Анализ методов обучения на уроке

Инструкция.

Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: «Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я предлагаю тебе слово… и из его букв ты попробуй составить свои слова».

Ответы ребенка регистрируются в протоколе исследования.

Критерии оценки.

Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла, что соответствует высокому уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает – 1 балл, что соответствует среднему уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов, что соответствует низкому уровню развития наглядно-схематического мышления и словарного запаса.

Методика № 2 «Самооценка»

Модификация методики Дембо-Рубинштейн

Цель: исследование самооценки обучающегося.

Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начер­таны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качества­ми: «рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хоро­ший товарищ» (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: «Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качест­ва), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой.

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кро­ме роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, та­ким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки. Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компо­нент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетво­ренности собой.

В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенно­сти (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворен­ности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учи­тывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хо­чет экспериментатор. Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

Методика № 3 «Психогеометрический тест»

Цель: определить основные качества личности.

Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, зигзаг,

прямоугольник), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - Я!» Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под номером 1. Теперь проранжируйте остальные 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Интерпретация:

Квадрат

Главная характеристика - это организованность. Их рабочее место прежде всего функционально и подчинено работе. Каждый карандаш на своем месте, никаких лишних бумаг. Строго соблюдаются часы работы и приема. Неутомимый труженик. Упорство, трудолюбие, усердие, потребность доводить дело до конца - вот главные качества квадратов. Они коллекционеры всевозможных данных. Их характеризует порядок во всем. Их идеал - размеренная, распланированная, предсказуемая жизнь, «сюрпризы» им не по душе. Рациональность, холодность, сухость мешают устанавливать контакты с людьми.

Психологические свойства квадрата: положительные: организованный, мелочный, внимателен к деталям, трудолюбивый, рациональный, благоразумный, эрудированный, упорный, терпеливый, бережливый, пунктуален.

Отрицательные: педант, дотошный, «за деревьями не видит леса», упрямый,

консервативный, скупой, трудоголик «умник».

Треугольник

Главное отрицательное качество треугольника - сильная направленность на себя, эгоцентризм. «Треугольники» энергичны, неудержимы. Это сильные личности, которые ставят ясные цели и достигают их. Способны быстро и оперативно анализировать ситуацию. Уверенны в себе, хотят быть правыми во всем. Не любят оказываться неправыми, с большим трудом признают свои ошибки. Они честолюбивы, поэтому всегда стремятся достичь высокого положения в обществе, сделать карьеру.

Психологические свойства треугольника: положительные: лидер, ведущий за собой, принимающий решения, берущий ответственность за себя, решительный, ориентированный на суть дела, проблемы, уверенный в себе, честолюбивый, энергичный. Умеют одеваться в соответствии с ситуацией. Подчеркивают свою индивидуальность.

Отрицательные: эгоцентричный, эгоистичный, категоричный, не терпяший возражений, нетерпеливый, коварный, хитрый, самонадеянный, неудержимый, ориентированный на карьеру.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это люди, которые не удовлетворены тем состоянием жизни, которое они ведут сейчас, и поэтому занимаются поиском лучшего положения. Основное их состояние - это замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность в отношениях. Наиболее характерные черты: непоследовательность, непредсказуемость в поступках. Они могут сильно меняться изо дня в день или в пределах одного дня. У них, как правило, низкая самооценка, они постоянно стремятся стать лучше, найти более подходящую работу, стиль жизни и т.д.

Положительные качества: любознательность, пытливость, интерес к происходящему. Они пытаются делать то, чего раньше никогда ни делали. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления. При этом оборотной стороной является чрезмерная внушаемость, доверчивость, наивность. Но всегда стоит помнить - «прямоугольник» - это всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг

Такой человек ценит, прежде всего, отношения между людьми. Люди - это

высшая ценность для «круга». Такие люди стабилизируют группу, служат «клеем». Это лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они эмоционально отзывчивы, умеют сопереживать и чувствуют чужую боль или радость как никто другой. Они стараются угодить каждому, сохранить мир в группе. Самое тяжелое для них - это вступать в конфликт и чаще всего они уступают. Мышление интуитивно, эмоционально окрашено. Кругу не хватает организационных навыков, свойственных Треугольнику и Квадрату.

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество уже потому, что это самая уникальная из пяти фигур и к тому же разомкнутая. Рутина, скука, не меняющиеся вещи - это не для них. Они не терпят инструкций и твердых правил. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Они стремятся быть независимыми, ищут разнообразия в работе и в жизни. Они устремлены в будущее, живут скорее в мире идей, чем вещей. Их черты - это непрактичность, нереалистичность, наивность. Зигзаг - это самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Они неутомимые проповедники своих идей, способны имитировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, экспрессивны,

не слишком настойчивы в своем поведении, в доведении дела до конца, так как с утратой новизны теряется интерес к ней.

 
  Анализ методов обучения на уроке - student2.ru

Методика № 4 «Неоконченные предложения»

Цель: диагностика мотивации учения.

Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.

Методика используется во 2-3 классах с каждым обучающимся индивидуально.

Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложе­ния, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

3. Больше всего я люблю, когда учитель...

4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

5. Больше всего мне школа нравится за то, что...

6. Я не люблю школу за то, что...

7. Мне радостно, когда в школе...

8. Я боюсь, когда в школе...

9. Я хотел бы, чтобы в школе...

10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...

12. Если я невнимателен на уроке, я...

13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...

15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...

16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...

17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...

18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...

19. Мне всегда интересно, когда на уроках...

20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...

21. Если нам не задают домашнего задания, я...

22. Если я не знаю, как решить задачу, я...

23. Если я не знаю, как написать слово, я...

24. Я лучше понимаю, когда на уроке...

25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предло­жения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родите­ли, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащего­ся к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци­альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию). Если окончание предло­жения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мо­тивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сум­ма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотива­ции учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Анализ методов обучения на уроке

Дата_______________Класс______________________

Ф.И.О. учителя_________________________________

Предмет_______________________________________

Тема урока_____________________________________

Оборудование урока:  
Какие средства обучения использовал учитель?  
Подготовлены ли наглядные пособия и ТСО?  
Как подготовлена классная доска к уроку?  
Тип и структура урока:  
Какой тип урока избран?  
Место урока в системе уроков по данному разделу  
Методы обучения:  
Объяснительно-иллюстративные методы  
Репродуктивные методы  
Методы проблемного обучения  
-проблемное изложение  
-частично-поисковые  
-исследовательские методы  
Методы контроля и самоконтроля  
В какой мере применяемые методы соответствовали задачам урока?  
Какой характер познавательной деятельности они обеспечивали?  
Как планировалась и проводилась самостоятельная работа и обеспечивала ли она развитие познавательной самостоятельности уч-ся?  
Какова эффективность использованных приемов и методов обучения?  

Наши рекомендации