Профильное обучение на старшей ступени

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает перестройку учебно-воспитательного процесса с возможностью разнообразных комбинаций учебных предметов, с использованием эффективных образовательных технологий и гибкой системы управления Учебный план профильной школы включает в себя сле­дующие типы учебных предметов: базовые общеобразователь­ные, профильные и элективные.

Базовые общеобразовательные предметыявляются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Это: математика, история, русский и ино­странные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математичес­ко­го, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономическо­го и иных возможных профилей).

Профильные общеобразовательные предметы –пред­меты повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обу­чения. Пример: физика, химия, биология – про­фильные предметы в естественнонаучном профи­ле; литература, русский и иностранные языки – в гуманитарном профиле и т.д.

Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших дан­ный профиль обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Элективные курсы –обязательные для по­сещения курсы учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступе­ни школы. Они служат для внутрипрофильной специализации обучения и для постро­ения индивидуальных образовательных траек­торий. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана могут выполнять три основные функции:

– дополнение содержания профильного курса, т.е. профильный курс получает поддержку, становится углубленным;

– развитие содержания одного из базовых курсов, что по­зволяет получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне;

– удовлетворение познавательных интересов учащихся в об­ластях, выходящих за рамки профиля, например, в информатике, в экологии или в области искусства. Дру­гие элективные

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом кур­сов, которые обязан выбрать учащийся. По элек­тивным курсам единый государственный экзамен не проводится.

Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных, общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50 : 30 : 20.

Предпрофильное обучение (подготовка)

Предпрофильная подготовка представляет собой систе­му педагогической, психологической, информационной и организаци­онной поддержки учащихся основной школы, содействующей их само­определению по завершению основного общего образования.

К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация уча­щихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обуче­ния в старшей школе, направлений для продолжения обучения в систе­ме начального или среднего профессионального образования.

Курсы по выбору. Основное содер­жание предпрофильной подготовки учащихся составляют курсы по выбору (элективные). Их основная функция – профориентационная. В этой связи чис­ло таких курсов должно быть достаточное количество, они должны носить вариативный характер, быть краткосрочными и оригиналь­ными по содержанию, представлять своего рода учебные модули.

Курсы по выбору могут иметь предметно-ориентиро­ван­ный, межпредметный и надпредметный характер.

Содержание курсов по выбору должно быть не только оригинальным, а, прежде всего, ориентированным на формирование инте­реса и положительной внутренней мотивации у учащихся к освоению того или иного профиля обучения; включать не только информацию, расширяющую знания по традиционным учебным предметам, но и знакомить ученика со способа­ми деятельности, с примитивными профессио­нальными навыками.

Предметно-ориентированные курсыявля­ются пропедевтическими по отношению к про­фильным курсам повышенного уровня. Они помогают обосновать выбор учеником профи­ля, установить его возможности в режиме обу­чения на повышенном уровне профильной школы.

Задачами этих курсов являются:

• создание условий для реализации интере­са учащегося к избранному предмету;

• определение готовности и способности уче­ника к освоению избранного им предмета на по­вышенном уровне;

• подготовка учащегося к экзаменам по вы­бору.

Межпредметные (профориентационные) курсыдол­жны исполнять роль ознакомитель­­ных. Они вводят ученика в мир современных про­фессий.

Задачами курсов данного вида являются:

• создание базы для профильной и профес­сиональной ориентации учащихся;

• обеспечение внутрипрофильной специали­зации.

Рекомендуемая продолжительность курса – от 3-х недель, месяца до одной четверти.

Надпредметные курсы призваны:

• организовать пробы выбора учеником различных курсов;

• организовать участие ребят в проектной деятельности по выбранному профилю;

• уточнить готовность к освоению выбранного профиля.

Кур­сы по выбору (элективные) разрабатываются в научно-методических центрах, а также самими педагогами, методистами, причём в некоторых экспериментальных регионах уже созданы десятки самых разнообразных элективных курсов.

Наши рекомендации