Тема 4. Сущность воспитания
Воспитание – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.
Воспитание - это сложный, многофакторный процесс.
Рис. 6. Классификация видов воспитания
Рис. 7. Содержание закономерностей процесса воспитания
Принципы воспитания сформулированы педагогической наукой на основе анализа исторического опыта, практики воспитания и, с другой стороны, на основе современного понимания процесса воспитания, требований времени, в свете тенденций социального развития. Система принципов определяет воспитание с ориентацией на гармонизацию свободного развития личности, её прав на самореализацию и подчинение человека нормам и требованиям общества. Такое воспитание называют гуманистическим.
Рис. 8. Классификация принципов воспитания
Методами воспитания современная педагогика называет способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
В основу классификации методов воспитания часто кладут направленность способа воздействия на ту или иную сферу личности (на сознание, на поведение и др., см. рис. 9); есть методы, направленные преимущественно на формирование взглядов, убеждений (см. рис. 10).
Рис. 9. Классификация методов воспитания
Рис. 10. Классификация методов воспитания
Система воспитания студентов формирует качества личности и акцентирует внимание:
на развитии высоких нравственных принципов и духовных качеств;
на характеристиках компетентного специалиста (владение на высоком уровне профессиональной деятельностью, владение приемами самореализации и саморазвития в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности, ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка).
Понятие личности относится к числу наиболее сложных понятий о человеке. Сложность обусловлена, во-первых, вниманием к человеку как к объекту исследования со стороны многочисленных наук; во-вторых, активной ролью человека в общественной жизни; в-третьих, личность – это всё-таки взрослый человек.
(Согласно определению: взрослый человек – это лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения).
Сопоставляя понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», ученые утверждают, что индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.
Рис. 11. Структура категории "личность"
Личность – это специфические качества человека, формируемые в процессе производственных и общественных отношений, т.е. социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые проявляются в ходе социального опыта.
Стереотип - это предвзятое мнение, которое укоренилось в психике человека.
Идеал (греч. idea - идея, первообраз) – образ совершенства, наиболее ценного и величественного, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла.
Имидж –образ, создаваемый исключительно посредством стереотипов.
Авторитет – неформальное влияние личности или организации на самых разнообразных уровнях социальной структуры. Роль авторитета проявляется в способности направить массовое поведение в определенное русло. При этом характерной особенностью данной способности выступает практически полное отсутствие принуждения. Основу авторитета составляют:
- рациональные установки, т.е. правила, которые определяют сам процесс приобретения власти;
- традиции, когда порядок полагается священным и неизменным;
- исключительные качества лидера.
Рис. 12. Классификация ложного авторитета
Мораль(от французского слова morale нравственность, является формой общественного сознания) – совокупность норм и правил, определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг к другу.
Рис. 13. Содержание нравственного воспитания
Семейное воспитание – это система воспитания и обучения в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Задачи семейного воспитания:
* создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;
* передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
* научит детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;
* воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного Я.
Принципы семейного воспитания:
* гуманность и милосердие к растущему человеку;
* вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
* открытость и доверительность отношений в семье;
* последовательность старших в своих требованиях;
* оказание посильной помощи ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
«Счастливы дети, - писал Белинский В.Г., - когда для них открыта родительская грудь и объятия, которые всегда готовы принять их, правых и виноватых, и в которые они всегда могут броситься без страха и сомнения».
Рис. 14. Специфика и факторы благоприятного семейного воспитания
Известный педагог Сухомлинский В.А. писал: «Трудный ребенок - это дитя пороков родителей, зла семейной жизни, это цветок, расцветающий в атмосфере бессердечия, неправды, обмана, праздности, презрения к людям, пренебрежения своим общественным долгом ».
Рис. 15. Причины семейных конфликтов
_____________
жКонфликт – эмоционально обострённые противоречия
Традиционный вопрос " Кто виноват? ", разрешая конфликт,
стоит заменить другим " Как нам быть? "
Рис. 16. Пути разрешения конфликтов
Типы неправильного семейного воспитания
Тип воспитания | Характеристика неправильного семейного воспитания |
Безнадзорность, бесконтрольность | Родители излишне заняты своими делами, дети предоставлены сами себе и часто попадают под влияние негативных факторов |
Гиперопека | Ребёнок находится под бдительным и неустанным надзором, постоянно сталкивается с запретами |
Воспитание по типу Золушки | Воспитание характеризуется безразличием родителей к своим детям, эмоциональной отверженностью |
«Жёсткое воспитание» | За малейшую провинность ребёнка сурово наказывают, и он растёт в постоянном страхе. Страх – источник пороков: жестокости, приспособленчества, угодничества и др. |
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности | Ребёнку внушается мысль, что он должен оправдать честолюбивые надежды родителей, или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. У детей появляются навязчивые страхи, тревога за благополучие своё и близких |
Синдром опасного обращения с детьми | Самый недопустимый тип воспитания, связанный с физическими наказаниями детей, чаще всего мальчиков. Впоследствии они сами унижают других, становятся жестокими |
Контрольные вопросы
1. Виды воспитания.
2. Закономерности процесса воспитания.
3. Принципы и методы воспитания.
4. Структура категории личности.
5. Факторы благоприятного семейного воспитания.
6. Условия разрешения конфликта.
7. Типы неправильного семейного воспитания.