Профильное обучение: каким оно должно быть?

Подставкина С. А.,

Соколов П. В.

Профильное образование является одним из ключевых направлений модернизации системы российского образования и предполагает реализацию обновления старшей ступени общего образования, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса и ставит следующие цели:

· создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников;

· обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов;

· установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными образовательными потребностями.

Проблемы профильного обучения сегодня все больше занимают не только руководителей, но и педагогов школы. Еще более важная и спорная проблема – профилизация школы. Что мы действительно хотим получить от введения профильного обучения? Будет ли такое обучение оправданным? Такие вопросы вставали и перед нами, когда мы решили принять участие в эксперименте по формированию экономико – математического образования обучающихся. Мы понимали, что наших старшеклассников необходимо обеспечить непросто набором предметов и знаний какого – либо направления, главное, не лишить их целостного, полного образования. Ведь нельзя не согласиться, что при неумелом подходе к профильному обучению образование наших детей может оказаться однобоким, неполным. Не секрет, что наши выпускники не всегда сознательно делают выбор профиля: за компанию с друзьями, под влиянием родителей, из-за нежелания менять школу. А затем поступали в вузы не по тому профилю, который изучали. В итоге при выборе профиля перед педагогами и администрацией школы встала задача: как выстроить предпрофильную подготовку и какой профиль выбрать? Как организовать свою деятельность, чтобы не вызвать неудовлетворенность полученным образованием у наших выпускников? И самое главное, какое образование будет более востребованным в современном обществе?

В соответствии с решением исполнительного комитета Свердловского районного Совета народных депутатов города Белгорода от 24 июля 1991 года с сентября 1991 года на базе средней школы №9 в порядке эксперимента открыта экономико-математическая школа №9 г. Белгорода.

Школа стала осуществлять общеобразовательную подготовку и профессиональную ориентацию учащихся на основе индивидуальных учебных планов и программ. Подготовка учащихся по профильным дисциплинам осуществлялась путем более углубленного изучения предметов физико-математического и экономического циклов, освоения специальных курсов предметов, раннего изучения иностранных языков и основ программирования, на занятиях в кружках, клубах, на факультативах, при прохождении практикумов в учебных лабораториях вузов.

С сентября 1996 года совместно с Московским международным университетом бизнеса и информационных технологий в школе открыты бизнес–классы для учащихся, сориентированных на дальнейшее обучение в университете.

Получив статус гимназии в 1995 году, школа не перешла в режим функционирования, а вступила в новый этап развития.

«Мы стоим на верном пути,

мы стоим на верном пути,

мы стоим – а надо идти».

В 1996 году в гимназии начат эксперимент по формированию экономической культуры учащихся и построению целостной системы экономического обучения и воспитания. Реализация данного эксперимента позволила разработать содержание экономического образования и внедрить учебные программы по экономике для различных возрастных групп в соответствии с содержательными линиями экономического образования; обеспечить экономическое образование необходимым учебным методическим и дидактическим материалом.

Но для педагогического коллектива, очевидно, что в образовании требуется осуществить переход "от человека знающего - к человеку умеющему". Это приводит к необходимости смены образовательной парадигмы. Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, преобразования общества и общественных отношений, транслирующем образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с природой. Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои личностные индивидуальные запросы, решать проблемы общества. "Развивая себя - развиваешь общество" - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе "ситуацию успеха" в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового социального заказа, ведутся в разных направлениях. Одним из них является и поисковая деятельность педагогического коллектива лицея.

Одним из способов достижения желаемых результатов является введение профильного обучения. Однако достаточно жёсткие варианты профильных учебных планов с определённым набором предметов не дают возможности создать условия для полной самореализации учащихся. Данные проведённого социологического опроса показали, что далеко не всех обучающихся лицея удовлетворяют возможности обычного профильного обучения. Многие лицеисты хотели бы на профильном уровне изучать такой набор предметов, который не предусматривает ни один из профилей.

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. При существующей ныне системе образования ученики старших классов испытывают перегрузки, т.к. они вынуждены уделять внимание всем преподаваемым предметам. Это является одним из факторов ухудшения здоровья старшеклассников. Достаточно сказать, что только 7,2% городских подростков имеют первую группу здоровья. Введение профильного обучения позволяет снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся старшей школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями и даст учащимся возможность более эффективно готовиться к получению профессионального образования.

Данные анкетирования учащихся 9-11 классов городских школ нашей сетевой территории (средние общеобразовательные школы №№ 4, 19) показывают, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые понадобятся для получения профессионального образования. 61 % родителей считает, что для получения дальнейшего образования недостаточно общеобразовательного уровня. Таким образом, профилизация обучения в старших классах требует изменения структуры образовательной подготовки.

Важным моментом организации работы лицея как базового (опорного) образовательного учреждения является осознанное представление места профильного образования на рынке образовательных услуг. По результатам исследования городского рынка труда, в наибольшей степени на предприятиях востребованы инженеры – технологи, строители, механики. Однако для учащихся 9-11 классов школ города наиболее привлекательными являются специальности экономиста, юриста, программиста.

С другой стороны, спрос на действительно грамотных специалистов в области менеджмента, бухучета и аудита все равно остается неудовлетворен. То есть на рынке города Белгорода сложилась двойственная ситуация, которую можно охарактеризовать афористично: «Дипломированных специалистов много, но квалифицированных, по-прежнему, не хватает».

В нашем динамическом мире каждому человеку необходимо уметь работать с компьютером, знать «азы» экономики, а значит легко адаптироваться во «взрослой» жизни. При этом, какое бы образование не захотел получить ребенок после окончания школы, знания и умения, полученные в школе, ему всегда пригодятся. Значит, мы можем сказать, что нами выбрано правильное направление. Хотя как и любой школе нам есть над чем еще работать…

Наши рекомендации