Вопрос 2. Проектирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития на основе изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач – к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам.

Индивидуальный образовательный маршрут– целенаправленно дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут, с одной стороны, является продук­том совместного творчества педагога и обучающегося, а с другой - средством становления личностных достижений обучающегося. От­сюда вытекает основная задача педагога – предложить обучающемуся спектр воз­можностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: 1) особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его роди­телей в достижении необходимого образовательного результата; 2) профессионализмом педагогического коллектива; 3) возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности обучающихся; 4) возможностями материально-технической базы учреждения.

Как показывает работа образовательных учреждения (школ), эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется рядом условий, а именно:

· осознание всеми участниками педагогического процесса и, прежде всего, самим обучающимся необходимости и значимости индивидуального образова­тельного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима, уровня образования;

· осуществление целенаправленной деятельности по формированию у обучающихся устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута;

· осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся и информационная поддержка процесса разработками индивидуального образовательного маршрута;

· включение обучающихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (как субъектов выбора пути получения образования и как заказчиков образования);

· организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образо­вательного маршрута.

Средствами реализации названных условий могут быть специально организованные занятия или консультации для обучающихся по самопознанию, обу­чению методам выбора и способам разработки индивидуального образователь­ного маршрута. В ходе этих занятий (консультаций) необходимо довести до обучающихся (их родителей или законных представителей) следующую информацию: предельно допустимые нормы учебной нагрузки; учебный план образовательного учреждения: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть, предметы регионального компонента и предметы компонента образовательного учреждения (по ФГОС: инвариант и вариатив); особенности изучения тех или иных учебных предметов; варианты расчета учебной нагрузки; возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут; правила оформления индивидуального образовательного маршрута.

Логическая структура проектирования индивидуального образовательного маршрута может быть представлена тремя этапами:

Этап самоопределения включает в себя определение образовательной целей (индивидуальный выбор цели образования), прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели. Задача педагога: включение обучающегося в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиями профильного обучения), определения сферы деятельности, раскрывающей его интерес. Результат: самоопределение обучающегося в образовательном процессе (установлен исходный уровень, определены вектор движения и уровень личных достижений, который правильнее было обозначить как притязания).

Этап построениявключает себя определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения тех или иных учебных предметов, планирование собственных действий по реализации цели, разработка критериев и средств оценки полученных результатов (собственных достижений). Функция педагога оказание помощи обучающемуся через конкретизацию целей и задач, предложение средств их реализации. Результат: программа конкретных действий по реализации замысла (индивидуальный маршрут).

Этап оформления предполагает фиксацию замыслов в определенном документе (индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная программа). В программе фиксируются временные параметры: отрезок времени (например, 3 четверть 10 класса); срок выполнения (месяц; 2 четверти); график с указанием контрольных точек. Содержательные: обязательные модули и модули по выбору, факультативные. Контролирующие: текущий контроль (выдача заданий, встреча с тьютором), отчетность и итоговая аттестация. Возможность корректировки. И реа­лизация индивидуального образовательного маршрута.

В зависимости от возраста обучающегося будут меняться его активность и содержательно-организационная компонента процесса проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуально-образовательная траектория адекватна личностно-ориенти-рованному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности:

1. Она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа;

2. В стадии разработки индивидуальной образовательной траектории ученик выступает: 1) как субъект выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением; 2) как «неформальный заказчик», «предъявляя» (при стартовом диагностировании), проектирующему для него образовательную программу - индивидуальную траекторию, свои образовательные потребности, познавательные и иные индивидуальные особенности;

3. На стадии реализации учащийся выступает как субъект осуществления образования.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание; углубленное или энциклопедическое изучение; выборочное или расширенное усвоение темы.

Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого предоставляются школьникам многообразные учебные задания (по степени сложности и способу выполнения), чтобы они имели возможность выбора, а, следовательно, самоопределения. Они определяют наиболее интересное и легкое для них задание, отбирают самое трудное и тяжелое задание, определяют с помощью кого из окружающих его людей ему будет легче выполнить задание, а также выбрать необходимые материалы, ТСО, справочники, книги, таблицы. Выбирают из групп заданий: репродуктивного, проблемного, творческого характера.

Индивидуально-личностные маршруты воспитания школьников– персональная программа развития и реализации личностного потенциала ребенка. Основными характеристиками понятия «маршрут» полагаем следующие: имеет цель, элективен, предполагает нормативную степень содержания трудности, прокладывается (определяется) заранее, описан в специальном документе, обладает признаками процесса – движение от начала к конечной цели, имеет необходимое обеспечение.

Раскроем этапы проектирования индивидуально-личностных маршрутов воспитания школьников.

1 этап.Школьник при руководстве классного руководителя, учителя, психолога, родителей на основе наблюдения и самонаблюдения, анализа и самоанализа, оценки и самооценки выявляет достижения и проблемы в воспитании (ценностные ориентации, сформированность личностно и социально значимых качеств личности, ключевых компетенций и др.), что актуализирует осуществление воспитания. Ведется подготовительная работа, где в концентре программ «Познай себя» (Г.К.Селевко и др.) школьники узнают свои индивидуально-личностные особенности. Результаты фиксируются ими в портфолио в разделе «Воспитание» и классными руководителями в социально-психолого-педагогической сопроводительной карте «Воспитание школьника».

2 этап.В серии индивидуальных и/или микрогрупповых бесед классный руководитель (учитель, психолог) и школьник, его родители совмещают представления, обсуждают возможности и перспективы воспитания в индивидуально-личностных маршрутах, зависящие от индивидуальности и условий их жизни, опыта и деятельности.

3 этап.Школьник с помощью педагогов разрабатывает (в зависимости от того, какие компетенции им уже освоены и сформированы личностно и социально значимые качества личности) персональную программу воспитания. Для этого классный руководитель (учитель, психолог), родители и школьник определяют, согласовывают, фиксируют в технологической карте последовательность, содержание каждого этапа (шага) маршрута.

4 этап.Реализация индивидуально-личностного маршрута воспитания школьника происходит не только в здании школы, но и стенах спортивных клубов, дворцов творчества. Поэтому роль классного руководителя (учителя) как координатора действий трудно переоценить.

Школьник выполняет содержащийся в индивидуальном пакете комплекс заданий: диагностических, контрольных, развивающих необходимые компетенции и качества личности. Классные руководители, учителя помогают школьнику преодолеть внутренние психологические и внешние трудности в освоении маршрутов. С этой целью фиксируют и изучают динамику его продвижения, мотивируют и стимулируют достижение успеха, консультируют в случае возникновения проблем.

Кроме этого, разрабатываемый в настоящее время проект специального ФГОС является важным дополнением ФГОС второго поколения и определяет три уровня требований для детей: 1 уровень - цензовый, который полностью соответствует требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам ФГОС; 2 уровень - нецензовый- акцент в образовании детей на их социализацию через формирование коммуникативных действий и личностных УУД, обязательное сопровождение деятельности ребенка психологом и дефектологом; 3 уровень - индивидуальный- развитие ученика, исходя из его реальных возможностей, по индивидуальным образовательным программам вне школ школы (на дому, дистанционное обучение и т.д.)

Наши рекомендации