По учебной практике, практике по получению первичных профессиональных умений и навыков

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

Имени М.В. Ломоносова»

ДНЕВНИК

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ, ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Архангельск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

ДНЕВНИК

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ,

ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПООФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ НАВЫКОВ

В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УНИВЕРСИТЕТА

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Высшая школа психологии и педагогического образования курс________ группа______

Место прохождения практики___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководители практики:

от университета______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Сроки практики: с ______________________ по _________________________

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ,

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВИЛАМ ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА

Вид инструктажа Дата ФИО проводившего инструктаж Подпись студента Подпись проводившего инструктаж
  1. Вводный
 
       
  1. Первичный на рабочем месте
 
       
  1. Целевой
(связанный с переменой рабочего места)
       

РАБОЧИЙ ПЛАН (ГРАФИК)

ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

  Наименование работы Подразделение профильной организации, где выполнялась работа Срок выполнения Подпись руководителя о выполнении
план факт
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Руководители практики от университета _______________________

(подпись)

_______________________

(подпись)

Права и обязанности СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ-практикантов

Студенты магистратуры имеют право:

1. Обращаться к руководителю (координатору) образовательной программы, руководителю практики от кафедры, заведующему кафедрой психологии по всем вопросам, возникающим в ходе практики.

2. Договариваться о назначении консультаций с руководителями практики от кафедры по выполнению конкретных заданий, анализу и оценке отчетной документации.

3. Пользоваться библиотекой института и находящимися в ней учебно-методическими пособиями, учебниками и т.п.

4. Изучать опыт практической деятельности преподавателей кафедры психологии.

5. Вносить предложения по совершенствованию организации учебно-воспитательной работы в вузе.

Студенты магистратуры обязаны:

1. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, правила охраны труда и техники безопасности, распоряжения руководителей практики в соответствии с ее программой. В случае не выполнения требований магистрант может быть отстранен от прохождения практики.

2. Участвовать в установочной и итоговой конференциях по практике, быть готовыми к встречам с групповыми руководителями практики.

3. Составить индивидуальный план своей работы, который утверждается руководителем практики от кафедры.

4. Выполнить все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики; фиксировать результаты своей работы в рабочем журнале с отметкой выполненных заданий групповых руководителей практики.

5. Сдать рабочий журнал по окончании практики для отчета с анализом проведенной работы в течение одной недели и подготовить отчет к итоговой конференции. В рабочем журнале на основе проверки выполненных заданий руководитель практики от кафедры выставляет общую отметку за практику (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Оценка может быть снижена, если магистрант в указанные сроки не отчитался по практике.

6. Пройти практику повторно, в свободное от учебы время, если не выполнили программу практики по уважительной причине.

7.Предъявить в течение двух недель по окончании практики оправдательный документ, если не явились на практику или пропустили ее определенный период. При отсутствии такового, магистранту выставляется неудовлетворительная оценка. Магистранты, не явившиеся на практику без уважительной причины, отстраненные от практики в ходе ее или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из вуза, как имеющие академическую задолженность.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Руководители практики от университета _______________________

(подпись)

______________________________

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИКИ

(из рабочей программы)

Учебная практика проводится на 1 курсе магистратуры в течение шести недель на базе кафедры психологии вышей школы психологии и педагогического образования САФУ имени М.В. Ломоносова.

Цели учебной практики - научиться наблюдать, понимать и анализировать деятельность педагога-психолога, приобретении ими практических навыков и компетенций по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

Задачами практики являются:

¾ познакомиться с основными видами и задачами работы психолога в сфере образования, проанализировать и определить место и значение каждого вида деятельности (просвещение, диагностика, коррекция, консультирование, профилактика) в его деятельности в конкретной организации;

¾ овладеть навыками наблюдения за особенностями проведения психологического консультирования и приобрести опыт психологического консультирования участников образовательного процесса;

¾ приобрести опыт просветительской деятельности, разработки проекта создания и развития системы дополнительного образования в той или иной конкретной организации, а также прохождения групповых супервизий;

¾ развить навыки рефлексии своей профессиональной деятельности с точки зрения усвоенных компетенций.

Содержание учебной практики отражаетте виды деятельности студентов, в которые они включаются в ходе практики. Эта деятельность охватывает:

1. Участие в установочной конференции производственной практики, написание репортажа с установочной конференции; составление и утверждение плана-графика учебной практики.

2. Составление характеристики городского центра экспертизы, мониторинга, психолого-педагогического и информационно-методического сопровождения «ЛЕДА».

3. Наблюдение за консультативной деятельностью педагога-психолога.

4. Приобретение опыта проведения 2 психологических консультаций с участниками образовательного процесса.

5. Разработка, проведение и самоанализ 1 практического занятия по психологии с участниками образовательного процесса (с конспектом).

6. Разработка проекта создания и развития системы дополнительного образования в той или иной конкретной организации.

7. Прохождение 2 групповых супервизий и написание мини-сочинения на тему: «Я как супервизант».

8. Предоставление отчета по результатам прохождения практики и оценка степени освоения профессиональных компетенций в ходе учебной практики.

В целях обеспечения руководства практикой на факультете назначается руководитель практики от кафедры, а также привлекаются работники базовых государственных учреждений.

В ходе практики студент заполняет дневник, который является обязательным документом, предоставляемым для контроля и оценки выполнения программы практики.

В результате прохождения практики у студента формируются следующие компетенции:

Код компетен-ции Наименование компетенции из образовательной программы Результаты обучения Уровень сформирован- ности компетенции
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК- 1 Способность выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития   Знать/ понимать теоретические и методологические подходы к анализу психологических проблем развития; классификацию проблем развития, факторы возникновения проблем развития, типичные для каждого возраста проблемы развития, стратегии решения психологических проблем в отечественной и зарубежной психологии повышенный
Уметь/ применять анализировать проблемы психического развития человека в разные возрастные периоды и определять стратегии их предупреждения и разрешения; оценивать позитивные и негативные последствия решения/нерешения психологических проблем в тот или иной возраст
ОПК- 3 омение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений Знать/ понимать особенности организации межличностных контактов, общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности участников образовательных отношений повышенный
Уметь/ применять организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность участников образовательных отношений
ОПК-9 Готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогическом образовании Знать/ понимать формы, принципы, методы активного обучения родителей высокий
Уметь/ применять применять инновационные методы активного обучения в работе с группами
ОПК-8 Способность применять психолого-педагогические знания и знание нормативно-правовых актов в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений Знать/ понимать психологическую характеристику педагогической и учебной деятельности, особенности их освоения и становления   повышенный
Уметь/ применять применять психолого-педагогические знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательных отношений
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК-5 Готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа Знать/ понимать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа   повышенный
Уметь/ применять использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа
ПК-11 Способность выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося Знать/ понимать особенности развития личности, способностей, интересов и склонностей обучающихся разных возрастов повышенный
Уметь/ применять планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, особенно – социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации; разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе
Общекультурные компетенции (ОК)
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения Знать/ понимать подходы к анализу нестандартных ситуаций; понимать социальную и профессионально этическую ответственность за принятые решения повышенный
Уметь/ применять действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и профессионально-этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала Знать/ понимать специфику, характеристики, формы и способы саморазвития, самореализации, использования творческого потенциала повышенный
Уметь/ применять осуществлять саморазвитие, самореализацию, использовать творческий потенциал
Профессионально-специализированные компетенции (ПСК)
ПСК- 2 Способность осваивать технологии проведения супервизии Знать/ понимать теоретические основы супервизии, её модели, основные технологии повышенный
Уметь/ применять технологии супервизии в психологии
ПСК-4 Способность к рефлексии своей профессиональной деятельности с точки зрения усвоенных компетенций Знать/ понимать специфику профессиональной деятельности психолога в образовании повышенный
Уметь/ применять осуществлять рефлексию своей профессиональной деятельности с точки зрения усвоенных компетенций


Задание 1. Познакомиться с программой и дневником практики, составить репортаж с установочной конференции по практике и определить сроки выполнения по учебной практике.

Репортаж студента магистратуры

Работы педагога-психолога

1.Цель: выявить особенности основных видов деятельности (психодиа-гностической, коррекционной, профилактической, просветительской, консультативной) педагога-психолога данного учреждения на основе изучения и анализа отчетной документации.

2.Предмет анализа: особенности основных видов деятельности практического психолога.

3.Объект анализа: вещественные результаты видов работы психолога (журналы регистрации видов работы, планы работы на год, дневники, отчеты и т.д.).

4.Выводы: на основе анализа отчетной документации по каждой из намеченных линий выделить особенности каждого вида деятельности психолога и определить их соответствие целевому назначению психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики, консультирования и психопросвещения.

Информация к сведению

Занятие – это видимая часть работы преподавателя. Ей предшествует серьезная подготовительная деятельность, связанная с конструированием, организацией занятия, психологическим настроем на работу с учащимися. Для студента-практиканта подготовка к проведению занятия занимает большое количество времени и требует особой ответственности и основательности.

При подготовке и проведении занятий по психологии следует помнить основные общедидактические принципы: научность, системность, доступность, последовательность, наглядность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность, учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

Начать подготовку к проведению занятий необходимо с тематического планирования, одновременно с согласованием с руководителем формы организации обучения (лекции, семинара, практического занятия), формы организации учебной деятельности учащихся (фронтальной, групповой, индивидуальной). Выбор метода обучения (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения) – еще один важный вопрос, требующий решения в ходе к подготовки к занятию.

В зависимости от цели занятия, его задач, формы и методов обучения, формы организации учебной деятельности учащихся на занятии по-разному будет строиться процесс взаимодействия практиканта с учащимися. Разной будет и структура занятия. Несмотря на различия организационных форм обучения для любой из них характерна следующая общая структура занятия:

1) организационно-вводная часть (начало занятия, настрой на учебную работу, мотивация учащихся, а также сообщение темы, цели, задач, плана изучения, литературы);

2) основная часть (определяется организационной формой, задачами, используемыми методами, может включать проверку подготовленности к занятию, объяснение и закрепление нового материала, самостоятельную работу учащихся, контроль усвоения знаний и т.п.)

3) заключительную часть (формулирование выводов, подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания и его комментарии).

Далее следует постепенное «наполнение» общей структуры занятия конкретным содержанием: разрабатывается план, а затем план-конспект занятия. План изложения материала составляется произвольно: в виде тезисов, подробных текстов объяснения материала и т.п. в нем предусматривается содержание деятельности преподавателя и учащихся, прописывается учебный материал, который будет излагаться практикантом. Важно предусмотреть серию проблемных вопросов для учащихся на разных этапах занятия, варианты ответов на них, обобщения ответов студентов и школьников, которые может сделать практикант. Кроме того, прописываются все задания, упражнения, которые будут даны учащимся и правильные варианты их выполнения. Включение в содержание занятия психологического практикума с элементами экспериментирования, психодиагностики делает занятия по психологии привлекательными для учащихся.

В плане-конспекте занятия полезно также выделить то содержание учебного материала, которое будет продиктовано учащимся под запись. Учащиеся обязательно должны записать тему занятия, его план, основные понятия и их определения. Следует также продумать оформление доски, подготовить наглядные пособия (схемы, графики, рисунки по мере необходимости).

Задача преподавателя при проведении практического занятия состоит в том, чтобы сделать их убедительными и точными. Для этого следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить занятие, строго придерживаясь плана;

- свободно владеть материалом;

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безотрывного чтения подготовленного конспекта;

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонационно) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо);

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формулировки под запись;

- чувствовать и понимать реакцию аудитории;

- использовать обратную реакцию;

Применять наглядные средства обучения.

Как же указывалось выше, важным средством освоения педагогического опыта является анализ уроков опытных преподавателей, а также других студентов-практикантов. Но огромное значение имеет также и самоанализ проведенных занятий по психологии на практике, предполагающий рефлексию различных сторон своей профессиональной деятельности. В соответствии с этим, в данный раздел программы педагогической практики специалиста-психолога включены задания, направленные не только на разработку, проведение, но и на самоанализ двух семинарских занятий и двух лекций.

Программа выполнения задания

1.Продумать цель занятия с участниками образовательного процесса в соответствии с их запросом, уяснить значение выбранной темы, составить план, провести отбор материала, распределить материал по вопросам и подвопросам, выделить этапы занятия.

2. Подготовить краткий конспект практического занятия, опираясь на схему методического сценария учебного семинарского занятия по В.Я. Ляудис (Приложение 1).

3 Провести одно психологическое занятие.

4.Проанализировать проведенное занятие по схеме рефлексивного анализа практического занятия №1.

КОМПЕТЕНЦИЙ (ПК)

Наименование компетенции из образовательной программы Оценка степени освоения ПК Трудности в освоении ПК  
способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) 0 1 2 3  
умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) 0 1 2 3    
готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) 0 1 2 3    
  готовность проводить психологическое консультирование участников образовательного процесса (ПСК-1) 0 1 2 3  
готовность использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5) 0 1 2 3  
способность выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11) 0 1 2 3  
  способностью определять круг потенциальных партнеров образовательной организации (ПК-57)      
готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3) 0 1 2 3  
способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8) 0 1 2 3    
способность к рефлексии своей профессиональной деятельности с точки зрения усвоенных компетенций (ПСК 4) 0 1 2 3  
способность осваивать технологии проведения супервизии (ПСК 2) 0 1 2 3  

Замечания ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______________________________________________________________

Руководители практики от университета _______________________

(подпись)

______________________________

(подпись)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ

ОТ УНИВЕРСИТЕТА

Оценка ______________________________________________________________

Руководители практики от университета _______________________

(подпись)

______________________________

(подпись)

Библиографический список

Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт. – М., 2000. – 240 с.

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с.

Абрамова Г.С. Практическая психология. - М: Академический Проект, 2003 - 496 с.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с.

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 1997. – 256 с.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. – М.: Ось-89, 2004. - 128с.

Грановская Р.М. Психология в примерах. – СПб: Речь, 2002. - 247 с.

Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Просвещение, 1991.— 303 с.

Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. - М; Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1998. - 288с.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во УРАО, 2000.- 128 с.

Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: Просвещение, 1991 - с.303.

Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. – 120 с.

Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова". — М.: Ижица, 2008. — 224 с.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

Имени М.В. Ломоносова»

ДНЕВНИК

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ, ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Архангельск

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

ДНЕВНИК

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ,

Наши рекомендации