Вопрос 6. Проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов.

На современном этапе развития образования признание значимости личностных образовательных ценностей привело к созданию российской вариативной образовательной системы с различными типами и видами школ. В связи с этим появилась необходимость в создании образовательных программ. В статье 9 закона РФ «Об образовании» под образовательной программой понимается «нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения». Данное определение закрепило право по разработке и утверждению собственной модели организации обучения в образовательном учреждении.

При проектировании образовательных программ необходимо учитывать следующие моменты:

Ø Основу содержания программы должно составлять описание совокупности практик деятельности, овладение которыми осуществляется посредством ЗУНов, методов мышления, средствами деятельности.

Ø Содержание программы не должно представлять собой лишь хорошо структурированную по законам логики научную информацию, ее задачей является обеспечение становления и развития разных форм мышления как равноценных значимых для личности каждого ученика.

Ø Образовательная программа по своему содержанию не должна представлять набор социокультурных образцов в виде изложения понятий, законов, правил, приемов, логических операций. Ее основное содержание должно позволить ученику пользоваться разнообразными приемами проработки заданного материала, выбирать те приемы, которые личностно значимы.

При проектировании важно учитывать содержание субъектного опыта учащихся, как опыта их жизнедеятельности, опыта уникального и неповторимого [58].

Педагогическое проектирование обуславливает следующие стороны образовательного процесса: предметную (что вводится? предметное содержание, объем изучаемого материала); процессуальную (как вводится? предметные технологии, формы, методы, средства обучения); технологическую (почему так вводится? обоснование соответствия целей, содержания, форм, методов возможностям и потребностям ученика); и диагностическую (какие изменения вводятся? система мер по педагогической поддержке ученика и коррекция его учебных действий). Данные стороны образовательного процесса определяют компоненты образовательной программы.

При проектировании программ исходным пунктом является диагностическая формулировка целей обучения. Диагностичность является ключевым требованием при проектировании и означает «вполне определенное, однозначное описание целей, способов их выявления, измерении и оценки» [8, с 46]. Характерологическими особенностями проявления диагностического целеполагания являются корректно измеримые представления, понятия, операции, действия учащихся как ожидаемые результаты обучения.

Следующим моментом проектирования является структурирование учебного материала, характеризующееся системой практических и познавательных задач и способов их решения, описанием жесткой последовательности, логики определенных этапов усвоения темы и указанием способов взаимодействия участников педагогического процесса на каждом этапе.

Проектирование образовательных программ осуществляется поэтапно.

На концептуальном этапепроектировщиком устанавливается наличие программ по данному учебному курсу. Найденные программы анализируются с точки зрения того, что не устраивает педагога в них, какие трудности могут возникнуть при работе с программой, устанавливаются причины трудностей и формулируется проблема. Затем описывается авторская идея (замысел) новой программы. Формулируются ожидаемые результаты при работе с программой.

На проектном этапепедагог разрабатывает нескольких вариантов программ. При подготовке программ необходимо ответить на вопросы.

По блоку «Введение» проектировщик должен задать себе такие вопросы:

1. Для какого возрастного периода составлена программа?

2. Кому адресована программа?

3. Чем обусловлена необходимость создания данной программы?

4. Какое место занимает данный курс в системе обучения и воспитания в ОУ?

5. Какая основная идея отличает программу от других (каков авторский замысел)?

6. Что нового привносят разработчики (новые цели, новое содержание, новые методы обучения, новый способ структурирования материала и др.)?

7. Что и как изменится в связи с введением программы?

По блоку «Содержание программы» следующие вопросы:

1. Каковы цели и назначение программы (на развитие каких личностных качеств, способностей детей сориентирована программа? Какие типы деятельности усваиваются детьми (коммуникативный, рефлексивный, репродуктивный, творческий, поисковый и др.)? Какие типовые учебные задачи осваиваются с помощью данного курса?)

2. Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие учебные единицы) включены в программу?

По блоку «Модель образовательного процесса» такие вопросы как:

1. Каковы особенности организации образовательного процесса?

2. Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы разумно применять для достижения поставленных целей и др.)?

3.Каковы особенности деятельности детей (как и за счет чего будет повышаться мотивация учения; в какой последовательности и почему именно так будет осуществляться деятельность детей и др.)?

4. По каким критериям оцениваются промежуточные и итоговые результаты?

По блоку «Методическое обеспечение» вопросы:

1. Какая учебная литература для учащихся обеспечивает программу?

2. Какие дидактические и методические материалы обеспечивают разрабатываемый курс?

3. Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность детей по разработанной программе (комплекты заданий, вопросов, задач и др.)?

4. Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт и др.)?

После того, как составлены различные варианты программы выбирается оптимальный вариант.

На аналитико-диагностическом этапепроисходитэкспериментальная проверка эффективности использования программы, которая осуществляется в два этапа. Первый этап – теоретический, посвящен анализу содержания программы с точки зрения полноты охвата всех аспектов предлагаемой для изучения теории, обеспечивающих достижение поставленной цели. В основном он осуществится педагогом-проектировщиком самостоятельно. Второй этап – практический, осуществляется с обязательной экспертизой в условиях естественного образовательного процесса.

Полученные в ходе эксперимента сведения об эффективности функционирования разработанного проекта программы обобщаются педагогом-проектировщиком с том, чтобы осуществить его коррекцию в соответствии с зафиксированными требованиями.

Конечное представление образовательной авторской программы осуществляется в соответствии со схемой:

1. Вводная часть

· Наименование программы.

· Автор, авторский коллектив.

· Тип программы (по включенности в состав федерального, национально-регионального или школьного компонента).

· Границы применимости (тип образовательного учреждения, возраст обучаемых и др.).

2. Общие положения

· Актуальность учебного предмета в современных условиях.

· Цели и задачи учебной дисциплины.

· Специфика содержания программы.

· Формы и методы реализации практического компонента учебного предмета.

· Рекомендации по формам контроля и организации самостоятельной работы.

3. Содержание программы

· Учебно-тематический план

· Краткое содержание учебного предмета.

· Самостоятельная работа учащихся: темы контрольных работ.

· Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

· Учебно-методическое обеспечение программы: дидактическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета, основная литература, дополнительная литература.

4. Приложения

Таким образом, в результате выполнения педагогом-проектировщиком описанных действий создается проект образовательной программы, направленный на решение проблемы качественной подготовки учащихся.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть определен как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, действующая на некотором фиксированном этапе обучения, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Основная задача педагога - предложить учащемуся спектр воз­можностей и помочь ему сделать выбор. Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

· особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его роди­телей в достижении необходимого образовательного результата;

· профессионализмом педагогического коллектива;

· возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

· возможностями материально-технической базы школы.

Маршрут раскрывает три структуры.

1. Временная структура включает:

1) установленный отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением (например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс);

2) фиксированный общий срок выполнения (совпадающий с выбранным отрезком обучения, либо нет, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни, например, участие в соревнованиях, и т.п.);

3) временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.

2. Содержательная структура основана на выборе учебных модулей, включаемых в образовательный маршрут, и отражает:

1) обязательные модули, предполагающие учебные занятия, входящие в инвариантную часть образования;

2) модули по выбору ученика, входящие в обязательную для выполнения часть индивидуального образовательного маршрута;

3) факультативные модули.

3. Контролирующая структура отражает контрольные точки соприкосновения ученика со школой и включает:

1) текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.;

2) отчетность по выполнению учебных модулей;

3) итоговую аттестацию достижений.

Проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов образовательного учреждения, планируется и осуществляется силами педагогического коллектива рассматриваемого образовательного учреждения и должно обеспечить выполнение установленных требований к этим документам.

Наши рекомендации