Анализ методов обучения на уроке
Инструкция.
Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: «Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я предлагаю тебе слово… и из его букв ты попробуй составить свои слова».
Ответы ребенка регистрируются в протоколе исследования.
Критерии оценки.
Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла, что соответствует высокому уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает – 1 балл, что соответствует среднему уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов, что соответствует низкому уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.
Методика № 2 «Самооценка»
Модификация методики Дембо-Рубинштейн
Цель: исследование самооценки обучающегося.
Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший товарищ» (перечень качеств можно изменить).
Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.
После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.
Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки. Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой.
В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор. Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.
Методика № 3 «Психогеометрический тест»
Цель: определить основные качества личности.
Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, зигзаг,
прямоугольник), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - Я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте остальные 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Интерпретация:
Квадрат
Главная характеристика - это организованность. Их рабочее место прежде всего функционально и подчинено работе. Каждый карандаш на своем месте, никаких лишних бумаг. Строго соблюдаются часы работы и приема. Неутомимый труженик. Упорство, трудолюбие, усердие, потребность доводить дело до конца - вот главные качества квадратов. Они коллекционеры всевозможных данных. Их характеризует порядок во всем. Их идеал - размеренная, распланированная, предсказуемая жизнь, «сюрпризы» им не по душе. Рациональность, холодность, сухость мешают устанавливать контакты с людьми.
Психологические свойства квадрата: положительные: организованный, мелочный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, терпеливый, бережливый, пунктуален.
Отрицательные: педант, дотошный, «за деревьями не видит леса», упрямый,
консервативный, скупой, трудоголик «умник».
Треугольник
Главное отрицательное качество треугольника - сильная направленность на себя, эгоцентризм. «Треугольники» энергичны, неудержимы. Это сильные личности, которые ставят ясные цели и достигают их. Способны быстро и оперативно анализировать ситуацию. Уверенны в себе, хотят быть правыми во всем. Не любят оказываться неправыми, с большим трудом признают свои ошибки. Они честолюбивы, поэтому всегда стремятся достичь высокого положения в обществе, сделать карьеру.
Психологические свойства треугольника: положительные: лидер, ведущий за собой, принимающий решения, берущий ответственность за себя, решительный, ориентированный на суть дела, проблемы, уверенный в себе, честолюбивый, энергичный. Умеют одеваться в соответствии с ситуацией. Подчеркивают свою индивидуальность.
Отрицательные: эгоцентричный, эгоистичный, категоричный, не терпяший возражений, нетерпеливый, коварный, хитрый, самонадеянный, неудержимый, ориентированный на карьеру.
Прямоугольник
Символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, которые не удовлетворены тем состоянием жизни, которое они ведут сейчас, и поэтому занимаются поиском лучшего положения. Основное их состояние - это замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношениях. Наиболее характерные черты: непоследовательность, непредсказуемость в поступках. Они могут сильно меняться изо дня в день или в пределах одного дня. У них, как правило, низкая самооценка, они постоянно стремятся стать лучше, найти более подходящую работу, стиль жизни и т.д.
Положительные качества: любознательность, пытливость, интерес к происходящему. Они пытаются делать то, чего раньше никогда ни делали. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления. При этом оборотной стороной является чрезмерная внушаемость, доверчивость, наивность. Но всегда стоит помнить - «прямоугольник» - это всего лишь стадия. Она пройдет!
Круг
Такой человек ценит, прежде всего, отношения между людьми. Люди - это
высшая ценность для «круга». Такие люди стабилизируют группу, служат «клеем». Это лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и чувствуют чужую боль или радость как никто другой. Они стараются угодить каждому, сохранить мир в группе. Самое тяжелое для них - это вступать в конфликт и чаще всего они уступают. Мышление интуитивно, эмоционально окрашено. Кругу не хватает организационных навыков, свойственных Треугольнику и Квадрату.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество уже потому, что это самая уникальная из пяти фигур и к тому же разомкнутая. Рутина, скука, не меняющиеся вещи - это не для них. Они не терпят инструкций и твердых правил. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Они стремятся быть независимыми, ищут разнообразия в работе и в жизни. Они устремлены в будущее, живут скорее в мире идей, чем вещей. Их черты - это непрактичность, нереалистичность, наивность. Зигзаг - это самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Они неутомимые проповедники своих идей, способны имитировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, экспрессивны,
не слишком настойчивы в своем поведении, в доведении дела до конца, так как с утратой новизны теряется интерес к ней.
Методика № 4 «Неоконченные предложения»
Цель: диагностика мотивации учения.
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Методика используется во 2-3 классах с каждым обучающимся индивидуально.
Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится за то, что...
6. Я не люблю школу за то, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.
Анализ методов обучения на уроке
Дата_______________Класс______________________
Ф.И.О. учителя_________________________________
Предмет_______________________________________
Тема урока_____________________________________
Оборудование урока: | |
Какие средства обучения использовал учитель? | |
Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО? | |
Как подготовлена классная доска к уроку? | |
Тип и структура урока: | |
Какой тип урока избран? | |
Место урока в системе уроков по данному разделу | |
Методы обучения: | |
Объяснительно-иллюстративные методы | |
Репродуктивные методы | |
Методы проблемного обучения | |
-проблемное изложение | |
-частично-поисковые | |
-исследовательские методы | |
Методы контроля и самоконтроля | |
В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока? | |
Какой характер познавательной деятельности они обеспечивали? | |
Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности уч-ся? | |
Какова эффективность использованных приемов и методов обучения? |