Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса -Додсона. Мотивация достижения.

    1. Строение деятельности и мотивация.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена: средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяется мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата. Продуктивность деятельности будет наивысшей при наилучшем соотношении мотивов, целей и средств.

Деятельность – совокупность действий, вызванная одним мотивом.

Мотивация - побуждение к действию (совокупность причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение).

ИЛЬИН: Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией. Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Мотивация = направленность к действию + энергетический компонент. Введение такого понятия оформило структурную единицу мотивационной сферы в виде комплекса: потребность+мотив. Элементы этого образования функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив).
Мотивация – совокупность причин, которые определяют, поддерживают, задают поведение. На успешность деятельности оказывают влияние сила и структура мотивации. Чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. Мотив может характеризоваться качественно. Бывают внешние и внутренние мотивы. Если для личности деятельность важна сама по себе (знание – есть цель) – внутренняя мотивация, если значимы другие потребности – внешняя мотивация. То, какие именно мотивы доминируют зависит от различных причин: характер, индивидуальные особенности личности, также на вид мотива влияет характер самой деятельности.

Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически – в форме эмоций, желаний и т.д. Эти блага – любое предметное содержание – предмет, например пищевой объект, идеальный предмет, представление. Потребность в общении – м.б. другой человек, эмоциональное состояние, ожидаемое событие.

А.Н.Леонтьев. Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление извне необходимой энергии и вещества). Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя. Потребность (с общебиологической точки зрения) представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. В принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Закон Йеркса -Додсона. Мотивация достижения. - student2.ru

Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности. Функции мотива: 1. Побуждение к активности (оптимум мотивации) 2. Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях. Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов: 1. Выделение базовой мотивации: Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 2. Выделение ситуативной мотивации: Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный характер объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив. 1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение 2) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия 3. Выделение потребностей по способу удовлетворения 1) редукция напряжения (стремление к гомеостазу) - Фрейд 2) поддержание напряжения (стремление к нарушению равновесия) Виды мотивов и критерии классификации: 1. социальная оценка мотива: - обязательные - желаемые - запретные 2. место в иерархии - ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл - подчиненный (мотив-стимул) 3. источник мотивации - внешний (неспецифический – оплата труда) - внутренний (предметно-специфический) 4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе) 5. отношение к сознанию 1) мотивы осознаются: - верное осознание: мотив-цель - неверное: мотивировка 2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях Влияние мотивации на деятельность: - активизирующее/тормозящее – направляющее. При усилении мотивации – снижение эффективности решения. У человека есть два разных мотива, связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. Поведение людей с этими полярными мотивами кардинально различается.

Мотивация достижения.

Теория мотивации достижения разработана американским исследователям Д.Макклелландом (1953). Согласно этой теории, мотивация достижения формируется прижизненно в опыте раннего детства под влиянием воспитания ребенка в семье. Ее внутреннюю побудительную основу составляют аффективно окрашенные эмоциональные ассоциации, связанные с успехами и подкрепленные соответствующими действиями со стороны родителей. Если их подкрепления ассоциируются с успехами, а наказания с неудачами в действиях, направленных на достижение определенного результата в работе и игре, то у ребенка возникает мотив достижения. Для его количественной оценки Макклелланд и его коллеги на основе Тематического апперцептивного теста (ТАТ) Маррея (Мюррея) разработали проективную методику, впоследствии усовершенствованную Г.Хекхаузеном.

1. Теория мотивации достижения Д. МакКлеланда

Основывался на теориях А. Маслоу, так же предполагал, что потребности человека различаются по уровням, при этом делал упор на потребности высших уровней, считая, что низшие уровни удовлетворены. МакКлеланд считал, что человеку наиболее присущи 3 ведущие потребности: власти, причастности и успеха. Потребность власти – желание воздействовать над другими людьми, иметь контроль над развитием событий. Потребность причастности – заинтересованность в компании друзей, налаживании межличностных контактов. Потребность успеха – желание доводить дела до конца, качественно выполнять свою работу.

Также одной из первых концепций мотивации достижения является модель рискового выбора, сформулированная Дж.Аткинсоном (1958) на основе предложенной К.Левиным парадигмы: “личность на окружение”, предполагающей рассмотрение взаимодействия личности и социума. Мотивационные тенденции являются сложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции – мотивы; ситуативные непосредственные детерминанты поведения – ожидание или вероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи.

Мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель. Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Еще одной характеристикой мотивации достижения является постоянное возвращение к прерванному заданию. Планирование становится необходимым для достижения упорядоченной последовательности и функциональной организации цепи действий - «серия» актов.

Под мотивацией достижения понимается стремление человека выполнить дело хорошо, качественно, улучшить результаты своей деятельности. Люди с высоким уровнем мотивации достижения обычно реалистично оценивают свои возможности при постановке целей и задач, стремятся к преодолению трудностей, добиваются больших результатов в деятельности. Анализ работ Х.Хекхаузена позволяет предположить, что одним из центральных личностных образований, связанных с мотивацией достижения, является настойчивость - "целесообразное упорство".Настойчивость может проявляться в таких формах, как продолжительная непрерывная работа над задачей, возобновление прерванной работы или очередная попытка решить нерешенное, длительное стремление к достижению некоторой цели.

Наши рекомендации