Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике: упражнения, лабораторные работы
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. На занятиях по языкам необходимо формировать орфоэпические и орфографические навыки, умение делать морфологический разбор слов и синтаксический разбор предложений, писать изложения, сочинения, делать пересказы и т.д. На уроках математики следует вырабатывать навыки устного счета, умение решать примеры и задачи, пользоваться измерительными приборами и т.д. Значительный объем умений и навыков нужно формировать у учащихся на уроках физики, химии, природоведения и другим предметам.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют
свои знания, вырабатывают соответствующие умения, и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения (устный счет по математике, запоминание хронологических дат по истории, правильное произношение слов по языкам и т.д.); б) письменные упражнения по языкам, математике, физике, химии; в) выполнение практических заданий по физике, биологии, географии и другим предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами и инструментами, с подготовкой гербариев и т.д.
При проведении тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:
- первый – учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
- второй – показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;
- третий – первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике;
- четвертый – последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность.
Эта идея получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что, если в основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь воспроизводящая деятельность, тогда их мышление и деятельность идут как бы по накатанному пути. Это не только не способствует, но в иных случаях даже тормозит умственное развитие школьников. Они не приучаются к глубокому анализу фактического материала, а стремятся лишь механически запомнить информацию и способы ее применения на практике. Об этом писал также М.А. Данилов: «Нередко закрепление пройденного материала производится неправильно. Изучив правило и выполняя на это правило те упражнения, в которых характер действий подсказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить форму слова и т.п.), ученик пишет грамотно. Но, начиная писать без этих подсказок, он допускает много ошибок. Подобные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умственное развитие»[88].
С другой стороны, учителю необходимо знать и о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность учащихся и о которых шла речь в предыдущей главе. Упражнения, особенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, которое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной работы учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслительные операции, умения и навыки на другой материал, т.е. применять их в других условиях. На знаниях же не написано, где их можно применять. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравнительно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фактов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.
Это положение обусловливает определенную логику и порядок учебной работы по закреплению изложенного материала. Первые тренировочные упражнения по применению новых знаний на практике, как правило, должны начинаться с показа учителя. При изучении, например, по русскому языку темы «Сложные слова и их образование» учитель, переходя к закреплению изложенного материала, вначале дает учащимся более простые задания и показывает, как их необходимо выполнять. Выполнение этих заданий чаще всего носит воспроизводящий характер, так как ход действий учащихся уже задан учителем. Затем по мере приобретения умений и навыков упражнения усложняются. Они должны содержать в себе определенную новизну и требовать от учащихся вдумчивого и творческого подхода к применению знаний. В данном случае учитель предлагает учащимся объяснить на основе изученного правила написание таких, например, слов, как «одноголосый, двухэтажный, долговечный, доброкачественный» и т.д. После этого учащиеся сами придумывают сложные слова, записывая их в свои тетради и делая соответствующие пояснения об их образовании. В дальнейшем упражнения могут быть еще более усложнены. Учитель может дать ряд парных слов и предложить учащимся образовать от них сложные слова, а затем определить в них основы, корни и соединительные гласные.
Как видим, по мере закрепления изложенного материала учебная работа учащихся все более усложняется и приобретает самостоятельно-творческий характер.
Подобная методика организации упражнений по применению знаний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащихся. Но придавать упражнениям развивающий характер можно лишь тогда, когда они будут содержать творческие задания, выполнение которых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, обдумывания, умственной самостоятельности.
Что же касается отдельных предметов, то методика этой работы может включать в себя следующие приемы. Например, на занятиях по математике вначале обычно должна проводиться коллективная работа класса по анализу задачи или примеров с тем, чтобы убедиться, что учащиеся поняли новый материал, и дать первичные умения в применении его на практике. Здесь, собственно говоря, ничего нового нет. Это обычный прием, который применяется всеми учителями. А вот затем опытные педагоги стараются расширять самостоятельность работы учащихся, прибегая к инновационным формам проверки. На практике это выглядит следующим образом. На уроках математики учитель может сделать коллективный анализ задачи, а потом предложить учащимся решить эту же задачу самостоятельно. Затем новую задачу ученики должны решить самостоятельно без предварительного анализа, а потом провести проверку решения. Хорошо также, чтобы учащиеся сами придумали одну-две задачи по новому материалу. Можно также предложить учащимся выполнить самостоятельно практические и графические работы, если это позволяет изложенная учителем тема.
На занятиях по языкам даются разнообразные упражнения на списывание текстов с заданием вставить пропущенные буквы, на составление предложений и словосочетаний с опорными словами и без них; предлагается написание кратких сочинений, описаний, творческих диктантов; проводится устная и письменная работа со словарем; даются задания сделать грамматический, морфологический и синтаксический разбор слов и предложений, перевести текст с одного языка на другой и т.д.
Подобная методика, если вдуматься в ее сущность, основывается на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий, практических умений и навыков.
Лабораторные работы. При изучении физики, химии, биологии и других предметов необходимо формировать умения и навыки обращения с приборами и реактивами, проведения измерительных работ. Например, при изучении в курсе физики темы «Электрическая цепь и ее составные части» учитель знакомит учащихся с составными элементами электрической цепи, в которую входят: источник тока, соединительные провода, система управления (ключ), измерительные приборы, потребители тока. На доске вычерчивается схема простейшей цепи, которую учащиеся чертят в своих тетрадях. После этого учитель дает практические указания по сборке электрической цепи и организует практическую (лабораторную) работу. Выполняя ее, учащиеся овладевают умениями и навыками применения знаний по данной теме на практике. Такой же характер носят практические работы учащихся по измерению площадей и объемов помещений на занятиях по математике и т.д.
Организация лабораторных (практических) работ учащихся по применению знаний на практике включает в себя следующие приемы: а) постановка цели лабораторных (практических) занятий, б) определение порядка работы и руководство ходом ее выполнения, в) подведение итогов работы. При проведении лабораторных (практических) занятий учащиеся могут пользоваться учебниками и другими учебными пособиями, а также консультироваться с учителем.
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; контрольные работы, проверка домашних работ; программированный контроль, тестирование
Как отмечалось в предыдущих главах, проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться регулярно в течение всего года. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие:
а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой, учебной четверти;
в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год;
г) выпускные и переводные экзамены.
При проверке и оценке качества успеваемости необходимо выявлять, как решаются основные задачи обучения, т.е. в какой мере учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, а также способами творческой деятельности. Существенное значение имеет также то, как относится тот или иной школьник к учению, работает ли он с необходимым напряжением постоянно или же рывками и т.д. Все это обусловливает необходимость применения всей совокупности методов проверки и оценки знаний, которые названы выше. Какова же сущность и дидактические основы использования каждого из этих методов?
Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся. Этот метод позволяет учителю составить представление о том, как ведут себя учащиеся на занятиях, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, какая у них память, в какой мере они проявляют сообразительность и самостоятельность при выработке практических умений и навыков, каковы их учебные склонности, интересы и способности. Не меньшее значение имеет изучение домашних условий жизни и учебной работы школьников, степени их усидчивости и регулярности в овладении знаниями. Если по всем этим вопросам у учителя накапливается достаточное количество наблюдений, это позволяет ему более объективно подходить к проверке и оценке знаний учащихся, а также своевременно принимать необходимые меры для предупреждения неуспеваемости.
Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя таким образом качество и полноту его усвоения.
Поскольку устный опрос является вопросно-ответным способом проверки знаний учащихся, его еще иногда называют беседой.
При устном опросе учитель расчленяет изучаемый материал на отдельные смысловые единицы (части) и по каждой из них задает учащимся вопросы. Но можно предлагать учащимся воспроизводить ту или иную изученную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность усвоенных знаний, а также их внутреннюю логику. По многим предметам устный опрос (беседа) сочетается с выполнением учениками устных и письменных упражнений. Так, при опросе учащихся по материалу сложносочиненных предложений важно, чтобы они аргументировали свои ответы примерами, записывали эти примеры на доске и делали их синтаксический или грамматический разбор. Устный опрос по математике, физике и химии, как правило, сопровождается решением примеров и задач с целью проверки не только знаний, но и практических умений и навыков.
Будучи эффективным и самым распространенным методом проверки и оценки знаний учащихся, устный опрос имеет, однако, и свои недочеты. С его помощью на уроке можно проверить знания не более 3-4 школьников. Поэтому в школьной практике применяются различные модификации этого метода и, в частности, фронтальный и уплотненный опрос, а также поурочный балл.
Сущность фронтального опроса состоит в том, что учитель расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа учащихся. При фронтальном, его также называют беглым, опросе не всегда легко выставлять учащимся оценки, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни глубины усвоения пройденного материала.
Сущность уплотненного опроса заключается в том, что учитель вызывает одного ученика для устного ответа, а четырем-пяти школьникам предлагает дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках (карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что учитель вместо выслушивания устных ответов просматривает (проверяет) письменные ответы учащихся и выставляет за них оценки в классный журнал, несколько «уплотняя», т.е. экономя время на проверку знаний, умений и навыков.
Практика уплотненного опроса привела к возникновению методики письменной проверки знаний. Суть ее в том, что учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы или задачи и примеры, на которые они в течение 10-12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Это важная положительная сторона данного метода.
Известной модификацией устного опроса является также выставление отдельным учащимся так называемого поурочного балла. Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала, проявлять сообразительность при закреплении знаний, обнаруживая таким образом хорошее усвоение изучаемой темы. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и произвольное внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.
Контрольные работы. Это весьма эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной или практической форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся. При проведении контрольных работ необходимо соблюдать ряд дидактических требований.
Первое: контрольные работы целесообразно проводить тогда, когда учитель убедился, что пройденный материал хорошо осмыслен и усвоен учащимися. Если же последние не совсем хорошо усвоили изучаемую тему или раздел программы, то контрольную работу проводить не следует и нужно продолжать дальнейшую учебную работу по их более основательному усвоению.
Второе: необходимо за одну-две недели предупредить учащихся о предстоящей контрольной работе и провести в связи с этим соответствующую подготовку. Например, полезно проводить решение различных задач и примеров по математике по пройденным темам, а также организовать тренировочные упражнения по языкам, физике, химии и другим предметам. Одновременно с этим нужно давать учащимся задания, требующие проявления творческого мышления и сообразительности с тем, чтобы они учились искать правильные решения нестандартных задач и упражнений. Нередко полезно также проводить так называемые предупредительные проверочные работы, позволяющие определять степень подготовленности учащихся к предстоящей контрольной работе.
Третье: очень важно, чтобы содержание контрольной работы охватывало основные положения изученного материала и включало
в себя такие вопросы, решение которых требовало бы от учащихся проявления сообразительности и творчества.
Четвертое: при проведении контрольных работ необходимо обеспечивать самостоятельное выполнение учащимися даваемых заданий, не допускать подсказок и списывания. В этом смысле хорошими приемами являются подбор для учащихся различных вариантов одного и того же задания, размещение учащихся за отдельными столами и т.д.
Пятое: контрольные работы, как правило, должны проводиться в первой половине недели и желательно на втором и третьем уроке. Перенесение контрольных работ на конец недели или на последние уроки нецелесообразно, так как в это время учащиеся испытывают повышенное утомление, что, несомненно, может отрицательно сказаться на выполнении контрольной работы. По этой же причине недопустимо проведение нескольких контрольных работ в один день.
Шестое: учитель обязан внимательно проверять и объективно оценивать контрольные работы, а также проводить анализ качества их выполнения, классифицировать допущенные учениками ошибки и осуществлять последующую работу по устранению пробелов в их знаниях.
Проверка домашних работ учащихся. Для проверки и оценки успеваемости учащихся большое значение имеет проверка выполнения ими домашних заданий. Она позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Проверка домашних работ в той или иной форме осуществляется на каждом уроке. Кроме того, учитель периодически берет тетради с домашними работами учащихся для специального просмотра и проверки. Что же касается слабоуспевающих школьников, то учитель обязан регулярно проверять все их домашние работы.
Программированный контроль. В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом (от фр. alternative – одна из двух возможностей), или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ. Например, при изучении в курсе русского языка темы о составе слова учащимся может быть предложен вопрос, который требует определить приставки в словах: разом, разные, разлом, разносить. Ученики должны отобрать слова, в которых есть приставки.
Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала, например, знание написания отдельных слов в курсе русского и иностранного языков, формул и теорем в курсе математики, хронологических дат в курсе истории и т.д. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет.
В последнее время для проверки и оценки знаний учащихся все более широко используется такая инновационная методика, как тестирование, когда учащимся в письменном виде или с помощью компьютера предлагаются вопросы, по ответам на которые судят о качестве усвоения изучаемого материала. Тест – это стандартизированное испытание, позволяющее количественно выразить оценку тех или иных результатов учебной деятельности учащихся. Тесты могут приобретать следующие формы: выбрать из 4–5 предложенных ответов на вопрос правильный; вставить пропущенные в задании данные; дополнить незаконченное определение того или иного понятия; исправить ошибки в предложенном тексте и т.д.
В заключение следует сказать, что в системе учебной работы должны использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.