Раскройте сущность понятия «методы воспитания». Охарактеризуйте классификацию методов воспитания по их месту в процессе воспитания.

И. Ф. Харламов определяет методы воспитания как совокуп­ность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершен­ствования.

Приемы воспитания - частное проявление методов воспита­ния; они подчиняются методам воспитания и входят в их струк­туру; тесно связаны между собой и в зависимости от ситуации могут выступать самостоятельно. Например, эмоциональный на­строй с помощью музыки при проведении беседы; обращение на «вы», когда учитель дает замечание ученику.

Классификация методов воспитания - это построенная по определенному признаку система методов. Современной педаго­гикой накоплено много различных модификаций методов воспи­тания.

В настоящее время наиболее объективной и удобной пред­ставляется классификация методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский):

· методы формирования сознания личности (основаны на прин­ципе единства сознания и поведения);

· методы организации деятельности и формирования опыта пове­дения (основаны на тезисе о формировании личности в деятель­ности);

· методы стимулирования поведения (отражают потребностно-мотивационный компонент деятельности.

· Некоторые ученые выделяют методы самовоспитания (само­контроль, самонаблюдение, самовнушение, самостимулирование и др.),

· методы контроля за эффективностью воспитания (наблю­дение, беседа, опрос, диагностика, тренинг и др.). Все группы ме­тодов воспитания используются только комплексно.

Значение методов формирования сознания личности в вос­питании возрастает по мере созревания у учащихся внутренней нравственной потребности в расширении жизненного кругозора, углублении самосознания.

В процессе применения этой группы методов расширяется нрав­ственное сознание, развивается нравственное мышление школьни­ков; педагог получает диагностическую информацию о степени сформированное™ у них смысловых нравственных ориентиров поведения.

Методы формирования сознания - это методы воздействия на сознание, поведение, волю детей в целях формирования у них системы взглядов и убеждений. Они обеспечивают решение глав­ной задачи воспитания школьников - формирования их мировоз­зрения, высоких общественных и политических качеств, созна­тельной убежденности. Синонимичное название этой группы ме­тодов - методы убеждения.

Функцииметодов формирования сознания:

• формирование знаний о правилах и нормах поведения, знаний о морали, труде, общении;

• формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

• обобщение, анализ собственного опыта школьников;

• трансформация общественных ценностей в индивидуальные ус­тановки.

Основной инструмент - слово, сообщение и обсуждение ин­формации; убеждать нужно и делом, и словом.

Средства убеждения: логические выводы, цифры, факты, при­меры, эпизоды, практическая деятельность.

К этой группе методов относятся рассказ, беседа, диспут, лекция, разъяснение, пример, внушение и др.

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Функции: служить источником знаний; обогащать нравствен­ный опыт личности опытом других людей; быть положительным примером в воспитании.

Требования: краткость, эмоциональность, доступность, иллю-стрированность, соответствующая обстановка, живая и образная речь и др.

Беседа - метод систематического и последовательного обсуж­дения знаний в вопросно-ответной форме. Предполагает участие обеих сторон — воспитателя и воспитанника.

В воспитательном процессе учителями чаще всего использу­ется этическая беседа. Цель этической беседы - формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа состоит, как правило, из краткого вступления учителя и поста­новки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Предметом для этической беседы могут быть нравст­венные, социальные, этические и другие проблемы.

Требования: интересное содержание, проблемный характер, возможность высказать свое мнение, живой разговор и др.

Лекция - это систематизированное изложение проблемы в монологической форме. Темы лекций - социатьная жизнь, нрав­ственные, эстетические проблемы. Лекция проводится в старших классах. От рассказа лекция отличается большей продолжитель­ностью, глубиной освещаемого вопроса, исследованием его исто­рии и установлением связей между явлениями.

Требования: информативность, доступность, эмоциональность, убедительность, логичность и др.

Диспут - это спор в целях выработки правильных суждений и установок, обучения умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должны стать получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и вы­бор. Одно из требований - не требовать единого решения и не де­лать никаких общих выводов.

Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на группу или на отдельных воспитанников.

Функции: сформировать либо закрепить новое качество или форму поведения для выработки правильного отношения к уже совершенному поступку. Разъяснение опирается на внушение.

Внушение - это воздействие на личность с помощью эмоцио­нальных приемов при сниженной критичности личности, при из­вестном доверии к внушающему.

Пример - рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литера­турного или жизненного факта, личности.

Функции: иллюстрация, конкретизация общих проблем, акти-иизация собственной душевной работы.

Действие примера основано на свойстве личности к подража­нию, характер которого зависит от возраста. Младшие школьники берут готовые образцы, подражание подростков носит избиратель­ный характер, в юношеском возрасте примером служит конкретное лицо или собирательный образ. Важную роль играют эталоны, формируемые СМИ, искусством. Нередко массовая культура несет отрицательное воздействие на детей. Важно окружить ребенка по­ложительными примерами для подражания. Существенна сила по­ложительного воздействия педагога, когда между словом и делом нет расхождений. Пример можно отнести и к методам формирова­ния опыта поведения, так как может служить действенным образ­цом в нравственном поведении.

Методы организации деятельности и формирования опы­та поведения являются ведущими в классификации методов вос­питания по их месту в процессе воспитания (Г. И. Щукина, Ю. К. Бабанский) и тесно связаны с методами формирования соз­нания, так как только по конкретным действиям, поведению уче­ника можно судить о степени сформированное™ его нравствен­ного сознания, об уровне его воспитанности.

Основное понятие — воспитание в деятельности - проходит через все методы этой группы, так как они основаны на практиче­ской деятельности воспитанников. Позиция учеников должна быть активной, и функции их должны меняться: все проходят роли ис­полнителей и организаторов.

Таким образом, методы организации деятельности и форми­рования опыта поведения - это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

Основная функция методов организации деятельности и фор­мирования опыта поведения - выработка умений и привычек пра­вильного поведения.

Группа методов организации деятельности и формирования опыта поведения включает в себя приучение, упражнение, пору­чение, создание воспитывающих ситуаций, педагогическое тре­бование, общественное мнение и др.

Приучение - это организация регулярного выполнения детьми действий с целью превратить их в привычные формы поведения. Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают соз­нательные установки личности, поэтому их так важно формиро­вать. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Методи­ка требует объяснять учащимся, что, как и зачем нужно делать. Приучение предполагает и проверку выполнения действий.

Упражнение - это многократное повторение, совершенство­вание способов действий как устойчивой основы поведения. Пси­холог Л. И. Божович отмечала: «Качества личности нельзя воспи­тывать только путем убеждений, требований, поощрений и нака­заний. Способам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике». Упражнение опирается на приучение и реализуется через поручение, выполне­ние роли в общей деятельности (участие в КТД). Результат уп­ражнения - устойчивые качества личности: навыки и привычки.

Упражнения применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического, физического и трудового вос­питания: патриотизма, дисциплинированности, культуры поведе­ния на занятиях и переменах, общения, санитарно-гигиенических умений и навыков и т. д. Многие недочеты в работе и поведении учащихся, которые наблюдаются в школах, часто являются следст­вием неумелого использования метода упражнений (приучения) в процессе воспитания.

Условия эффективности: система упражнений; доступность и посильность, частота повторений, контроль и коррекция, учет личностных качеств, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений и т. д. Поручение - с их помощью детей приучают к положительным поступкам, развивают у них положительные качества. Поручения могут быть временные и постоянные. При помощи поручения у детей воспитываются ответственность, дисциплинированность, нравственные качества.

Педагогическое требование - это предъявление к выполне­нию определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе. Требование может выражаться как сово­купность норм общественного поведения; реальная задача; кон­кретное указание о выполнении какого-либо действия.

По форме требования бывают прямые и косвенные. Первые имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются реши­тельным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Кос­венные требования предъявляются в виде просьбы, совета, наме­ка; они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам учени­ков. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требо­вания.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; они могут быть специально организо­ваны педагогом.

Их функция - создать условия для сознательной активной дея­тельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности.

Общественное мнение -выражение группового требования. Это совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллек­тива, социальной общественности к различным событиям и явле­ниям окружающей действительности. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащих­ся с оценкой их деятельности.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только ком­плексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития учащих­ся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

Сущность действия методов стимулирования состоит в по­буждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) по­ступка. Психологической основой этих методов являются пере­живание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызван­ные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свой­ственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения уча­щихся с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования в целях активизации личности к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельно­сти. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспек­тива, традиции, соревнование, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказание), метод «взрыва» (одномо­ментный и специально организованный), переключение, обеспече­ние успеха в деятельности и т. д.

Поощрение- это выражение положительной оценки, одоб­рения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.

Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрос­лых, награждение книгами и другие материальные награды. Ме­тодика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но и мотив, способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требует­ся младшим школьникам и не уверенным в себе детям.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения, В оте­чественной педагогике был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и имеющего негативные последствия (в 20-е годы XX в.). Однако позже было признано правомерным педагоги­чески грамотное применение наказания: оно, вызывая чувство сты­да, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности.

Формы наказания разнообразны: замечание учителя, преду­преждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания явля­ется метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил -извинись.

Детям в любом возрасте свойственно стремление к первенству. Желание утвердиться в окружающей среде - врожденная потреб­ность человека. Реализация этой потребности происходит в сорев­новании. Результаты соревнованийнадолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремле­ние к соперничеству у детей необходимо использовать при воспи­тании. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваются интеллектуально, фи­зически, нравственно и эстетически. Сравнивая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул собственного роста и дальнейшего самосовершенствования. Эффективности со­ревнования в детском коллективе способствует его игровая форма и то, что цели, задачи, содержание и условия определяются самими детьми.

Все эти методы, каждый по-своему, организуют и направляют жизнь ребенка и детского коллектива. Они активизируют детей на выполнение своих обязанностей, содействуют формированию но­вого и ценного жизненного опыта, тормозят и исключают вред­ные, нежелательные формы поведения.

Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет характеристику его результативности. Вы­полнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям воспитания.

К основным методам контроля за эффективностью воспи­тания относятся: педагогическое наблюдение за учениками; бесе­ды, направленные на выявление воспитанности; опросники {ан­кетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полез­ной деятельности, деятельности органов ученического само­управления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуе-мых и др.

Педагогическое наблюдение характеризуется непосредствен­ным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и опосредованное, откры­тое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и уз­кое и пр. Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фак­тов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить сте­пень информированности учащихся в области нравственных про­блем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оце­нить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т. п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологиче­ские опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опрос­ники позволяют своевременно выявлять возникающие противо­речия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как созна­тельное включение учеников в такие виды деятельности и обще­ния, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мас­терства, педагогической коллегиальности.

Завершается контроль за ходом воспитательной работы оце­ниванием не только результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности учителя и школы в целом.

Все рассмотренные методы воспитания должны применяться в совокупности, в умелом сочетании друг с другом и с методами формирования сознания и методами стимулирования. Только ком­плексное использование методов и средств воспитания приведет к ожидаемым результатам в процессе личностного развития уча­щихся и действенного формирования у них положительных свойств и качеств.

Наши рекомендации