Алгоритм анализа педагогических ситуаций. Проектирование и процесс решения педагогических задач

Лабораторно-практическое занятие (4 часа)

Цель:

- усвоить основные понятия курса «профессионально-педагогическая задача», «педагогические технологии», «педагогическая техника», «педагогическое мастерство», «профессионально-педагогическая деятельность», «педагогическая ситуация»;

- отработать умение анализировать различные подходы к определению сущности понятия «педагогические технологии», умение выявлять основания наиболее существенных классификаций педагогических технологий.

- усвоить понятия «педагогическая ситуация», «педагогическая задача», виды педагогических задач, решаемых учителем в процессе педагогической деятельности;

- отработать умение анализировать различные педагогические ситуации, выявлять и решать педагогические задачи;

- научиться применять на практике алгоритм для решения конкретной педагогической задачи.

Основные понятия: практическая педагогика, профессионально-педагогическая задача, педагогические технологии, типизация технологий, педагогическая техника, педагогическое мастерство, инновационные процессы в области педагогических технологий, профессионально-педагогическая деятельность, педагогическая ситуация, профессиональная педагогическая задача, виды педагогических задач.

Оборудование: диски с видеофрагментами уроков, тексты из педагогической, художественной литературы.

Структура и ход занятия.

I. Теоретическая часть.

План.

1. Взаимосвязи между теорией и практикой в педагогике.

2. Сущность, специфика, структура педагогической деятельности. Особенности профессионального педагогического мышления учителя.

3. Различные подходы к определению понятия «педагогические технологии». Место и роль педагогических технологий в системе педагогических дисциплин. Соотношение и взаимосвязь основных понятий курса.

4.Виды педагогических технологий, проблемы их классификации. Понятие об инновационных технологиях

5.Педагогическая ситуация. Алгоритм анализа педагогической ситуации.

6.Педагогическая задача. Виды педагогических задач. Алгоритм решения педагогических задач.

7.Специфика педагогических задач, решаемых в разных сферах педагогической и социально-педагогической деятельности.

II. Практическая часть.

Опираясь на одну из схем (например, алгоритм, предложенный Л.Ф. Спириным), проведите анализ педагогической ситуации и решите одну из предложенных педагогических задач (на ваш выбор).

1. «Не люблю выделяться».

В класс пришел молодой учитель. Его внимание привлек один из учеников. Он весьма дружелюбен, но, если учитель просит его выйти на сцену и объявить программу художественной самодеятельности, он непременно ответит: «Не буду, не люблю выделяться».

Он аккуратен, как правило, соблюдает порядок. На уроки старается не опаздывать. Старается внимательно слушать объяснение учителей. Однако часто не все понимает с первого раза (не схватывает материал «на лету»). Забывает то, что ранее было пройдено. Забывает, что было задано учить на дом, если не запишет в дневник. Домашнее задание пы­тается выполнить аккуратно, хотя делает это медленно. За полученные отметки и оценки переживает. Особенно его расстраивает двойка, могут появиться и слезы на глазах, когда увидит или услышит эту отметку.

В соревнованиях старается не участвовать и вообще не стремится к близким отношениям с окружающими ребятами. Трудно привыкает к пе­ременам, происходящим вокруг. Теряется в новой обстановке… Учитель решил помочь мальчику исправить некоторые черты его характера.

2. «Можно войти?».

Урок биологии в 7 классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала с шумом раскрывается дверь и, нагло спросив «Можно войти?», на пороге останавливаются трое трудных учеников. Учительница просит их выйти и войти, как полагается, в класс. Учащиеся выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова и подростки вползают в класс на четвереньках.

3. «Незадачливый «герой»».

Трудный ученик решил сорвать урок химии в 7 классе. Для этого на перемене он забрался в трибуну учителя, согнулся в три погибели и стал ждать прихода учительницы со звонком. Войдя в класс, учительница обратила внимание на коллектив, каждый замер и чего-то ждал. Она также обратила внимание и на пустое место Егора К. – главного шута класса. По взглядам ребят она догадалась, где находится Егор, тем более, что из трибуны мелькнул локоть подростка. Учительница нашла интересное решение в своих дальнейших действиях. Что же она предприняла?

4. «Пропала ручка».

Работая с первым классом, я заметила, что каждый раз у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это, понятно, вызвало тревогу. В классе – нервные реакции, подозрительность и жалобы. Кто виноват в исчезновении вещей? Я, учительница, должна была пресечь пропажи. Как это сделать?

Наши рекомендации