V. рекомендации по работе с одаренными детьми и профессиональной ориентации школьников

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (статья 77. «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности» п. 2) в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и/или творческие конкурсы, физкультурные мероприятия (далее конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятием физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1, ст. 77. п. 3].

С целью предоставления возможности каждому обучающемуся развить свои индивидуальные возможности и способности, формирования интереса к научной деятельности, создания необходимых условий для выявления одаренных детей в Белгородской области ежегодно проводятся районные (городские) и областные олимпиады и конкурсы по литературе.

Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются специальные денежные поощрения в виде премий Губернатора Белгородской области.

Исходя из вышеуказанного, очевидно, что у учителей литературы имеется возможность выявления и поддержки одаренных детей.

Вместе с тем остается открытым вопрос поиска оптимальных форм подготовки одаренных детей к олимпиадам и конкурсам.

С началом введения в практику работы новых образовательных стандартов общего образования изменились подходы к работе с одаренными детьми, акцент сместился в сторону деятельностного аспекта. Ребенок должен быть творцом, мыслителем, уметь анализировать свою деятельность, проектировать цели, ставить задачи, выбирать способы их решения. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо вместо разового одномоментного отбора таких детей вести системный поиск в процессе обучения, в том числе используя возможности дополнительного образования. Также необходимо учитывать особенности конкретных проявлений одаренности, чтобы помочь ребенку раскрыть свои способности и достичь успеха, правильно выбрав для него варианты участия в конкурсах, олимпиадах или конференциях. В этом случае учителю литературы понадобится помощь педагога-психолога, с которым должна быть построена системная совместная работа.

Помимо этого в каждом образовательном учреждении должны систематически работать кружки и факультативы, важной функцией которых является индивидуальная работа со школьниками, а также подготовка их к олимпиадам и конкурсам. Данные формы работы с одаренными детьми как нельзя более отвечают поставленной цели раскрытия личности ребенка посредством литературы. Филологические кружки, студии, литературные салоны в школе могут стать катализатором развития интереса к науке, а также скрытой формой профориентации.

Целесообразно при планировании работы с одаренными детьми уделять внимание связям с другими науками, особенно с русским языком, историей, музыкой, изобразительным искусством польку практически все олимпиады и конкурсы предполагают не только умение анализировать текст, зная историю его создания, но и наличие заданий на знание широкого историко-культурологического контекста. Для расширения кругозора, общей эрудиции, развития творческих способностей одаренных детей уместно предлагать им интегрированные исследования, проекты, где нужно привлекать ресурсы, знания, понимание указанных наук и связей их с литературой.

В условиях реализации ФГОС целесообразно работать в сотрудничестве с учителями начальных классов и выявлять имеющих склонность к филологической науке детей уже на этом уровне образования. Необходимо включать их в различные объединения, привлекать к участию в конференциях, конкурсах и других мероприятиях на уровне школы, тем самым увлекая их наукой.

Нельзя не отметить важную роль проектно-исследовательской деятельности. Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к обучающимся. Выполнение исследовательской работы школьниками становится неотъемлемой частью работы учителей с учетом Федерального государственного образовательного стандарта. Существует множество конкурсов и конференций в регионе и за его пределами, где можно ребенку проявить свои незаурядные способности: «Открытие», «Меня оценят в 21 веке», «Первые шаги в науку», «Наука. Творчество. Развитие», «Шаг в будущее» «Мой край родной», «Слава Победы 2016», «Мой защитник»,
"Огни России", «Осенняя пора», «Живая классика» и другие.

Наши рекомендации