Исследование номинативного словаря
Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.
Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля». Или «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата».
Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ, БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д.
Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.
■ Исследование атрибутивного словаря
Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ.
Употребление относительных прилагательных.Инструкция: «Стол какой (деревянный), а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.
Подбор антонимов.Слова, которые можно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИЙ,ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ и т.д.
Исследование предикативного словаря
Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик — ... . Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.
Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних — мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких — воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки.
Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец ... (кует), летчик... (летает), тракторист ... (пашет).
Исследование грамматического строя речи
--
Исследование способности словоизменения
Изменение по падежам.Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет ... (куклы). Я пою песенку ... (кукле). Я купаю ... (куклу). Я люблю играть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой ... (кукле)».
Преобразование имен существительныхв именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука — ..., лист — ..., окно — ....
Образование имен существительныхродительного падежа единственного и множественного числа:
Дом — дома — домов окно — окна — окон
Дерево — ... — ... марка — ... — ...
Яблоко — ... — ... стол — ... — ...
шар — ... — ...
книга — ... — ...
вишня — ... — ...
Согласование прилагательных с существительнымиединственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., пальто — ... .
Исследование способности словообразования
Образование существительногос уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины:
стул — (стульчик) ложка — (ложечка)
кровать — (кроватка) кукла — (куколка)
картина — (картинка) дом — (домик)
Образование прилагательныхот существительных (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево — деревянный, резина — ..., стекло — ..., хрусталь — ..., кожа — ..., железо — ..., шелк — ..., бумага — ..., кружево — ....
Образование глаголовдвижения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить — выходить — входить — заходить — переходить — обходить — отходить — проходить — сходить — уходить; бежать — ...; летать — ...; плыть — ...; ехать — ....
Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ЗАИКАНИЕМ
Составители Е.А.Логинова, С.Б.Яковлев
Анкетные данные
Фамилия, имя______________________________________________________
Дата рождения_____________________________________________________
Национальность____________________________________________________
(Для школьника: № школы, класс)_____________________________________
Поступил (а) из_____________________________________________________
Дата и № протокола_________________________________________________
Логопедическое заключение МПК_____________________________________
___________________________________________________________________
Сведения о семье
Мать______________________________________________________________
Отец______________________________________________________________
Наследственные заболевания_________________________________________
__________________________________________________________________
Характеристика речи окружающих ребенка людей_______________________
__________________________________________________________________
Материально-бытовые условия в семье_________________________________
__________________________________________________________________
Общий анамнез
Какая по счету беременность_________________________________________
Особенности протекания беременности________________________________
Особенности течения родов__________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении_____________________________________
После выписки из родильного дома:
особенности сна ___________________________________________________
особенности бодрствования__________________________________________
Особенности грудного вскармливания_________________________________
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в
больнице: до одного года_____________________________________________
после одного года___________________________________________________
Психомоторное развитие
Стал держать голову с_______________________________________________
сидеть_____________________________________________________________
стоять ____________________________________________________________
ходить____________________________________________________________
С какого времени стал раздеваться____________________________________
одеваться _________________________________________________________
шнуровать ботинки__________________________________________________
застегивать пуговицы________________________________________________
Особенности моторики: излишне подвижен_____________________________
излишне заторможен________________________________________________
Развитие речи
Время появления гуления____________________________________________
лепета______________________________________________
первых слов_________________________________________
фразы______________________________________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слов и т.п.)_______________________________________
__________________________________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)____________________________________________________________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года___________________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи____________________
__________________________________________________________________
Бывают ли периоды плавной речи_____________________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено___________________________
__________________________________________________________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
в семье________________________________________________________
в общении со сверстниками_______________________________________
в детском саду (или при ответе в классе)____________________________
в незнакомой обстановке_________________________________________
(Для школьников: как шло усвоение школьного материала________________
__________________________________________________________________
влияет ли заикание на успеваемость в
школе____________________________)
Отношение ребенка к заиканию_______________________________________
Есть ли страх речи__________________________________________________
Отношение в семье, в школе к заиканию ребенка________________________
Занятия с логопедом: где — когда_____________________________________
по какой методике __________________________________________________
Как долго занимался_________________________________________________
Результат__________________________________________________________
Причина рецидива__________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, с детьми (со слов родителей, учителя)_______
__________________________________________________________________
Школьнику можно предложить для самостоятельного ответа следующие вопросы:
— Где труднее говорить: в школе, в магазине и т.п.?
— Какова речь со сверстниками, родителями, незнакомыми людьми?
— Имеется ли волнение, страх речи в незнакомой обстановке?
— Как влияет волнение на речь?
— Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит?
— Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе?
— Если ты занимался с логопедом, то пользуешься ли изученными прежде приемами?_________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________