Педагогический контроль и учёт учебной работы учащихся. Оценка результатов процесса обучения. Критерии оценки знаний, умений и навыков

Контроль - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обу­чаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контроля, основной дидак­тической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объ­ективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качест­ва обученности учащегося, но и объема учебного труда послед­него. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях ус­певаемости, классных журналах, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, памятных знаков и т. п.).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как каче­ственные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных сужде­ниях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оце­ночному суждению приписывается определенный балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка это не число, получаемое в резуль­тате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение.

Функции оценки, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, по­ложительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успе­хам. Важнейшими принципами диагностирования и контроли­рования обученности (успеваемости) учащихся являются объ­ективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективностьзаключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Требование принципа систематичностизаключается в том, что регулярному диагностированию под­вергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребы­вания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип наглядности(гласности) заключается, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливае­мый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравни­мый характер. Принцип гласности требует также оглашения оценок. Оценка — это ориентир, по которому обуча­емые судят об эталонах требований к ним, а также об объектив­ности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последова­тельности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как пра­вило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы опре­делить знание учащимися важнейших элементов курса предшествующего учебного года. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начина­ется изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Главная функция те­кущей проверки — обучающая. Методы и формы такой про­верки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, кон­кретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема­тической. Параллельно с изучением нового материала учащие­ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способ­ствует упрочению знаний. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагно­стирования.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значитель­ной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование ка­чества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных час­тях курса. Главные функции периодической проверки — систе­матизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итого­вая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завер­шении учебного года. Это, диагностирование уровня (ка­чества) фактической обученности в соответствии с поставлен­ной на данном этапе целью.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применить полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). Главная функция комплекс­ной проверки — диагностирование качества реализации меж­предметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяс­нять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведе­ний, почерпнутых из всех изученных предметов.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять учащимся, какая, почему и за что выставлена оценка.

До революции в России существовала шестибалльная систе­ма оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала исполь­зоваться все реже, а, начиная с 50-х годов все меньше стала ис­пользоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фак­тически превратилась в трехбалльную, а для большинства обуча­емых, которые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулиру­ет учебный труд, «ступенька» между тройкой и четверкой не­преодолима для большинства обучаемых. Педагоги ищут способы повышения стимулирую­щей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько таких способов.

Первый — выставление оценок со знаками «плюс» и «ми­нус». Существующие правила ведения классных журналов не позволяют учителям использовать оценки с дополнительными обозначениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, а в своей записной книжке — уточненные.

Второй способ состоит в том, что цифровая балльная оцен­ка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктив­ного запрета, но используется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.

Иногда учитель прибегает к третьему способу — выставле­нию оценки в дневнике, которое сопровождается записью, ад­ресованной родителям. При этом используется опора на мотив ответственности учащегося перед семьей. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. Если про­смотреть записи в дневниках, то можно убедиться, что они преимущественно имеют негативный характер. Но отрицательная стимуляция разрушает мотив. Известно, что в 5—6 классах роль мотива ответственности постоянно снижается, но снижа­ется она, как показали исследования, не для всех обучаемых, а только для тех, в дневниках которых преобладают замечания.

Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему от­носятся товарищи, что они думают. Педагог должен это ис­пользовать. Но опять же не злоупотребляя негативным стиму­лированием, приводящим к разрушению мотива. В дореволю­ционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классом можно, а ругать, высказывать неодобрение — нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило.

Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воздействия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопе­реживанию успехов и неудач товарищей по классу.

Шестой способ — использование экранов успеваемости. В классной комнате вывешивается, экран, на котором выставля­ются все оценки всех обучаемых. Этот способ имеет недостат­ки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не на­целить обучаемых на правильное восприятие информации.

Седьмой способ — организация соревнования с самим со­бой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если он при этом и остается отличником. И наоборот, слабый выигрывает, когда начинает работать лучше. В соревно­вании с самим собой все обучаемые находятся в одинаковых условиях — неуспевающий может победить в нем, если полу­чит на одну неудовлетворительную оценку меньше, чем за про­шлую неделю. А отличник проиграет, когда вместо привычной пятерки получит лишь четверку. Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.

Содержание, виды, формы, методы, этапы осуществления внутришкольного контроля.

Важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организо­ванный внутришкольный контроль.

Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности учащихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают по­вышение эффективности руководства учебно-воспита­тельным процессом. Контроль — не самоцель.

Никакой контроль, только фиксирующий недочеты, не может помочь преподавателям добиться нужных ре­зультатов. Педагогический контроль, используя свои спе­цифические методы, должен стать одним из важных средств повышения квалификации педагогов, совершен­ствования их специальных знаний и педагогического ма­стерства — в этом суть научной организации руководства. Не меньшее значение имеет своевременное обобще­ние и распространение передового опыта, лучших образ­цов работы. Изучая методы преподавания отдельных педагогов, обнаружив ростки нового, оригинального, руководитель, принимает все необходимые меры к внедрению в практику работы всего коллектива достижения мастеров педаго­гического дела.

Система педагогического контроля опирается на опре­деленные дидактические требования. Дидактические тре­бования к содержанию и методам контроля определяют условия, обеспечивающие оптимальное функционирова­ние контроля и способствующие выполнению управленче­ских функций. Современные исследователи перечисляют следующие дидактические требования:

Первое:соответствие содержания контроля программ­ным требованиям. Если требования понизить, то уровень образования снижается, если требования увеличить, то произойдет перегрузка учащихся.

Второе:объективность, достоверность содержания по­лученной информации.

Третье:необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся — уровня их теоретических знаний, умения применять знания на практике, степень развития их самостоятельности.

Четвертое:гласность, оперативность и систематич­ность контроля.

Пятое:сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля.

По объему получаемой информации мы можем выделить:

а) фронтальный контроль, когда изучаются все основ­ные компоненты системы работы преподавателя или учащихся;

б) тематический контроль, который связан с анализом одной проблемы, являющейся частью любого процесса.

Разнообразие методов, видов форм контроля повы­шает его объективность и создаст условия для коллек­тивной оценки деятельности каждого преподавателя и всего педагогического коллектива.

При планировании контроля необходимо иметь в виду не вообще предмет, а стержне­вые его темы. Таким образом, проверка знаний учащихся или качества работы учителей становится целенаправлен­ной: удается своевременно установить, что именно усвои­ли или не усвоили ученики, какие элементы в труде учи­теля слабее, и принять меры к ликвидации пробелов. Условия эффективности педагогического кон­троля

Первое условие — своевременная и точная информации о положении дел в школе.

Второе — изучение деловых и профессиональных качеств учителей, их стиля работы, уровня подготовки, не­достатков и достоинств.

Третье — действенность контроля, оказание своевремен­ной помощи тем, кто в ней нуждается, распространение пе­редового опыта, лучших образцов работы, с целью совер­шенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Четвертое — высокая культура проверяющих, их ком­петентность, объективность, соответствие предъявляемых требований конкретным условиям работы.

Для изучения уровня подготовки учителей, их ма­стерства, а также анализа их деятельности и принятия, нужных мер применяются три вида контроля:

а)Предварительный контроль: просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, проводят­ся беседы о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельной работы учащихся и т.д.;

б) Текущий контроль: непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков, проверка знаний и навыков учащихся, просмотр ученических работ и т.д.;

в) Итоговый контроль: изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за опре­деленный период. Изучаются журналы, ведомости, проводятся контрольные работы, проводится опрос.

Особенности предварительного контроля. Администрация школы, изучая работу учителей и воспитателей, определяет особенности их работы, сильные или слабые сто­роны в их деятельности и продумывает методы совершен­ствования педагогического труда, общие для всего коллектива или определенной группы учителей, или индиви­дуальные для данного учителя с учетом его подготовки, стиля работы и особенностей характера.

Обычно такой контроль рассчитан на разрешение текущих и ближайших задач. Система педагогического контроля ак­тивно воздействует на протекание учебно-воспитательного процесса, регулируя деятельность учителей по совершен­ствованию педагогического мастерства, не допускает проведение плохих уроков или слабо подготовленных воспи­тательных ероприятий.

Текущий контроль наиболее ди­намичный и результативный с точки зрения целенаправ­ленности изучения стиля и особенностей работы учителей и уровня знаний и умений учащихся.

С этой целью планирование и конкретное содержание контроля за учебным процессом строится по четвертям, т.к. учебная четверть является организационным периодом учеб­но-воспитательной работы школы. Цели и задачи контроля в каждой четверти вытекают из общегосударственных задач, содержания обучения в данный период учебного года и задач, решаемых конкретно данной школой:

сложились основные направления, связанные со специ­фическими особенностями каждой учебной четверти: Первая четверть: характер системы повторения, качество знаний учащихся по отдельным предметам; качество знаний учащихся во вновь сформированных классах; знакомство с организационно-методической стороной уроков учителей, начинающих работать по новым программам, в новой па­раллели классов, молодых, только начинающих работу учите­лей; посещение уроков вновь пришедших в школу учителей.

2-я — 3-я четверти: являются периодом в учебной ра­боте, когда идет основное изучение и усвоение учебного материала учащимися, приобретаются навыки, закрепля­ются умения, вырабатывается необходимость практиче­ского применения знаний и т.д. В связи с этим основное направление в контроле приобретает изучение системы работы преподавателей разного цикла с разными целями и задачами, вытекающими из специфики данной школы; изучение постановки преподавания отдельного предмета, проверка качества знаний учащихся отдельных классов, параллелей по предмету в целом; контроль знаний учащихся слабо усваивающих программный материал

4-я четверть: основная задача в контроле — выявление работы учителей по систематизации знаний учащихся в связи с подготовкой к экзаменам и окончанием учебного года; контроль за деятельностью педагогического коллек­тива по переводу учащихся в следующий класс; подготовка учителей и учащихся к экзаменам и проведение их; орга­низация индивидуальной работы со слабо усвоившими учебный материал года учащимися

Итоговый контроль обеспечивает возможность обоб­щенного анализа деятельности учителей и учащихся, по­могает определить результаты труда коллектива школы и на их основе планировать стратегические пути обеспече­ния роста качества учебно-воспитательного процесса и скорейшего исправления ошибок.

Например, по итогам четверти выяснилось, что знания учащихся 9-х классов по математике у разных учителей за­метно отличаются. В чем причина? Состав классов или каче­ство работы учителей? Анализ, сопоставление методов, обмен опытом помогли не только объяснить само явление, но и найти пути совершенствования преподавания.

Способы контроля.Осуществление этих видов контро­ля возможно разными методами. В современной практике сложились следующие способы проверки учебной дея­тельности учителей:

1. Выборочное посещение уроков.

Директор или завуч без предупреждения по своему личному плану посещают отдельные уроки учителей. Та­кая проверка дает возможность установить, как готовится к урокам учитель, активность класса, т.е дея­тельность учителя и учащихся в обычной об­становке.

2. Тематическое посещение уроков.

Директор или заместитель директора с целью всесто­роннего изучения системы работы учителя посещает цикл уроков по одной теме или подтеме (3—5 уроков). Такая проверка дает возможность определить сильные и слабые стороны преподавателя, дать ему квалифицированный со­вет по совершенствованию педагогического мастерства. Тематическая проверка необходима при знакомстве с но­вым учителем, а также, если выборочное посещение не позволяет точно установить подлинные причины отдель­ных неудач. Полезно тематическое посещение уроков и с целью изучения передового опыта работы.

3. Параллельное посещение уроков.

Руководитель школы посещает уроки двух учителей в параллельных классах по одной и той же теме, если такая возможность существует. Полезно при этом присутствие и учителя параллельного класса. Путем сравнения удается рас­крыть существенные особенности педагогического почерка учителя, эффективность тех или иных методов обучения.

4. Классно-обобщаюший контроль.

Руководитель школы присутствует весь учебный день в одном классе (5- 6 уроков подряд), он проверяет работу, систему требований, подход, работоспособность и актив­ность одних и тех же учеников в разных условиях. Такое, посещение позволяет сделать конкретные выводы о том, почему ученики у одного учителя прилежно занимаются, а у другого нет, как поддерживается дисциплина, как вы­полняются единые требования к учащимся.

5. Целевое посещение урока с приглашением специа­листа.

Руководитель школы не является специалистом по всем предметам. При возникновении каких-либо сомне­ний, а также с целью более углубленного изучения рабо­ты учителя директор и его заместитель просят специа­листа-мастера посетить уроки коллеги. Такое посещение возможно как в составе бригады (при фронтальной про­верке), так и специально совместно с руководителем школы.

6. Проверка и просмотр различной документации: журналов и поурочных планов учителей, планов классных руководителей. Руководители школ могут посмотреть эти
документы в связи с посещением урока или независимо от этого. Изучение планов помогает проникнуть в твор­ческую лабораторию учителей.

7. Проведение бесед с учителями.

Руководителям школы полезно примерно раз в чет­верть по графику проводить индивидуальные беседы с учителями по вопросам выполнения программ, методиче­ским проблемам, успеваемости и посещаемости уча­щихся, а также по вопросам повышения квалификации.

8. Бригадная проверка состояния преподавания по от­дельным конкретным вопросам (применение ТСО и т.д.). Изучение работы учителя при помощи перечисленных ви­дов контроля помогает проникнуть в саму сущность педа­гогического процесса, разобраться в приемах и методах преподавания, что крайне важно для совершенствования педагогического мастерства учителя. Но этого недостаточ­но. Нас интересует не только процесс, но и результаты этого процесса, уровень знаний, умений и навыков уча­щихся, их самостоятельность, творческий потенциал.

Администрация школы обязана систематически из­учать уровень знаний и навыков учащихся. Для этого в школе сложились следующие способы:

1. Проведение устного опроса учащихся лично прове­ряющим или учителем по заранее предложенным вопро­сам. Руководитель школы в конце урока может в тактич­ной форме задать несколько вопросов учащимся, чтобы проверить, как усвоен материал урока, а также как они подготовились к занятиям.

2.Проведение директорских письменных контрольных работ в отдельных классах или по параллельным классам или по всем классам по определенным предметам. Работа
проверяется комиссией или администрацией школы.

3.Изучение ученических тетрадей, чертежей, схем, карт. Такое изучение помогает определить систематичность рабо­ты учащихся, степень усвоения материала, работу учителя по проверке домашних и контрольных работ и т.д.

4. Проверка умений и навыков, учащихся в проведении практических и лабораторных работ, а также трудовых на­выков по трудовому обучению. Руководители школ проверяют непосредственно в лабораторных или мастерских умения учащихся самостоятельно проводить опыты или выполнять те или иные предусмотренные программой трудовые операции.

Контроль за воспитательным процессом. Осуществляется, в ходе учебного процесса. Основная вос­питательная работа проходит именно на уроке, это важно знать каждому руководителю. Нужно решительно бороть­ся с отрывом воспитания от обучения. Обучение и воспи­тание — единый процесс, органически взаимосвязанный. При посещении уроков важно выяснить, в какой мере развиваются страсть к знаниям, трудолюбие, чувство от­ветственности, нравственные качества, художественный вкус, культурные запросы, чувство патриотизма и интер­национализма, уважение к человеку, к свободе, презрение к подлости, нетрудовым доходам, шовинизму.

Однако такого контроля недостаточно.

Заметное место в контроле за воспитательным процес­сом занимает изучение внеурочной работы классного ру­ководителя, деятельность детских общественных органи заций, клубов, кружков, секций, а также общие результа­ты ^той работы

Прежде всего, контролируется сам воспитательный процесс: планирование воспитательной работы и выпол­нение планов, качество проведения коллективных меро­приятий; дежурство, качество уроков культуры, уроков мужества, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми, спортивные мероприятия.

Администрация школы для изучения уровня воспита­тельной работы использует следующие методы:

1. Просмотр документации (планов, стендов отчета, докладов).

2. Непосредственное наблюдение: а) за ходом учебно­го процесса и качеством уроков; б) за проведением собра­ний, мероприятий, соревнований; в) за состоянием мебе­ли, пособий, книг, групповых помещений; г) за дисци­плиной учащихся на уроках, во время перемен, в общественных местах.

3. Специальные проверки: а) осведомленности учащихся о важнейших событиях в стране и за рубежом; б)отношения учащихся к выполнению общественных поручений;

в) проведения классных часов; г) санитарного состояния; д) активности работы в кружках и т.д.

4. Анкетирование (устанавливается крут интересов учащихся, их занятия и увлечения).

5. Беседы с учащимися, преподавателями, родителями.

Планирование внутришкольного контроля. Эффек­тивным средством педагогического контроля является комплексное планирование внутришкольного контроля с предварительным предупреждением всех учителей о сроках и формах контроля. Обычно в виде графической схемы вывешивается в учительской план с указанием, когда и каким способом администрация и представите­ли общественности будут просматривать документа­цию, проверять внеклассную работу, работу методиче­ских секций, осуществлять контроль за качеством зна­ний, умений и навыков учащихся, за организацией и проведением практических и лабораторных работ и факультативных занятий. В этом отношении полезно наметить наиболее важные темы программного мате­риала по всем предметам и именно по этим темам про­верять навыки и знания учащихся. При этом сооб­щаются и методы контроля: устная проверка, работа учителя, комплексное изучение отдельных классов, па­раллельное посещение уроков, тематическое посеще­ние уроков, указываются сроки бесед с учителями и классными руководителями по всем основным вопросам обучения и воспитания за определенный период. Такой план дисциплинирует и учителя и руководителей школ, предупреждает стихийность, неритмичность ра­боты.

Такое планирование исключает недостатки усиленного "случайного" контроля за работой одних учителей и "забвение" других, равномерно распределяется контроль, применяются различные средства контроля Предупреждение о контроле, гласность мобилизует учителей к своевременному выполнению главных, ведущих сторон и учебной и воспитательной работе, что является решающим обстоятельством во всей организации школьной жизни.

Наши рекомендации