Сила мотивации и эффективность научения. Закон Р. Йеркса-Дж.Додсона.

Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в свя­зи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и живот­ных, вплоть до введения фармакологических препаратов.

Законов фактически два. Суть первого состоит в следующем. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
   Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
   Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо.
   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
   За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
     Согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря - умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.
Сила мотивации и эффективность научения. Закон Р. Йеркса-Дж.Додсона. - student2.ru

44. Понятие о квазипотребностях, их виды.

Термин квазипотребность впервые введен в научн. употребление психологом К.Левином для обозначения потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности.

Левин выделяет два вида потребностей:

-Устойчивые, истинные потребности (профессиональные потребности, потребность в самоутверждении)
-Квазипотребности – актуальные потребности, возникающие в данный момент времени. Квазипотребности не имеют ни врожденного, ни биологического характера, онисоциальны по своему происхождению.

Квазипотребность – это состояние, которое связано с намерением достичь цели и обладает свойством потребности. Она связана и с исходной потребностью. Например, намерение испытуемого заучить ряд бессмысленных слогов – квазипотребность по отношению к потребности продвинуться вперед в обучении.

По структуре и содержанию квазипотребности не отличаются от истинных потребностей. Различие заключается в динамике -степени напряженности потребности. Напряжение потребности является ре­шающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Степень активности деятельности зависит от степени на­пряженности потребности в этой деятельности. По завершении дея­тельности происходит разрядка напряженности, потребность удовлет­воряется. Причем, как отмечал К. Левин, человек способен гибко ре­гулировать удовлетворение своих потребностей. Он способен свобод­но выбирать способ и средство удовлетворения потребности, а также замещать, заменять одну потребность другой.
Существуют два пути разрядки. Первый путь – достижение цели. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не будет достигнута. Пока квазипотребность не удовлетворена, незавершенное действие психологически сохраняется. Второй путь - замещение невыполненного действия другим действием. (Когда человек решает что-либо, например послать письмо знакомому, это решение создает в нем некоторое напряжение, стремящееся к разрядке в виде соответствующего поведения — у него возникает потребность написать письмо. Поскольку данная потребность не является естественной потребностью, хотя, в то же время, во многом схожа с ней, Левин именует ее квазипотребностью.)

!В ряде случаев термин квазипотребность употребляется в отношении искусственных, мнимых, извращенных потребностей, сформировавшихся под влиянием конкретной соц. среды (моды, увлечения, штампов поведения). Примеры таких квазипотребностей:

1) патофизиологические проявления. Например, потребность в иррациональном питании относится к извращённым органическим потребностям. Как анорексия (отсутствие аппетита), так и булемия (постоянное чувство голода, страсть к пище) развиваются из нормальной потребности человека в питании. Так для англичан и американцев квазипотребность в избыточном питании год от года становится национальной проблемой, тогда как для многих стран Африки, Азии, Латинской Америки недоедание и, связанная с ней анорексия, стала привычной “нормой жизни” для большинства населения.
2) Потребность в богатстве, в роскоши. Одно дело иметь всё необходимое и достаточное для удовлетворения гаммы самых насущных потребностей, и совсем другое дело пытаться выразить себя посредством накопления и обладания. Чем больше удастся ему потребить, тем больше он себя чувствует личностью.
3) Репродуктивная потребность, нереализованная естественным образом, влечёт за собой потребность в сексуальных извращениях. Гомосексуализм, педофилия, зоофилия, фетишизм и прочие сексуальные девиации являются типичными примерами репродуктивных квазипотребностей. Если личность не имеет возможности удовлетворить потребность в сексе естественным путём, она может сделать объектом своего полового влечения всё, что угодно, любой предмет или явление. Пристального внимания психологии заслуживает потребность людей в насильственных действиях по отношению к объекту полового влечения (изнасилование).
3) Потребность во власти. Существует мнение, что эта, глубоко укоренившаяся потребность, является для человека естественной и нормальной. Действительно, начиная от родителя и учителя, использующих тонкие формы принуждения, до могущественных диктаторов и тиранов, все люди имеют ясно выраженную потребность доминировать над другими людьми, диктовать окружающим, что им делать и как им жить. По существу, эта квазипотребность является гипертрофированным вариантом потребностей личности в общении.
4) Потребность в слепой вере. Относится к познавательным квазипотребностям. Если доверие – это желание быть открытым, откровенным, искренним, то вера – это убеждённость в правильности, в истинности каких либо знаний. Бездоказательная, слепая вера хотя и может включать в себя элементы чувств и предчувствий, но не обладает главным, что делает человека способным к эволюции – сознанием. Потребность в слепой вере развивается тогда, когда интеллектуальный поиск ответов на вопросы, которая задаёт жизнь, не разрешает внутренних проблем человека. Такая вера является своеобразным отражением интеллектуального бессилия личности.
5) Потребность в славе. Относится к высоким духовным квазипотребностям. Современный человек, проживающий в мегаполисе, очень мало времени уделяет диалогу с природой. Он смотрит телевизор, ходит в театры, в музеи, в картинные галереи, слушает классическую музыку или “попсу”, то есть отражает то, что создано творческими людьми. Наслаждение искусственно созданными звуками и образами заменяет ему язык живой природы – пение птиц, журчание ручья, шелест листьев. Если в слове работа отчётливо слышится корень раб, то в слове искусство, корень – искус. Искусство – это искусственное чувство. Когда мы, люди, будем это ясно понимать, мы перестанем быть поклонниками, которые создают кумиров. А эти кумиры, идолы, звёзды, обретая известность и славу, вместе с ней утрачивают внутреннюю гармонию.
7) Потребность в наркотиках. Относится к трансцендентальным квазипотребностям. Неумение достичь мира чувств естественными средствами вынуждает людей прибегать к психотропным средствам – алкоголю, галлюциногенам, наркотикам. Временно расширяя границы мироощущения, они также реализуют один из вариантов ложных потребностей. У кого есть желание пить горькую водку или колоть себя иголкой, но мотивы, побуждения, цели подчас бывают очень могущественными.

(Скоков, Р. Ю. Институциональное развитие рынков аддиктивных благ в современной России )

(Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. Н.В. Кучевская)

(Организационная социальная психология - Учебное пособие (Почебут Л. Г)

45. Мотивы деятельности человека и направленность личности. Основные формы направленности.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяетсянаправленность.

Существуют разные определения этого понятия:

«динамическая тенденция» (С. Л. Ру­бинштейн),

«смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев),

«доминирующее от­ношение» (В. Н. Мясищев),

«основная жизненная направленность» (Б. Г. Анань­ев),

«динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.
Направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность— это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.

Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении.

Принято счи­тать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление.Оно возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.
Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию опреде­ленных способностей.
Идеал— это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

Рассмотренные ранее психические процессы и состоя­ния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуля­ции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

Мотивация - это и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Влияние направленности на мотивацию деятельности
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.
В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.
Осознанность-неосознанность мотивов
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

(Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.)

Наши рекомендации