Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса — Додсона)
Знания: могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
Интеллект: люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
Личность: показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью, 4) нонконформизмом, 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).
Измерение — совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).
Получившееся значение называется числовым значением измеряемой величины.
Измерение физической величины опытным путём проводится с помощью различных средств измерений — мер, измерительных приборов, измерительных преобразователей, систем, установок и т. д.
Принцип измерений — физическое явление или эффект, положенное в основу измерений.
Метод измерений — приём или совокупность приёмов сравнения измеряемой физической величины с её единицей в соответствии с реализованным принципом измерений.
Характеристикой точности измерения является его погрешность
4. Характеристика структуры методологии науки: + логическая структура деятельности- субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач.
Логическая струтура деятельности (субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности, решение задач)
Субъе́кт — (лат. subjectus — лежащий внизу, находящийся в основе) - активное самосознающее начало душевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. В психологии и педагогике субъект всегда противополагается объекту.
Объе́кт (лат. objectum — предмет) — философская категория, если определять её в пределах эпистемологии, выражающая нечто, существующее в реальной действительности (то есть независимо от сознания) — предмет, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).
Ме́тод (от греч. μέθοδος — «способ») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную.
Реше́ние зада́ч — (процесс, являющийся составной частью мышления) выполнение действий или мыслительных операций, направленное на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации.
Стадии решения задачи:
Обнаружение проблемной ситуации;
Постановка задачи: выявление и более или менее строгое определение исходного (данного) — его элементов и отношений между ними — и требуемого (цели);
Нахождение решения задачи.
5. Характеристика структуры методологии науки: + временная структура деятельности.- фазы, стадии, этапы.
Этапы психологического эксперимента:
1.Первичная постановка проблемы
2.Постановка психологической гипотезы
3. Работа с научной литературой
4. Поиск определений базовых понятий
5.Составление библиографии по тематике исследования
6. Уточнение гипотезы и определение переменных
7.Определение экспериментальной гипотезы
8.Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
управлять независимой переменной;
регистрировать зависимую переменную;
9. Планирование экспериментального исследования:
Выделение дополнительных переменных
Выбор экспериментального плана
Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
10. Проведение эксперимента:
Подготовка эксперимента
Инструктирование и мотивирование испытуемых
Собственно экспериментирование
Первичная обработка данных
Составление таблиц
Преобразование формы информации
Проверка данных
11. Статистическая обработка:
Выбор методов статистической обработки
Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
Проведение статистической обработки
12. Интерпретация результатов и выводы
13. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала.
Тео́рия (греч. θεωρία, «рассмотрение, исследование») —
- система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.
- это сложное многоаспектное явление, которое включает:
обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества,
совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
Стандартный метод проверки теорий — прямая экспериментальная проверка («эксперимент — критерий истины»).
Однако часто теорию нельзя проверить прямым экспериментом (например, теорию о возникновении жизни на Земле), либо такая проверка слишком сложна или затратна (макроэкономические и социальные теории), и поэтому теории часто проверяются не прямым экспериментом, а по наличию предсказательной силы — то есть если из неё следуют неизвестные/незамеченные ранее события, и при пристальном наблюдении эти события обнаруживаются, то предсказательная сила присутствует.
Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка.
Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно.
Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.
Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.
Зако́н — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с данными.
6. Характеристика структуры методологии науки: + технология выполнения работ и решения задач- средства, методы, способы, приемы.
Техноло́гия (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.
Педагогическая технология - совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Педагогическая технология состоит из предписаний: способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО).
Основные педагогические технологии:
Традиционное обучение
Интерактивные подходы
Педагогика сотрудничества
Развивающее обучение
Игровое обучение
Проблемное обучение
Эвристическое обучение
Программированное обучение
Контекстное обучение
Активное обучение
Дидактическая эвристика
Частнопредметные технологии обучения
Авторские педагогические технологии
Эмоционально-смысловой подход
Компьютерные технологии обучения
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Учение через обучение
Конструктивное обучение (конструктивистское обучение)
Нооген (через орг.деят.игры)
Пренапедия (внутриутробная педагогика)
(Метод это- (от греч.methodos):
- это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине.
- совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Метод включает в себя:
- способы исследования феноменов,
- систематизацию,
- корректировку новых и полученных ранее знаний. )
7. Методы сбора фактического материала: понятие, классификация.
К методам сбора фактического материала относят: эмпирические (анкета, беседа, тестирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности) и экспериментальные (эксперимент) методы. Данные методы отличаются по следующим признакам:
Эмпирические методы:
Не предполагают создания специальной (экспериментальной) ситуации.
Не позволяют изучать психические явления в отдельности.
Психические явления рассматриваются комплексно и поэтому трудно выделить истинную причину данного поведения.
Экспериментальные методы:
Предполагают создание экспериментальной ситуации.
Позволяют изучать психические явления, изолировано.
Можно выявить причину наблюдаемого появления
8. Метод эксперимента: понятие, виды, этапы, достоинства и недостатки.
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе —
набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами.
Это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
Эксперимент делится на следующие этапы:
Сбор информации;
Наблюдение явления;
Анализ;
Выработка гипотезы, чтобы объяснить явление;
Разработка теории, объясняющей феномен, основанный на предположениях, в более широком плане.
Существуют виды эксперимента: лабораторный (испытуемый знает о своем участии в эксперименте). Выделяют два вида лабораторного эксперимента – аппаратурный и текстовой. Естественный (испытуемый не знает о своем участии). К нему относятся – спортивный, педагогический, политический, медицинский эксперимент.
9. Метод наблюдения: понятие, виды, достоинства и недостатки.
Наблюдение – это метод целенаправленного изучения психического явления путем восприятия поступков и действий человека в различных ситуациях.
Различают несколько классификаций метода наблюдения.
По объекту:
Монографическое (наблюдение за одним человеком);
Выборочное (наблюдение за частью);
Сплошное (наблюдение за всеми испытуемыми).
По признаку прерывности:
Непрерывное;
Дискретное (наблюдение прерывается, но через некоторое время возобновляется).
По положению наблюдателя:
Включенное (реально действующее лицо и наблюдатель);
Не включенное (постороннее наблюдение
Достоинства метода наблюдения:
А) Естественность обстановки для испытуемого;
Б) Для наблюдения доступны люди разной профессии;
В) Возможность видеть испытуемого в разных ситуациях.
Недостатки метода наблюдения:
А) Пассивность наблюдения;
Б) Подмена наблюдаемых фактов собственными впечатлениями;
В) Не повторяемость наблюдения
10. Метод тестов: понятие, виды, отличия от эксперимента.
Тест – это кратковременное испытание, которое проводят с целью измерения уровня развития психики, и имеет стандарт.
Выделяют разные виды тестов:
Тест – успешности (позволяет измерить уровень овладения знаниями и навыками) н-р т. Монра (навык устного счета);
Тест – способностей (позволяет измерить уровень развития психических свойств, обеспечивающие успех деятельности) н-р т. Айзенка (уровень развития общих способностей);
Проективный тест (позволяет измерить уровень развития личности по ее реакциям на внешний объект);
Конститутивный тест (позволяет измерить личность через придания смысла ею неоформленного материала) н-р т. Роршаха «Чернильные пятна»;
Конструктивный тест (позволяет получить информацию о личности по ее отдельным проявлениям) н-р т. «Графология»;
Интерпретационный тест (позволяет изучить личность по результатам толкования различных событий самого человека).
11. Метод беседы и метод анкетирования: понятие, требования, виды.
Беседа –это метод психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Требования к данному методу:
– необходимо наметить цель беседы,
– наметить план беседы,
– сформулировать предполагаемые вопросы,
– перед началом беседы создать обстановку доброжелательности,
– задавать больше дополняющих и уточняющих вопросов,
– в начале беседы должны идти нейтральные вопросы, а значимые в середине,
– необходимо внимательно слушать, а не писать ответы.
Анкета – это опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.
Виды анкет:
Открытые (опрашиваемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы) и закрытые (опрашиваемый из предложенных ответов выбирает наиболее подходящий).
Письменные и устные.
Анонимные (без указания фамилии, имени) и именные.
Непосредственные (информацию о себе дает непосредственно сама личность) и опосредованные (получение информации о личности от других лиц).
Количественные (ответы в анкете даются в виде числа) и качественные (ответы выражаются в виде слова).
Требования к составлению анкет:
– вопросы должны быть четкие,
– интерес к вопросам должен постепенно возрастать,
– сложность вопросов должна соответствовать уровню развития человека,
– вопросов должно быть не более 10 – 15,
– наличие взаимоконтролирующих вопросов,
– необходимо включать вопросы типа «почему»,
– в закрытых анкетах должны быть предусмотрены все варианты ответов.
12. Проблема измерения в психолого-педагогических дисциплинах: понятие, объекты измерения, показатели
Измерение — процедура приписывания чисел объектам изучения в соответствии с определенными правилами.
В качестве объектов измерения:
- «единицы» поведения,
- физиологические реакции.
Показатели – количественные и качественные характеристики действий, высказываний, физиологических реакций и.т.п.
Виды показателей:
- количественные,
- качественные.