Предмет и задачи курса «Педагогические технологии» основные категории и понятия,их взаимосвязь,иеархия.Понятие Пед.технологий их обусловленность характером педагогических задач

Цель изучения раздела «Педагогические технологии» состоит в том, чтобы способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности студентов, развитию их педагогического мышления (прежде всего, его практико-действенного компонента), развитию готовности к проекционной (в том числе инновационной) деятельности, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей.

При изучении курса студенты должны научиться:

-вычленять в образовательных ситуациях педагогические задачи, обосновывать различные варианты их эффективного решения на основе усвоенных алгоритмов, отбирать наиболее адекватные способы, исходя из гуманистических приоритетов;

-моделировать и проектировать педагогические ситуации с заданной целью (воспитывающей, развивающей, дидактической, корректирующей и др.);

-планировать и проектировать деятельность учителя и классного руководителя на основе профессиональной рефлексии;

-адаптировать освоенные технологии к реальным параметрам образовательного учреждения, к конкретным особенностям детей и собственным возможностям студента на основе целостной диагностики;

-отбирать и использовать приемы педагогической техники, овладеть основами педагогического мастерства.

-Среди задачраздела наиболее значимыми являются следующие:

1) усвоение:- существенных признаков понятий «педагогическая деятельность», «педагогическая технология», «педагогическая техника», «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», «педагогическое проектирование», «целеполагание», «организация», «педагогический контроль», «таксономия целей»;

- структуры педагогической деятельности;

- видов педагогических ситуаций и педагогических задач;

- способов постановки целей;

- этапов проектировочной деятельности;

- видов и особенностей педагогических технологий.

2) формирование у студентов понимания сущности профессиональной деятельности как деятельности по решению системы педагогических задач различной степени сложности;

3) развитие профессионально значимых умений, навыков, способов деятельности (аналитико-диагностических, прогностических, проектировочных, конструктивно-организационных, контрольно-оценочных, коммуникативных, рефлексивных);

4) формирование готовности студентов к работе с детьми в различных условиях;

5) развитие индивидуально-личностной педагогической техники, овладение различными моделями поведения, расширение спектра коммуникативных приемов, используемых в реальном общении с воспитанниками, их родителями, коллегами;

6) стимулирование потребности в профессиональном и личностном саморазвитии, в осознанном формировании элементов индивидуального стиля педагогической деятельности на основе развития рефлексии;

7) становление субъектности студента на основе развития профессионально значимых личностных качеств (гуманистическая направленность личности, ответственность, способность к выбору, толерантность, рефлексия и др.).

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
2.Общая характеристика педагогической технологии.Виды.здоровосберегающие технологии их применение

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1) научным:педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов и принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности):

· Концептуальность. Каждая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

· Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

· Управляемость. Педагогическая технология предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

· Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

· Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

в структуру педагогической технологии входят:

a) концептуальная основа;

b) содержательная часть обучения:

ü цели обучения - общие и конкретные;

ü содержание учебного материала;

c) процессуальная часть - технологический процесс:

ü организация учебного процесса;

ü методы и формы учебной деятельности школьников;

ü методы и формы работы учителя;

ü деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

ü диагностика учебного процесса.

2 Виды педагогических технологий

Соответственно этапам решения педагогической задачи вне зависимости от их содержания и временных рамок можно различать взаимосвязанные общие и частные технологии. К общим относятся технологии конструирования, например процесса обучения и его осуществления. Частные - это технологии решения таких задач обучения и воспитания, как педагогическое стимулирование деятельности учащихся, контроль и оценка ее результатов, и более конкретных - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока

Среди современных педагогических технологий исследователи выделяют следующие: технология модульного обучения, технология развивающего обучения, личностно ориентированная технология,( обучение, в центре которого - личность воспитанника, его самобытность, самооциннисть, субъективный опыт каждого сначала раскрывают, а затем согласовывают с содержанием образования.) информационные технологии, технология дистанционного обучения, игровая технология, дифференцированная технология обучения(которая обеспечивает индивидуальный подход в обучении)

традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Наиболее обобщенной из возможных классификаций является выделение 2 типов здоровьесберегающих технологий – организационных и педагогических.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:

-организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии ;

-психолого – педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относятся и

-психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-учебно- воспитательные технологии (УВТ),которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно- воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

3. Сущность ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКой ДЕЯТЕЛЬНОСТи. Её структура и характеристика основных этапов.Особенности пед.деятельности учителя-предметника,классного руководителя,педагога дополнительного образования.

Сущность педагогической профессии состоит во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством.

Структура и харак-ка осн этапов

1. Гностический компонент (от греч. gnosis — познание) относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

2. Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.

3. Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

4. Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и обра­зовательных) целей.

5. Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.

Учитель предметник

характеристике тех функций, которые обязательны в деятельности педагога- предметника. В педагогической литературе[1],[4] выделяются следующие функции учителя:

1.диагностическая; диагностическая функция учителя направлена на изучение физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания, способностей и интересов, характера деятельности ученика вне шко-лы. Не секрет, что учителя-предметники нередко слабо знают личностные свойства ученика - его статус, роли, которые они выполняют в семье и школе, ценностные ориентации, а также мотивы поведения, черты характера, оставляя это на откуп классным руководителям. Что в свою очередь негативно отображается на учебно-воспитательном процессе в целом[3,с.23]. Отсюда вытекает вывод о тесном сотрудничестве учителей-предметников и классных руководителей, при чем активным инициатором этого взаимодействия должен быть и учитель-предметник. Для того чтобы осуществлять диагностическую функцию учителю не-обходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся[4,с.91].

2.ориентационно-прогностическая; Основное направление этой функции - позиционирование относитель-но целей и задач на конкретных этапах учебно-воспитательной деятельности, прогнозирование ее результатов.

3.конструктивно-пректировочная; Данная функция обеспечивает: -отбор и организацию содержания учебной деятельности, которая должна быть усвоена учащимися; -проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; -проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися[4, с.92]. Выполняя эту функцию, учитель конструирует (планирует) содержание учебно-воспитательной работы с учащимися также и на основе использования инновационных технологий[1]

4. ор-ганизаторская; Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновить учащихся на работу, вносить в нее элементы романтики и осу-ществлять тактичный контроль за ее выполнением

5.информационно-объяснительная; Ее большое значение обуславливается тем, что все обучение и воспитание по существу в той или иной мере основано на информационных процессах. Под этой функцией авторы [1] подразумевают сообщение учащимся содержательной, логически стройной, насыщенной яркими примерами информации.

5.коммуникативно-стимулирующая;за счёт беседы и общения побуждать детей к освоению новых знаний

6.аналитико-оценочная; Эта функция находит свое выражение в анализе результатов обучения и воспитания учащихся

7. исследовательская--творческая функция подразумевает деятельность педагога, направленную на осмысление и творческое развитие научных теорий, педагогических и методических идей, предполагающих решение ти-пичных и нестандартных учебно-воспитательных задач, внесение в педагогическую деятельность тех или иных методических модификаций, рационализация приемов и методов обучение воспитания. Естественным образом все эти функции находят свое отражение в деятельности педагога-предметника и, в зависимости от того, какую специализации имеет учитель, исполнение вышеперечисленных функций приобретает свою специфику.

Классный.рук. Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности обучающихся, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Получая и обрабатывая информацию о них, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, он контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого обучающегося, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий и координирует учебную деятельность как целой учебной группы, так и отдельного воспитанника. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с преподавателями–предметниками. Это взаимодействие прежде всего проявляется в совместной разработке общих педагогических требований и подходов. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования для расширения познавательных, творческих способностей. Классный руководитель должен в своей работе тесно взаимодействовать с социальным педагогом.

Наши рекомендации