Учитель и музейный педагог

Успех образовательных музейных программ во многом зависит от того, какая роль, отведена в них учителю. Многие американские музеи сегодня не только практикуют активные контакты со школьными преподавателями, но и ищут способы включить их в свою деятельность. Это понятно и разумно: при соответствующей подготовке, учителя сами могут вполне успешно вести занятия, пользуясь материалами из собрания музея. К тому же, учителя работают со школьниками целый учебный год, а музейная программа обычно рассчитана на несколько месяцев. Поэтому участие школьных педагогов в разработке музейных программ позволит создать оптимальные условия для подготовки класса к посещению музея, а затем и закрепления полученных там знаний и впечатлений.

Наиболее распространенными в США формами сотрудничества музеев с учителями являются специальные семинары и стажировки, установочные лекции, информационно-методические музейные центры, музейно-педагогические издания. зачетные курсы для учителей, летние курсы,

Занимаясь с учителями в музее, многие его сотрудники побуждают их не только к использованию предметного материала в классе, но даже к составлению преподавателями собственных музейно-образовательных программ.

В ряде американских музеев действуют зачетные курсы для учителей, программа которых одобрена государственными органами образования. Особо подчеркнем, что по окончании курсов учителя получают более высокий квалификационный разряд и добавку к жалованию. Подобные курсы присваивают своим слушателям ту или иную квалификацию в зависимости от количества пройденных ими часов.

Например, Музей естественной истории штата Северная Каролина ведет 15-часовую программу для учителей, которая состоит из трех лабораторных и одного полевого занятия по естественной истории и экологии данной местности. Школьные наставники получают сведения о флоре и фауне региона, о возможностях использования в учебных целях заповедных участков природной среды.

В США широко практикуется сотрудничество музеев и университетов или колледжей в организации летних курсов для учителей. Иногда занятия проводятся непосредственно на университетской базе, иногда — в помещении музея. Полученная за обучение плата распределяется в соответствующих долях между организаторами курсов.

Так, Музей современного искусства Гугенхейма участвует в программе университетских курсов, помогая учителям упрочить навыки общения с искусством и использовать их в преподавании.

Заметим также, что американские учителя имеют прекрасный шанс получить целый год стажировки в музее, т.к. согласно существующим правилам, каждый седьмой год их работы — "субботний" — свободен от учебной работы.

Крупные зарубежные музеи, как правило, располагают информационными центрами,которые осуществляют популяризацию музейных коллекций среди учителей (а также родителей и студентов) и работу методологического характера. Существуют два вида подобных центров. Одни действуют как библиотеки, выдающие во временное пользование различные учебные материалы, связанные с данным музеем: от слайдов до чучел животных и макетов исторических мест. Другие кроме абонементной службы ведут также и занятия с учителями.

Безусловно, открытие информационного центра требует от музея не только серьезных затрат, но и особой преданности образовательной идее. Циркуляция материалов, будь то отдельный слайд или музейный экспонат, предполагает строгий надзор за сохранностью; в задачи центра входит достаточно широкий объем работы по составлению и рекламе своей методической продукции, а также проведению "живых" занятий.

Вот, например, художественный музей в Бостоне ведет разнообразные программы для учителей, семинары и конференции, распространяет материалы, включая "чемоданчики", наборы слайдов и т.д., через свой методический центр. Учебная лаборатория этого центра бесплатна для занятий учителей и учащихся, а в специальном "магазине" можно купить или взять напрокат слайды, конспекты учебных занятий, репродукций (20, с.20). В состав музейного абонемента входят также путеводители по коллекциям, каталоги, методические пособия, интегрирующие музейные источники с материалами школьной программы.

Сотрудничая с органами образования, многие музеи США сумели организовать специальные службы рассылки музейных слайдов по школам. Иногда музеи располагают также техническим отделом, принимающим заказы учебных заведений по репродуцированию музейных материалов.

Особым видом работы музеев является печатная продукция для учителей, разнообразие которой вообще поражает в зарубежных музеях. К ней относятся и информационные письма, рассказывающие о событиях музейной жизни, и упомянутые нами выше специальные путеводители для предварительного чтения учителей.

Многие зарубежные музеи для упрочения своего положения в сфере неформального образования используют специальные помещения для занятий, хорошо оснащенные лаборатории сисследовательскими центрами, художественными студиями и детскими галереями, парками, садами, энтомологическими питомниками, планетариями, разнообразными техническими центрам.

Однако еще более важным, чем вопрос "где учить?", является вопрос "как учить?" — какими методиками пользоваться.

5. Зарубежная музейная педагогика применяет различные обучающие методики, опираясь на данные возрастной психологии и физиологии.

Построенные в соответствии с возрастом, музейно-образовательные программы существенно подготовят учащихся к их будущей деятельности. В этом состоит кредо современной зарубежной музейной педагогики.

Вот, например, музей под открытым небом — Олд Стербридж Виллидж — привлекает школьников к различной хозяйственной деятельности: прядение шерсти, сучение льна, молотьба, установка изгороди и т.д. Вспахивая поля, готовя пищу, дети постигают понимание времени и процесса перемен (65).

При осуществлении учебной программы в музее, по мнению специалистов, необходимо обеспечить несколько уровней взаимосвязи. Первый — "музейный педагог-ребенок". Для того, чтобы установить контакт с ребенком, музейный педагог иногда начинает занятие с просьбы рассказать о себе, назвать цвета своей одежды, а лишь затем переходит к разговору об истории XVIII в. Этот прием даст детям ощущение внутренней свободы и стимулирует их мыслительную активность.

Следующий уровень взаимосвязи: "ребенок-среда музея", экспозиция в целом или отдельный предмет. Здесь педагогу необходимо прежде всего обнаружить сходства и различия между известными детям вещами и музейными экспонатами, провести аналогии или выявить контрасты.

Например, осматривая кухню ХУШ в., дети должны поразмышлять, как может здесь чувствовать себя человек, какие у него заботы и обязанности. Такой прием позволит школьникам сконцентрироваться на зрительных реалиях, развить способность отождествлять себя с прошлым и наблюдать .

Отметим, что именно наблюдение является важнейшим фактором установления контакта между ребенком и экспонатом. Предложите ему, советуют зарубежные специалисты, пронаблюдать, например, за птицами и сравнить их оперение с цветами своей одежды.

Третий уровень взаимосвязи: "музей—реальная жизнь". Пусть учащиеся, придя в политехнический музей, соотнесут технологию освещения, применявшуюся в разные эпохи с той, которая существует в их собственных домах. В таком случае будет надежда, что музей пробудит интерес к знанию и, покидая его, ребенок захочет сюда вернуться.

В целом же характер учебной деятельности, которую можно вести в условиях музея, достаточно разнообразен: от узнавания о существовании каких-то предметов до соотнесения этой информации с известными фактами. Кроме наблюдательности, музей развивает мыслительные способности сопоставлять и сравнивать, предполагать, обобщать, сопереживать, выдвигать гипотезы.

Учащимся в зарубежных музеях предлагаются разные формы познавательной деятельности: опиши, проанализируй, проконтролируй, соотнеси с известным тебе. Заметим, что эта педагогическая стратегия вовсе не должна затенять воздействия самого экспоната, а только способствовать извлечению информации и ее интеграции при его осмотре. К тому же, идентифицируя и различая предметы, дети анализируют различные эстетические элементы и научные понятия, и, если хотите, у них развивается способность к интерпретации музейных коллекций.

Стремясь найти альтернативу традиционалистским формам музейного просвещения, музейные педагоги все чаще побуждают детей самим искать ответы на вопросы, наблюдать и устанавливать связи между предметами и явлениями, решать, проблемы, определять свои предпочтения через следующие методы:

Наши рекомендации