Исследование номинативного словаря

Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.

Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля». Или «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата».

Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ, БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д.

Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.

■ Исследование атрибутивного словаря

Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ.

Употребление относительных прилагательных.Инструкция: «Стол какой (деревянный), а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.

Подбор антонимов.Слова, которые можно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИЙ,ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ и т.д.

Исследование предикативного словаря

Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик — ... . Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.

Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних — мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких — воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки.

Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец ... (кует), летчик... (летает), тракторист ... (пашет).

Исследование грамматического строя речи

--

Исследование способности словоизменения

Изменение по падежам.Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет ... (куклы). Я пою песенку ... (кукле). Я купаю ... (куклу). Я люблю играть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой ... (кукле)».

Преобразование имен существительныхв именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука — ..., лист — ..., окно — ....

Образование имен существительныхродительного падежа единственного и множественного числа:

Дом — дома — домов окно — окна — окон

Дерево — ... — ... марка — ... — ...

Яблоко — ... — ... стол — ... — ...

шар — ... — ...

книга — ... — ...

вишня — ... — ...

Согласование прилагательных с существительнымиединственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., пальто — ... .

Исследование способности словообразования

Образование существительногос уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины:

стул — (стульчик) ложка — (ложечка)

кровать — (кроватка) кукла — (куколка)

картина — (картинка) дом — (домик)

Образование прилагательныхот существительных (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево — деревянный, резина — ..., стекло — ..., хрусталь — ..., кожа — ..., железо — ..., шелк — ..., бумага — ..., кружево — ....

Образование глаголовдвижения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — выходить — входить — заходить — переходить — обходить — отходить — проходить — сходить — уходить; бежать — ...; летать — ...; плыть — ...; ехать — ....

Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ

Составители Е.А.Логинова, С.Б.Яковлев

Анкетные данные

Фамилия, имя______________________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Национальность____________________________________________________

(Для школьника: № школы, класс)_____________________________________

Поступил (а) из_____________________________________________________

Дата и № протокола_________________________________________________

Логопедическое заключение МПК_____________________________________

___________________________________________________________________

Сведения о семье

Мать______________________________________________________________

Отец______________________________________________________________

Наследственные заболевания_________________________________________

__________________________________________________________________

Характеристика речи окружающих ребенка людей_______________________

__________________________________________________________________

Материально-бытовые условия в семье_________________________________

__________________________________________________________________

Общий анамнез

Какая по счету беременность_________________________________________

Особенности протекания беременности________________________________

Особенности течения родов__________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_____________________________________

После выписки из родильного дома:

особенности сна ___________________________________________________

особенности бодрствования__________________________________________

Особенности грудного вскармливания_________________________________

Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в

больнице: до одного года_____________________________________________

после одного года___________________________________________________

Психомоторное развитие

Стал держать голову с_______________________________________________

сидеть_____________________________________________________________

стоять ____________________________________________________________

ходить____________________________________________________________

С какого времени стал раздеваться____________________________________

одеваться _________________________________________________________

шнуровать ботинки__________________________________________________

застегивать пуговицы________________________________________________

Особенности моторики: излишне подвижен_____________________________

излишне заторможен________________________________________________

Развитие речи

Время появления гуления____________________________________________

лепета______________________________________________

первых слов_________________________________________

фразы______________________________________________

Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_______________________________________

__________________________________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)____________________________________________________________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года___________________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________

__________________________________________________________________

Бывают ли периоды плавной речи_____________________________________

Ситуации, когда заикание наиболее выражено___________________________

__________________________________________________________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

в семье________________________________________________________

в общении со сверстниками_______________________________________

в детском саду (или при ответе в классе)____________________________

в незнакомой обстановке_________________________________________

(Для школьников: как шло усвоение школьного материала________________

__________________________________________________________________

влияет ли заикание на успеваемость в

школе____________________________)

Отношение ребенка к заиканию_______________________________________

Есть ли страх речи__________________________________________________

Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка________________________

Занятия с логопедом: где — когда_____________________________________

по какой методике __________________________________________________

Как долго занимался_________________________________________________

Результат__________________________________________________________

Причина рецидива__________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)_______

__________________________________________________________________

Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:

— Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?

— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми?

— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?

— Как влияет волнение на речь?

— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?

— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?

— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами?_________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Наши рекомендации