Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Психолого-педагогические основания выбора учителем методов обучения и их отбора на уроке.

Метод обучения- это способ организации позна­вательной деятельности учащихся; способ деятельно­сти учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на раз­витие учащихся и их воспитание.

Метод обучения ха­рактеризуется тремя признаками, он определяет: цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения.

Методы обучения- конкретно-исторические формы получения знаний, они изменяются с изме­нением целей и содержания образования.

Усвоение знаний и способов деятельности проис­ходит на трех уровнях:1) осознанного восприятия и запоминания;2) применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации;3) творческого применения.

Методы обучения призваны обеспечить все уров­ни усвоения. Методы обучения в практике многих учителей обеспечивают усвоение знаний и способов деятельности главным образом на первых двух уров­нях. Причиной недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теорети­ческой концепции методов обучения.

Средствами обучения являются все приспособле­ния и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться. Это слово учителя, учебники, пособия, книги, справоч­ная литература, учебные лаборатории, технические средства обучения и т. д.

Прием - это деталь мето­да. Например, рассказ - это метод обучения; сооб­щение плана - это прием активизации внимания, спо­собствующий систематичности восприятия.

В зависимости от того, как действует ученик в обуче­нии, можно выделить:1) активные методы - ученик работает самостоя­тельно (лабораторный метод, работа с книгой);2) пассивные методы - ученики слушают и смот­рят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия).

Деление методов, связанных с живым словом учи­теля, по источнику передачи и приобретения зна­ний включает:1) словесные методы - работу с книгой, экспе­рименты, упражнения;2) практические методы - практические работы, письменные ответы.

По степени развития самостоятельности в позна­вательной деятельности учащихся выделяются:1) объяснительно-иллюстративный метод - ученик усваивает готовые знания, сообщенные ему в са­мой различной форме;2) эвристический метод - метод частично-самостоя­тельных открытий, совершаемых при направляю­щей роли учителя;3) исследовательский метод —экспериментальная работа;4)проблемные; 5)репродуктивные

Функции методовобучения подразделяются сле­дующим образом: обучающая; развивающая; мотивационная; воспитательная.

30. Современный урок: требования к нему и пути совершенствования.

Две точки зрения на понимание урока. 1) урок - часть процесса обучения направленный на реализацию целей; 2) урок- форма организации обучения, поэтому при его разработке необходимо обратить внимание на формы работы учителя, методы, приёмы, средства обучения, которые используется. 3)урок - ограниченная во времени организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении завершения частичной цели обучения. Цель должна быть поставлена достаточно конкретно. Образовательная: связаны с теми знаниями, которые ученики должны узнать и научиться применять. Развивающая: характеризует интеллектуальные умения учащихся, формирование свойств познавательных процессов. Воспитательная: связана с формированием личностных качеств учеников.

Существует 2 понятия: 1)педагогическая цель – характеризует процессы с точки зрения педагогики, т.к. такая деятельность осуществляется на уроке: овладение, изучение материала, усвоение, контроль за усвоением;2) дидактическая: уточняет что нового изучается: понятия, какие умения формируются, решать типовые, нестандартные задачи, как осуществляется контроль.

4 типа уроков:1)изучение нового (овладение новым мат-лом), 2)СЗУН (формирование У по применению З; систематизирование и обобщение материала, повторение и закрепление, формирование У по решению стандартных, прикладных, нестандартных задач, выявление уровней усвоения материала уч-ся;); 3) комбинированный, 4) контролирующий (оценивание усвоенного учащимися материала, задачи: определить уровень усвоения материала, установить достигнуты ли образовательные цели изучения материала; выявить основные проблемы изучения темы).

Анализ урока – дело сложное. Его качество зависит от знаний и аналитических способностей учителя.

Махмутов а основе принципа целеполагания систематизировал типы и виды анализа урока. Наиболее распространенными типами анализа являются:

1. Полный анализ, который проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы.

2. Краткий анализ урока проводится с целью общей оценки его качества.

3. Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение во взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

4. Аспектный анализ – это может быть анализ воспитательной стороны урока, или только психологической, или организационной.

Наши рекомендации