Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике

В процессе обучения большое значение имеет выработка у уча­щихся умений и навыков применения полученных знаний на прак­тике.

Метод упражнений. Сущность его состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняют­ся) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают и соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способ­ности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в — третьих, содействовать развитию творческих способ­ностей школьников.

На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабаты­вать у учащихся. В этом смысле можно выделить: устные упражне­ния; письменные упражнения; выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выра­боткой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.

Устные упражнения способствуют развитию логического мыш­ления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются дина­мичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.112

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способ­ствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут соче­таться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по со­ставлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изго­товление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лаборато^но-практических работ, экскурсий. Графичес­кие упражнения выполняются обычно одновременно с письменны­ми и решают единые учебные задачи. Графические работы в зависи­мости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий ха­рактер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические рабо­ты учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических зна­ний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способ­ствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их вы­полнению; соблюдение дидактической последовательности в выпол­нении упражнений — сначала упражнения по заучиванию и запо­минанию учебного материала, затем — на воспроизведение — при­менение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и про­блемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы — это проведение учащимися по зада­нию учителя опытов с использованием приборов, применением ин­струментов и других технических приспособлений, т.е. изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудо­вания.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или иссле­довательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек, озер в зависимости от погоды и т.п. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Практические работы проводятся после изучения крупных раз­делов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местно­сти, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Для организации тренировочных упражнений по применению зна­ний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

• объяснение учителем цели и задач предстоящей тренировоч­ной деятельности;

• показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражне­ние;

• первоначальное воспроизведение учащимися действий по при­менению знаний на практике;

• последующая тренировочная деятельность учащихся, направ­ленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.

Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкос­тью, однако такая ступенчатость в той или иной мере присуща об­разованию любого умения и навыка.

При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочета­ли в себе подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собствен­ных путей решения той или иной задачи. Еще К.Д. Ушинский от­мечал, что подражание только тогда полезно, когда из него вырас­тает самостоятельная деятельность.

С другой стороны, учителю необходимо знать о тех трудностях, с которыми сопряжена тренировочная деятельность. Упражнения, осо­бенно если они проводятся творчески, связаны с тем явлением, кото­рое в психологии и педагогике принято называть переносом знаний. Суть этого явления заключается в том, что в процессе учебной рабо­ты учащимся приходится как бы переносить усвоенные мыслитель­ные операции, умения и навыки на другой материал, то есть приме­нять их в других условиях. Усвоив на основе конкретных примеров и фактов то или иное правило, ученик не всегда легко оперирует им, когда это правило нужно применить в новой, ранее не встречавшейся ситуации, или с его помощью объяснять новые явления и факты. В этой связи Н.А. Менчинская подчеркивала, что учащимся сравни­тельно нетрудно на основе анализа примеров и фактов сделать необ­ходимые теоретические выводы, сформулировать правила и гораздо труднее применять эти выводы к объяснению новых примеров и фак-114

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

тов. Последнее как раз и имеет место при закреплении усвоенного материала.

Подобная методика организации упражнений по применению зна­ний на практике особое значение имеет в настоящее время, когда ставится задача более интенсивного умственного развития учащих­ся. Но развивающий характер упражнения будут носить лишь тог­да, когда они будут содержать творческие задания, выполнение ко­торых требует от учащихся нетривиальных поворотов мысли, ум-ственной,самостоятельности.

2.3.5. Выбор методов обучения

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд может показаться, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в оп­ределении путей достижения цели. Объективные и субъективные причины, имеющие возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной рабо­ты. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определя­ются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправлен­ный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

В психолого-педагогической литературе выделено немало при­чин, влияющих на выбор методов обучения. В табл. 12 они сведены в иерархическую систему.

Можно выделить шесть общих условий, которые определяют выбор метода обучения:

• Закономерности и принципы обучения, которые вытекают их них.

• Содержание и методы определенной науки вообще и предме­та, темы в частности.

• Цели и задачи обучения.

• Учебные возможности школьников (возрастные, уровень под­готовленности, особенности классного коллектива).

• Внешние условия (географические, производственные, окру­жение).

• Возможности учителей (опыт, уровень подготовленности, зна­ние типичных ситуаций процесса обучения).

С чисто формальной точки зрения прогнозирование оптималь­ных методов обучения кажется не особенно сложным. Опираясь на теоретико-множественный подход, размышляем так. Имеется неко-

торое множество методов обучения и множество условий, в кото­рых они применяются. Основные значения первого и второго мно­жеств известны. Кроме множества методов и условий в реальном процессе всегда действуют случайные (неизвестные) причины, ве­личины которых и направленность влияния нельзя предусмотреть заранее. В первом приближении их влиянием приходится пренеб­речь, но нужно помнить, что именно наличием непредвиденных, неконтролируемых причин обуславливается надежность прогности­ческих выводов. Задача оптимизации методов формулируется одно­значно: в имеющихся условиях из множества методов необходимо выделить те, которые обеспечивают наивысшую эффективность обу­чения по принятым критериям.

Таблица 12 Иерархия факторов, влияющих на выбор методов

Фактор   Влияние фактора   Место  
Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть   0,90    
Уровень мотивации обучения   0,86    
Реализация принципов, закономерностей обучения   0,84    
Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать   0,80    
Дозировка и сложность учебного материала   0,78    
Уровень подготовленности учащихся   0,65    
Активность, интерес учащихся   0,65    
Возраст. Работоспособность учащихся   0,62    
Сформированность учебных навыков. Учебная тренированность и выносливость   0,60    
Время обучения   0,55    
Материально-технические, организационные условия обучения   0,50    
Применение методов на предыдущих уроках   0,40    
Тип и структура занятия   0,38    
Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество и авторитарность)   0,37    
Число учащихся в классе   0,36    
Уровень подготовленности учителя   0,35    

Для обучения учителей оптимальному выбору методов обучения, как показывает передовой опыт, в школе должны быть реализова-116

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ны конкретные организационно-педагогические условия, к числу которых в первую очередь надо отнести организацию самообразова­ния учителей по овладению всем арсеналом методов обучения, на­копленных педагогической наукой и передовой практикой (изуче­ние программ, учебников, методических пособий по предмету, ма­териалов о передовом опыте обучения и прочее).

Следующим условием успешной реализации оптимального выбо­ра педагогических решений является обязательный анализ учите­лем эффективности применения методов обучения после окончания урока. Педагогам полезно выявить при этом, какими расходами времени и усилий были достигнуты определенные результаты, яв­ляются ли эти расходы оптимальными с точки зрения сформулиро­ванных ранее критериев.

Сегодня надежным помощником учителя при выборе оптималь­ных методов обучения становится ЭВМ. Электронный мозг мгно­венно «профильтрует» методы сквозь сито конкретных условий обу­чения и посоветует педагогу остановить свой выбор на тех путях, которые удовлетворяют заранее обусловленным критериям. Для этого надо иметь четкие критерии оценки и соответствующие компьютер­ные программы.

Формы обучения

Много читать и не понимать — все равно, что много есть и плохо переваривать.

Немецкая пословица

Форма— характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными (урок, домаш­няя работа, факультативные занятия, консультации, дополнитель­ные занятия, контроль знаний и др.) и общими.

Урок— коллективная форма обучения, которой присущи посто­янный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоря­жении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разно­образии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

- уроки-лекции (практически — это монолог учителя на задан­ную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уро­ки приобретают характер беседы);

2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

- лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обыч­но посвящены отработке умений и навыков);

- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тес­тирование);

- комбинированные уроки проводятся по любой из схем:

- повторение пройденного — воспроизведение учащимися ра­нее пройденного материала, проверка домашнего задания, ус­тный и письменный опрос;

- освоение нового материала; на этом этапе новый материал из­лагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоя­тельной работы учащихся с литературой;

- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);

- выдача домашнего задания.

В журнале «Завуч» (№ 4, 1998 г.) Г.Б. Васильева в статье «Анализ методической работы средней общеобразовательной школы» предла­гает следующую классификацию форм организации учебных заня­тий (рис. 5, 6).

Не следует, однако, замыкаться только указанными на схеме нетрадиционными формами. Талант педагога всегда правильно под­скажет форму педагогического общения. В последние годы в пени­тенциарных школах стали популярны уроки-проповеди. Эта форма оправдывает себя и в обычной общеобразовательной школе на заня­тиях экономикой, технологией, экологией (девизы проповеди — «Будь бережлив!», «Будь хозяином Земли!»). Думается, что со вре­менем этот перечень значительно возрастет.

Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. XX века в процессе очередной безус­пешной попытки реформировать школьное образование. Эти заня­тия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желаю­щим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.

Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного ру­ководства учителя.

Внеклассная работа — олимпиада, кружки — должны способ­ствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей уча­щихся.

Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, ска­жем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выде-118

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике - student2.ru

Наши рекомендации