Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач

(ОК-1, ОПК -1, ПК – 2, ПК - 5)

Основные понятия:педагогическая технология,педагогическая задача, стратегические, тактические и оперативные задачи, педагогическая ситуация, педагогическое мастерство, педагогическая рефлексия.

1. Понятие педагогической технологии, ее структура.

2. Сущность и специфика педагогической задачи. Основные группы педагогических задач: стратегические, тактические и оперативные.

3. Понятие педагогической ситуации. Виды педагогических ситуаций. Педагогическая диагностика и анализ педагогической ситуации. Прогнозирование и конструирование педагогической ситуации. (Приложение Луткин)

4. Этапы решения педагогической задачи.

5. Педагогическая рефлексия и оценка решения педагогической задачи.

6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.

Задания для практической и самостоятельной работы:

1. Подготовьте доклады и сообщения по вопросам темы.

2. Заполните схему «Соотношение между методом, методикой и технологией». Обоснуйте свой выбор.

Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач - student2.ru Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач - student2.ru

3. Справа схематично изображено соотношения стратегических, тактических и оперативных педагогических задач. Впишите слева в прямоугольники соответствующие типы задач.

Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач - student2.ru Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач - student2.ru Тема 2. Педагогические ситуации, педагогические задачи. Проектирование и процесс решения педагогических задач - student2.ru

4. Даны шесть взаимосвязанных задач, разделённых на два списка. Выполните задания, помещённые после этих списков.

Список задач 1

А. Обеспечить такую организацию учебной и внеучебной работы, которая бы сводила к минимуму возможность нарушения дисциплины.

Б. Воспитать у школьников сознательную дисциплину.

В. Формировать в классе общественное мнение, осуждающее недисциплинированность.

Список задач 2

Г. Приучить школьников к добросовестному выполнению учебных заданий и общественных поручений.

Д. Организовать в классе ежедневную взаимопроверку домашних

заданий до уроков.

Е. Фиксировать факты выполнения домашних заданий в наглядной, ясной и необидной для детей форме.

Задания:

1) Выделите в каждом списке задачу, из которой бы вытекали две других (обведите в кружок соответствующую букву).

2) Какая задача из списка 2 может одновременно быть включена и в список 1? (Напишите букву, соответствующую этой задаче.) ________________

3) Проставляя соответствующие буквы, отнесите задачи из обоих списков к одной из групп:

- стратегические задачи _____________________ ;

- тактические задачи ________________________ ;

- оперативные задачи _______________________ .

5. Ознакомьтесь с предложенными педагогическими ситуациями и определите, к какому типу относится каждая из них:

– типовая педагогическая ситуация, для решения которой уже предусмотрен алгоритм, шаблон поведения учителя, нормативное предписание, регламентирующее решение данной педагогической задачи;

– нестандартная педагогическая ситуация, для решения которой в виду необычности, неординарности обстоятельств и происходящих событий требуется творческий подход, нестандартные действия педагога;

– ситуация со скрытой педагогической задачей, в которой неочевидность мотивов участников данной ситуации или причин происходящих событий требует предварительной педагогической диагностики.

Обоснуйте свой выбор (Приложение).

6. Проанализируйте сложившуюся ситуацию и действия ее участников, сформулируйте педагогическую задачу и возможные варианты ее решения. В случае необходимости предложите, какие формы педагогической диагностики следует использовать в той или иной ситуации (Приложение).

7. Спрогнозируйте дальнейшее развитие ситуации и предложите свой вариант предъявления педагогических требований или способов выхода из предложенной педагогической ситуации (Приложение).

8. Дайте оценку эффективности действий педагога, выявите допущенные педагогические ошибки, их возможные причины. Предложите альтернативные действия педагога в данной ситуации (Приложение).

9. Решите ряд коммуникативных задач связанных с предложенными ситуациями и направленными на установления контакта, управление эффективным взаимодействием учащихся и педагога, на организацию деятельности ребенка или детского коллектива (Приложение).

10. Подберите из художественной литературы или реальной педагогической практики несколько примеров конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе.

11. Студенческие решения педагогических ситуаций (по Е. А. Бодиной) (Приложение).

12. Запишите основные понятия по теме в словарь.

*Примечание: Занятие проводится с элементами групповой работы, ролевой игры

Наши рекомендации