Тема 9. Сущность процесса воспитания

Воспитание в педагогическом процессе. Характеристика процесса воспитания. Основные задачи и виды воспитания. Воспитание в широком и узком смысле. Категории воспитания, воспитательного процесса. Роль педагога в воспитательном процессе. Эффективность воспитания.

Принципы воспитания и их специфика. Требования, предъявляемые к принципам. Отсутствие универсальности и неизменности принципов. Личностная обусловленность реализации принципов воспитания мастерством воспитателя. Определение категории метода, приема и средства воспитания, их отличие между собой. Классификация методов воспитание разными авторами: методы сознания, организации деятельности, стимулирования; методы убеждения, упражнения, оценки и самооценки. Характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Средства воспитания и их система. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Определение категорий организационных форм воспитания. Мероприятие как организационная форма воздействия коллектива на ученика и как целенаправленное воздействие учителя на учащихся. Классификация форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.) Выбор форм воспитания. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Эффективность применения форм воспитания. Методы самовоспитания и самообразования.

Особенности организации воспитательной работы в системе МЧС России. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.

Семинарское занятие.Принципы, средства и методы воспитания. Сущность воспитания в коллективе и через коллектив. Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.

Практическое занятие.Изучение нормативных документов, регламентирующих организацию воспитательной работы в подразделениях МЧС. Изучение методов организации индивидуально - воспитательной работы. Разработка плана воспитательной работы в подразделениях ГПС МЧС.

Самостоятельная работа. Выбор методов воспитания. Условия эффективности их применения. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.

Рекомендуемая литература:

основная: [1, 2, 3, 4, 5];

дополнительная: [1, 3, 5, 6, 7].

4.4 РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

РАЗДЕЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ (ПОСЛЕДУЮЩИЕ) ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Психология как наука Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Деловое общение
Тема 2. Психика, поведение и деятельность. Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент
Тема 3 Познавательные психические процессы. Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент
Тема 4. Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент
Тема 5. Психология личности. Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления Менеджмент
Тема 6. Общение и межличностные отношения Концепция современного естествознания Социология Безопасность жизнедеятельности Психология управления  
РАЗДЕЛ II. ПЕДАГОГИКА  
Тема 7. Педагогика как наука Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Политология Деловое общение
Тема 8. Сущность педагогического процесса Философия Профессиональная этика и служебный этикет Социология Политология Деловое общение

Наши рекомендации