются льготы при поступлении в вузы Российской Федерации. Рекомендуем обязательно изучать содержание данного документа.

В таблице 15 приведены некоторые олимпиады (конкурсы) с кратким описанием, зарекомендовавшие себя как «площадки» для успешной работы с одаренными детьми по химии [28].

Таблица 15

Олимпиады и конкурсы по направлению «Химия»

Название олимпиады (конкурса), адрес интернет-ресурса Краткое описание (организаторы, полезные ресурсы) Уровень
Олимпиада школьников «Ломоносов» http://olymp.msu.ru/ ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова», Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Примеры заданий (решения) можно скачать по ссылке http://olymp.msu.ru/pluginfile.php/123764/mod_page/content/2/chemistry2015.PDF I
Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее» http://www.nanometer.ru/ ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова». С примерами заданий (решений) можно познакомиться по ссылке http://www.nanometer.ru/2013/12/10/13866830422052.html I
Всесибирская открытая олимпиада школьников (химия) http://sesc.nsu.ru/vsesib/ Правительство Новосибирской области, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет». Задания и решения олимпиады размещены по адресу http://sesc.nsu.ru/vsesib/chem.html I
Многопредметная олимпиада «Юные таланты» http://olymp.psu.ru/ ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский государственный университет», НИУ «Белгородский государственный университет». По ссылке можно познакомиться с заданиями и решениями олимпиады по химии разных лет http://olymp.psu.ru/disciplines/chem/home.html II
Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи – будущее науки» http://www.unn.ru/bibn/ ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», ФГБОУ ВПО «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова». С примерами заданий можно познакомиться по ссылке http://www.unn.ru/bibn/node/143 II
Межрегиональная химическая олимпиада школьников им. Академика П.Д. Саркисова http://www.muctr.ru/entrant/olimp/ ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева». Задания и решения олимпиады размещены по адресу http://www.muctr.ru/entrant/2016/olimp/answer_final.pdf II
Олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета http://olympiada.spbu.ru/ ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет». Примеры заданий отборочного и заключительного этапов: https://olympiada.spbu.ru/index.php/olimpiada-shkolnikov/khimiya II

В настоящее время существует ряд дистанционных программ обучения (курсов, семинаров), которые будут полезны при организации как самостоятельной работы обучающихся по подготовке к творческим конкурсам, так и для педагога с позиции повышения квалификации.

Центр онлайн обучения «Фоксфорд» (http://foxford.ru/chem) предлагает курсы, открытые занятия для педагогов и обучающихся: «Подготовка к ОГЭ по химии», «Подготовка к ЕГЭ по химии», «Подготовка к олимпиадам по химии (курс ведет Ерёмин В.В., профессор ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова»). Большая часть курсов является платными.

Площадка «Универсариум» (http://universarium.org/catalog) предлагает открытые массовые образовательные курсы для педагогов и обучающихся. Курсы позволяют продолжить развитие творческого потенциала, нацелены на профессиональную ориентацию, являются бесплатными и предлагают дидактические материалы.

Курсы для педагогов: «Точилка для ума», «Воспитание креативности в семье» (курсы по ТРИЗ-педагогике ведет Анатолий Гин, автор известного пособия «Приемы педагогической техники»), «Научный метод Шерлока Холмса: наблюдай, аргументируй».

Для обучающихся предлагаются следующие курсы естественнонаучной направленности: «Введение в нанотехнологии», «Космическая биология», «Химия – полезная и бесполезная» (курс ведет Ерёмин В.В., профессор ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова»), «Физика на кончике пальцев».

На портале «Лекториум» (https://www.lektorium.tv) в бесплатном доступе предлагаются следующие курсы: «Школьная химия – простая и интересная» (курс ведет Ерёмин В.В., профессор ФГБОУ ВПО «Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова»), «Неорганическая химия и экология», «Особенности подготовки к олимпиадам по химии», «Гениальность. Одаренность. Посредственность», «Подготовка и проведение школьного этапа всероссийской олимпиады» (курс проводит Центр Педагогического Мастерства г. Москва).

На портале «Нанометр» (http://www.nanometer.ru) в бесплатном доступе предлагается серия открытых лекций и мастер-классов преподавателей Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова по направлениям: «Общая и неорганическая химия», «Нанохимия», «Современные материалы и их использование». Дидактические материалы к лекциям можно скачать по ссылке http://www.nanometer.ru/2011/09/17/obshaa_i_neorganicheskaa_himia_261874.html

На сайте химического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова http://www.chem.msu.ru/rus/weldept.html размещены материалы, которые помогут педагогу организовать работу по подготовке к предметным олимпиадам, организации проектно-исследовательской деятельности школьников, а также по повышению квалификации (http://www.chem.msu.ru/rus/elibrary/welcome.html).

С 2015 года в Белгородской области реализуется региональный проект «Создание и внедрение эффективных технологий командного взаимодействия в системе «вуз – школа – дополнительное профессиональное образование», который позволяет организовать работу с одаренными обучающимися по естественнонаучным предметам и оказать методическую помощь педагогам по указанному вопросу.

Согласно приказу департамента образования от 4 апреля 2016 года №1187 «О реализации проекта «Создание и внедрение эффективных технологий командного взаимодействия в системе «вуз – школа – дополнительное профессиональное образование» в 2016/2017 учебном году запланированы предметные лектории, семинары, конкурсы для педагогов и обучающихся с использованием командных технологий (таблица 16).

Таблица 16

Мероприятия проекта «Создание и внедрение эффективных технологий командного взаимодействия в системе «вуз – школа – дополнительное профессиональное образование» в 2016/2017 учебном году

Мероприятие* Участники мероприятия Примерные сроки проведения
Областные лектории для педагогов и обучающихся по проблеме «Химия и биология XXI века» (с использованием технологий командного обучения) Учителя химии и биологии 19.09 – 23.09.2016
Организация полевого практикума для педагогов с преподавателями вузов «Мы – исследователи» (с использованием технологий командного обучения) Учителя химии 03.10 – 07.10.2016
Региональная очно-заочная олимпиада для учителей и обучающихся с использованием технологий командного обучения «Современная наука сегодня – исследуем, обучаем и учимся в команде» Учителя и обучающиеся (химия, биология, физика) 14.11 – 18.11.2016
Выездные практикоориентированные семинары на базе районов для педагогов и обучающихся по теме «Командные технологии в преподавании предметов естественнонаучного цикла или «занимательная» наука сегодня» (в том числе и профессиональная ориентация) Учителя химии, биологии и физики, обучающиеся, интересующиеся предметами естественнонаучного цикла По согласованию с представителями отделов образования (района/города)

* За дополнительной информацией по организации мероприятий и возможности участия в них можно обращаться к Раевской М.В., старшему преподавателю кафедры естественно-математического образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», e-mail: [email protected]

Раздел VII.

Использование в образовательном процессе ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья»

С 1 апреля 2014 года функционирует региональный информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья». Материалы портала доступны только зарегистрировавшемуся пользователю. Портал (http://belclass.net/) позволяет педагогу организовать работу по следующим направлениям:

− распространение актуального педагогического опыта (размещение своих электронных образовательных ресурсов и возможность обращаться к электронным материалам коллег) – рубрика «Библиотека материалов»;

− освоения работы с онлайн электронными приложениями, работа в личном кабинете по созданию электронных образовательных ресурсов – рубрика «Личный кабинет»;

− организация работы с обучающимися посредством создания онлайн проектов и дистанционных уроков – рубрики «Виртуальная лаборатория» и «Виртуальный класс».

Через портал «Сетевой класс Белогорья» осуществляется учебно-методическое сопровождение регионального проекта «Социокультурное развития подрастающего поколения через изучение родного края»: размещены электронные версии учебных пособий по курсу «Белгородоведение» и методические материалы для педагога.

В пособии для обучающихся 7-8 классов рассматриваются следующие вопросы: элемент кальций и его соединения (§29); элемент железо и его соединения (§30). Интегрированный характер (биология, экология, география, химия) носят следующие темы: экология Белгородской области и система охраны природы (§20).

В пособии для обучающихся 9-11 классов рассматриваются следующие вопросы: понятие о жёсткости воды и методах ее устранения (§23); природные ресурсы Белгородской области и проблемы их загрязнения: экологическая и химическая составляющие (§24).

В условиях реализации проекта «Социокультурное развития подрастающего поколения через изучение родного края» актуальными и востребованными для размещения на портале «Сетевой класс Белогорья» являются интегрированные электронные образовательные ресурсы по химии краеведческой направленности.

Автор-составитель:  
Старший методист центра методического обеспечения развития образования, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования и информационных технологий ОГАОУ ДПО «БелИРО»   Раевская М.В.
Согласовано:  
Заведующий кафедрой естественно-математического образования и информационных технологий ОГАОУ ДПО «БелИРО»   Корнилова Е.А.
Заведующий центром методического обеспечения развития образования ОГАОУ ДПО «БелИРО»   Шляхова И.Б.
Проректор по методической работе ОГАОУ ДПО «БелИРО»   Дубинина В.В.

Приложение 1

К инструктивно-методическому письму

«О преподавании предмета «Химия»

в образовательных организациях Белгородской области в 2016/2017 учебном году»

Источники информации

(нормативные документы, методические пособия, интернет-ресурсы)

1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 23 июня 2015 года) [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/7378 (дата обращения: 20.05.2016).

2. Приказ департамента образования Белгородской области от 12 апреля 2013 года №784 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, реализующих ООП в рамках ФГОС ООО по степени готовности с 01 сентября 2013 года» [Электронный ресурс]// Департамент образования Белгородской области [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://www.beluno.ru/doc/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D0%BE%D1%82%2012%20%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F%202013%20%D0%B3.%20%E2%84%96%20784.pdf (дата обращения: 13.05.2016).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02 марта 2016 года) [Электронный ресурс]//Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/zakon-rf-ob-obrazovanii-v-rossijskoj-federacii (дата обращения: 03.06.2016).

4. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4136/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C (дата обращения: 10.05.2016).

5. Перечень нормативных документов, касающихся организации учебно-методического обеспечения в образовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B?keywords=186 (дата обращения: 10.05.2016).

6. Приказ департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23 апреля 2012 № 1380 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс]// Департамент образования Белгородской области [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://www.beluno.ru/doc/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%E2%84%96%201380.pdf (дата обращения: 18.05.2016).

7. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 8 декабря 2014 года №1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №1047» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4983 (дата обращения: 29.05.2016).

8. Химия. 10 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Углубленный уровень. 10 класс [Текст]: учебное пособие / Габриелян О.С., Л.И. Асанова. – М. Дрофа, 2016. – 125 с.

9. Химия. 11 класс. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. Углубленный уровень. 11 класс [Текст]: учебное пособие/ Габриелян О.С., Л.И. Асанова. – М. Дрофа, 2016. – 128 с.

10. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников». [Электронный ресурс]// Гарант.ru – информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70549806/ (дата обращения: 06.05.2016).

11. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. №729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями от 16.01.2012) [Электронный ресурс]// Российская Газета [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://rg.ru/2010/01/29/perechen-dok.html (дата обращения: 06.05.2016).

12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года №81 «О внесении изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» [Электронный ресурс]// Гарант.ru – информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/678630/ (дата обращения: 29.05.2016).

13. Современная оценка образовательных достижений учащихся [Текст]: методическое пособие / науч. ред.: И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. – СПб.: КАРО, 2015. – 304 с.

14. Домбровская С.Е. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Химия». СПб.: Академия постдипломного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:file:///C:/Documents%20and%20Settings/karpuhina/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/ximiya%20(1).pdf

15. Пак, М.С. Дидактика химии [Текст]: учебник для вузов. – СПб.: ООО «ТРИО», 2014. – 421 с.

16. Лукьянова, М. И.Современный урок и требования ФГОС [Текст] / Лукьянова М. И.// Народное образование. − 2012. − № 8. − С. 212-219.

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjJlL-NopPNAhVIKywKHSVmDUsQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fxn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai%2F%25D0%25B4rjt

18. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4761 (дата обращения: 20.05.2016).

19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 20.05.2016).

20. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19 апреля 2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114990/

21. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwjlpKu_p5PNAhVMiywKHX8OA4IQFggcMAA&url=http%3A%2F%2Fxn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai%2F%25D0%25Brjt (дата обращения: 20.05.2016).

22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]// Реестр примерных основных общеобразовательных программ – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (дата обращения: 20.05.2016).

23. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 года №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс – Режим доступа: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/01_001_ps.pdf (дата обращения: 20.05.2016).

24. Приказ департамента образования Белгородской области от 28 марта 2013 года № 576 «Исчерпывающему перечню отчетов и информаций, представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области» [Электронный ресурс]// Департамент образования Белгородской области [Офиц. сайт]. –http://www.beluno.ru/documentation/current-documents.html (дата обращения: 20.05.2016).

25. Письмо департамента образования Белгородской области от 11.02.2014 № 9-06/789 «Об основных образовательных программах общего образования» [Электронный ресурс]// Департамент образования Белгородской области [Офиц. сайт]. –http://www.beluno.ru/documentation/current-documents.html (дата обращения: 20.05.2016).

26. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897» [Электронный ресурс]// Министерство юстиции Российской Федерации [Офиц. сайт]. – http://minjust.consultant.ru/documents/18068 (дата обращения: 20.05.2016).

27. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/8035 (дата обращения: 01.06.2016).

28. Приказ Минобрнауки России от 28.08.2015 №901 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2015/16 учебный год» [Электронный ресурс]// Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. – Режим доступа: file:///C:/Documents%20and%20Settings/karpuhina/%D0%9C%D0%BE%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/Downloads/0001201509110016.pdf (дата обращения: 17.05.2016).

Наши рекомендации